Дело №2-487(1)/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 03 июля 2012 года г. Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В., при секретаре Жевак О.В., с участием представителя истца Бардеева Д.В. - Бардеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бардеева Д.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, установил: Бардеев Д.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований истец указывает, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от 20 октября 2009 года №418 он является нанимателем квартиры <адрес>. Данная квартира расположена в многоквартирном жилом доме, принадлежит государственному жилищному фонду. Зарегистрирован в квартире он один. Он принял решение приватизировать занимаемое им жилое помещение, обратился с администрацию муниципального образования город Ртищево Саратовской области. 12 апреля 2012 года за №472 ему пришел ответ, что данное жилое помещение на состоит на балансе муниципального образования и не числится в реестре объектов муниципального имущества. На обращение к ответчику Министерству обороны РФ с заявлением о приватизации, был получен ответ от 12 апреля 2012 года за №194/07/9135 Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о невозможности заключения договора передачи квартиры в собственность и разъяснено его право обратиться в порядке гражданского судопроизводства за признанием права собственности на занимаемое жилое помещение. Истец своего права на приватизацию жилого помещения до настоящего времени не использовал. Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Истцы Бардеев Д.В., будучи надлежащем образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца Бардеева Д.В. - Бардеева Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Ответчики - Федеральное Государственное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Администрация муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области надлежащем образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки представителей не сообщили, не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Суд, исследовав письменные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст.35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с п.1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма. Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст.235 ГК РФ следует, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ст. ст. 2, 4, 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности, жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан. 04 августа 2011 года Президент РФ поручением Пр.3366, п.2 дал поручение об утверждении графика передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны РФ в муниципальную собственность. По указанию Главы государства этот график должен был быть утвержден до 01 октября 2011 года. Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2011 года № 1717 были определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приему документов на приватизацию и заключению соответствующих договоров возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны. Согласно Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (ч.1 ст. 2).При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (ч.5 ст.2). Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (ч.1 ст. 3).Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (ч. 3 ст. 3). Судом установлено, что на основании ордера №613 от 09 августа 1971 года, ФИО7 как нанимателю, в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес>. В дальнейшем в указанном жилом помещении были зарегистрированы как члены семьи нанимателя - дочь Бардеева Н.В., зять ФИО6 и внук Бардеев Д.В. ФИО6, Бардеева Н.В. снялись с регистрационного учета 28 января 1997 года, ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ. Согласно поквартирной карточки, справки о составе семьи №171 от 19 марта 2012 года, выданных начальником РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» усматривается, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Как следует из договора социального найма жилого помещения №418 от 20 октября 2009 года Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «206 КЭЧ района» в лице начальника Юркина И.В., действующего от имени собственника жилого помещения Министерства Обороны РФ и Бардеев Д.В., на основании ордера №613 на жилое помещение от 09 августа 1971 года и заявления от 25 сентября 2009 года заключили договор социального найма жилого помещения, согласно которому Бардееву Д.В. предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение по указанному адресу, находящееся в государственной собственности. Согласно справок директора МУП «ЕРКЦ» от 20 марта 2012 года, от 15 июня 2012 года, справки №311 от 16 мая 2012 года начальника РЭУ №6 следует, что Бардеев Д.В. с 05 июня 1992 года по 15 января 1993 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>; с 15 января 1993 года по 21 января 1998 года был зарегистрирован по адресу: <адрес> ( по свидетельству о рождении) и с 21 января 1998 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес> (по паспорту), и право на приватизацию не использовал. Из письменного заявления Бардеева Д.В. от 15 июня 2012 года следует, что несовершеннолетних детей у истца не имеется. Согласно справки начальника РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» следует, что задолженности по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, по оплате за пользование жилым помещением, за предоставляемые услуги за указанное жилое помещение не имеется. Из сообщения начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области № 472 от 12 апреля 2012 года следует, что спорная квартира не состоит на балансе отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и не числится в реестре объектов муниципального имущества. Судом установлено, что истец обращался в Министерство обороны РФ с заявлением о приватизации жилого помещения. Согласно сведениям письма №194/07/9135 от 12 апреля 2012 года директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ следует, что в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Одновременно разъяснено, что признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства. Судом установлено, что истец обращался с заявлением в ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России с вопросом о приватизации жилого помещения по указанному адресу, с предоставлением необходимых документов. Согласно сведениям письма №141/4-4425 от 27 апреля 2012 года ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО» Минобороны России следует, что поступившее заявление истца 29 марта 2012 года по вопросу приватизации указанной квартиры рассмотрено. В соответствии с п.3.4. Устава ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им. ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России не имеет возможности в установленном законом порядке заключить договор передачи квартиры в собственность, и не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением. Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии со ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно справки Ртищевского филиала ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», справки Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», и уведомления Ртищевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области № 42/024/2012-490 от 31 мая 2012 года следует, что отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - спорную квартиру. Согласно сведениям технического паспорта на указанное помещение от 16 апреля 2012 года, изготовленного Ртищевским отделением Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», спорная квартира состоит из трех жилых комнат, имеет общую площадь 59,4 кв.м., жилую площадь 43,5 кв.м., инвентаризационную стоимость - 236525 рублей. Истец является гражданином Российской Федерации, право на приватизацию не использовал. В соответствии со ст.18 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Предоставленное истцу жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не расположено в закрытом военном городке и не является служебным жилым помещением. Согласно письма №141/4-851 от 02 февраля 2012 года руководителя ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Министерства Обороны РФ следует, что указанный жилой дом <адрес> находится в оперативном управлении данного учреждения, принадлежит на праве собственности РФ. В связи с тем, что спорная квартира предоставлена из государственного жилищного фонда по договору социального найма в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, истец в силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право приобрести её в собственность в порядке бесплатной приватизации. Препятствий для приватизации указанного жилого помещения не имеется. Пунктами 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 года № 8 установлено, что требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями. Отсутствие нормативного регулирования порядка получения согласия Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, порядка заключения и оформления договоров на приватизацию жилого помещения нарушает право истца на приватизацию занимаемого жилого помещения. Данное право не оспаривается. Доказательств в опровержение установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела, в суд представлено не было. Учитывая, что истец фактически проживает в указанном жилом помещении, вселен в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истца на указанное жилье никем не оспаривается, суд считает заявленные исковые требования о признании за истцом права собственности на указанную квартиру в порядке приватизации законными, обоснованным и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Бардеева Д.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить. Признать за Бардеевым Д.В. право собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение - квартиру общей площадью 59,4 кв.м., в том числе жилой площадью 43,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> Право на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путём подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный судСаратовской области.