Дело № 2-501(1)/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июня 2012 года г. Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Армяшиной Е.А., при секретаре Туновой Е.А., с участием помощника Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Анненкова А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, установил: Ртищевский межрайонный прокурор Саратовской области (далее - Прокурор) в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области (далее - администрация Салтыковского МО) о присуждении к исполнению обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов. Прокурор в иске указал, что проверкой, проведенной Прокуратурой совместно с государственным инспектором по охране природы, установлено, что на территории Салтыковского МО не в полной мере соблюдается природоохранное и санитарно-эпидемиологическое законодательство. В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и потребления») территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьями 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. В настоящее время на территории Салтыковского МО имеется несанкционированная свалка отходов в границах посёлка Первомайский Салтыковского МО на расстоянии 1,5 км. от жилой зоны и 600 метров от газораспределительной станции в юго-восточном направлении, площадью более 200 кв.м., объем отходов более 150 куб.м, что свидетельствует о том, что ответчиком не приняты меры к выполнению требований названного законодательства, которое направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Проверкой установлено, что на территории Салтыковского МО нормы СанПина 42-128-4690-88 не соблюдаются, поскольку имеется несанкционированная свалка твердого бытового мусора, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Салтыковского МО. Ответчик не обеспечивает организацию сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора, нарушая тем самым права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания. Обращаясь в суд с указанным иском, Прокурор просит суд: обязать администрацию Салтыковского МО в срок 1 месяц со дня вступления в силу решения суда устранить загрязнение территории муниципального образования - ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную в границах посёлка Первомайский Салтыковского муниципального образования на расстоянии 1,5 км. от жилой зоны и 600 метров от газораспределительной станции в юго-восточном направлении. В судебном заседании помощник Прокурора Анненков А.П. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении, дал пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении. Ответчик - администрация Салтыковского МО, будучи надлежащим образом извещённой о рассмотрении дела, своего представителя в суд не направила. В поступившем в суд заявлении исполняющая обязанности Главы администрации Салтыковского МО Бугаева Л.А. указала на признание иска Прокурора, просила рассмотреть дело без участия представителя ответчика. Третье лицо - Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, будучи извещённым о рассмотрении дела, представителя для участия в деле не направил. На основании статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело без участия представителей ответчика, третьего лица. Суд, заслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему. На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды. Согласно статьи 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу статей 14,15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и статьи 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статьями 4, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Таким образом, действующее законодательство направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Несоблюдение администрацией Салтыковского МО названных норм Закона не оспорено ответчиком и подтверждается справкой о проведённой Прокуратурой совместно с государственным инспектором по охране природы по Саратовской области проверки соблюдения на территории Салтыковского МО природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Проверкой установлено, что на территории Салтыковского МО имеется несанкционированная свалка отходов в границах посёлка Первомайский Салтыковского МО на расстоянии 1,5 км. от жилой зоны и 600 метров от газораспределительной станции в юго-восточном направлении, площадью более 200 кв.м., объём отходов более 150 куб.м. В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введённым в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 № 607-ст под несанкционированной свалкой отход являются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Согласно пункту 2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» № 4690-88, утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 года (далее - СанПин 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта. Пунктом 3.1 СанПина 42-128-4690-88 установлен запрет на вывоз отходов на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывание их на сельскохозяйственных полях. Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Салтыковского МО. Не обеспечением ответчиком организации сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов и мусора с территории Салтыковского МО нарушаются права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьёй 42 Конституции Российской Федерации, статьёй 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и гарантированные государством, а также интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьёй 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой, непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного Прокурором иска, как основанного на Законе и доказательно обоснованного. На основании части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в порядке статьи 45 ГПК РФ в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области о присуждении к исполнению обязанности по ликвидации несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов - удовлетворить. Обязать администрацию Салтыковского муниципального образования Ртищевского муниципального района Саратовской области в срок 1 (один) месяц со дня вступления в силу решения суда устранить загрязнение территории муниципального образования - ликвидировать несанкционированную свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную в границах посёлка Первомайский Салтыковского муниципального образования на расстоянии 1,5 км. от жилой зоны и 600 метров от газораспределительной станции в юго-восточном направлении. Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд. Судья