2-437-12 о присуждении к исполнению обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов



Дело № 2-437(1)/2012                                                                           

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июня 2012 года                                                                                город Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Трутевой В.Н.,

при секретаре Спициной Т.В.,

с участием представителя истца - помощника Ртищевского межрайпрокурора Анненкова А.П.,

представителя ответчика - администрации муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области Платонова А.В., действующего на основании доверенности от 30 декабря 2011 года, сроком действия по 30 декабря 2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайпрокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Ртищево Ртищевского района Саратовской области, третье лицо - Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области - о присуждении к исполнению обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов,

установил:

Ртищевский межрайпрокурор в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования город Ртищево Ртищевского района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов. Свои требования прокурор обосновывает следующими обстоятельствами.

Согласно Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» и ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прокуратурой района совместно с государственным инспектором по охране природы проведена проверка природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района.

В ходе проверки обнаружено, что на территории города Ртищево имеются несанкционированные свалки отходов: две свалки расположены вдоль улицы Песчаная возле жилых домов №14 и №67, общей площадью более 200 кв.м, объем отходов более 200 куб. м; свалка, расположенная на расстоянии 25 метров от дома №7 по улице Мясокомбинат, общая площадь свалки более 150 кв.м, объем отходов более 80 куб.м; свалка на расстоянии 800 метров от территории нефтебазы и 2-х метрах от автодороги Ртищево-Аркадак, площадь свалки более 300 кв.м, объем отходов более 120 куб. м.

По мнению прокурора, на территории муниципального образования г. Ртищево нормы СанПина 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» не соблюдаются, поскольку имеются несанкционированные свалки твердого бытового мусора. Система рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономически целесообразной утилизации бытовых отходов в муниципальном образовании г. Ртищево не налажена.

Ответчиком нарушаются нормы Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения муниципального образования, нарушая тем самым права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Прокурор просит суд обязать ответчика в срок 1 месяц со дня вступления в силу решения суда устранить загрязнение территории муниципального образования, ликвидировав свалки твердых бытовых отходов.

В судебном заседании помощник Ртищевского межрайпрокурора Анненков А.П. поддержал заявленные требования.

Третье лицо - Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направил.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования город Ртищево Ртищевского муниципального района Саратовской области Платонов А.В. исковые требования не признал. Не оспаривая обязанность администрации по организации сбора и вывоза бытовых отходах, наличия несанкционированных свалок на территории городского поселения, представитель пояснил, что свалки организованы гражданами, личность их не установлена. Сотрудники полиции могут составлять протоколы на граждан, которые выбрасывают мусор в неустановленных местах, однако они бездействуют. В городе организован вывоз мусора, однако граждане выбрасывают мусор на улицу, не пользуясь услугами организации, занимающейся вывозом мусора.

Суд, выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

В силу ст.42 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.ст.14,15 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации» и ст. 8 ФЗ от 24 апреля 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 № 607-ст) определено, чтонесанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

В силу п.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Минздравом СССР 05 августа 1988 № 4690-88. (Далее по тексту - СанПин 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Пункт 3.1 СанПина 42-128-4690-88 устанавливает запрет на вывоз отходов на не предназначенные для этого места, а также закапывание их на сельскохозяйственных полях.

Судом бесспорно установлено, что на территории муниципального образования города Ртищево имеются несанкционированные свалки отходов: две свалки расположены вдоль улицы Песчаная возле жилых домов № 14 и № 67, общей площадью более 200 кв.м, объем отходов более 200 куб. м; свалка, расположенная на расстоянии 25 метров от дома №7 по улице Мясокомбинат, общая площадь свалки более 150 кв.м, объем отходов более 80 куб.м; свалка на расстоянии 800 метров от территории нефтебазы и 2-х метрах от автодороги Ртищево - Аркадак, площадь свалки более 300 кв.м, объем отходов более 120 куб. м.

Эти обстоятельства не отрицаются представителем ответчика, подтверждаются справками, подписанными Государственным инспектором по ОП по Саратовской области, фототаблицами к справкам (л.д.9-10, 21-22,35-36).

Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования города Ртищево Ртищевского муниципального района к вопросам местного поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (л.д.8).

Наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов нарушает Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ставя под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения муниципального образования, нарушая тем самым права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания.

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со статьями 9, 139 - 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. Если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд полагает, что ответчик должен исполнить свои обязательства по ликвидации несанкционированных свалок в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда. Данный срок, с учетом времени вступления решения суда в законную силу, является разумным для исполнения такого рода обязательств.

Довод представителя ответчика о невыполнении работниками полиции обязанности о выявлении и привлечении к административной ответственности лиц, выбрасывающих мусор в несанкционированных местах, не может являться основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанностей по соблюдению прав граждан на благоприятную среду обитания.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ртищевского межрайпрокурора удовлетворить

Обязать администрацию муниципального образования город Ртищево Ртищевского района Саратовской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить загрязнение территории муниципального образования, ликвидировав несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные: вдоль улицы Песчаная; возле дома №7 (семь) по улице Мясокомбинат в городе Ртищево; на расстоянии 800 метров от территории нефтебазы и 2-х метрах от автодороги Ртищево-Аркадак.

Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья