Дело №2-456(1)/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 05 июля 2012 года г. Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Ястребовой О.В., при секретаре Жевак О.В., с участием истцов Фадейкина А.В., Фадейкиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фадейкина А.В., Фадейкиной Т.И. к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации, установил: Фадейкин А.В., Фадейкина Т.И. обратились в суд с иском к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований истцы указывают, что на основании ордера №698 от 18 мая 2001 года им, Фадейкину А.В., Фадейкиной Т.И., Фадейкиной О.А. было предоставлено в пользование служебное жилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно данным технического паспорта, указанное жилое помещение - квартира состоит из двух комнат, имеет общую площадь 43,8 кв.м., жилую площадь 28,0 кв.м., инвентаризационную стоимость 221650 рублей. На основании постановления администрации ОМО Ртищевского района Саратовской области №704 от 09 июля 2001 года указанная квартира исключена из числа служебных. Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04 июля 1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан. Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2011 года №1717 были определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил РФ по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства Обороны РФ в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приему документов на приватизацию и заключению соответствующих договором возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны. Они обратились с письменным заявлением в уполномоченный орган Министерства обороны РФ - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России для решения вопроса о приватизации. Письмом от 26 марта 2012 года № 141/4-2901 уполномоченным должностным лицом ответчика сообщено об отсутствии возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность, указано на отсутствие права ответчика отчуждать имущество, закрепленное за учреждением. Из справки отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования г. Ртищево от 14 февраля 2012 года № 97 следует, что указанная квартира не числится в реестре объектов муниципального имущества. Учитывая, что действующим законодательством окончательный срок приватизации определен 01 марта 2013 года, истцы желают воспользоваться своим правом на безвозмездное получение жилого помещения в собственность. Жилое помещение было предоставлено им на условиях договора социального найма, что подтверждается поквартирной карточкой указанного жилого помещения, ордером. Оно не является аварийным, задолженность по оплате за пользование жилым помещением и коммунальные услуги отсутствует, право на приватизацию они не использовали. Фадейкина О.А. согласилась на приватизацию указанной квартиры, отказавшись от своего права на приватизацию. Просят признать за ними право общей долевой собственности, по 1/2 доле за каждым, в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В судебном заседании истцы Фадейкин А.В., Фадейкина Т.И. исковые требования поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Дополнили, что жилое помещение предоставлено Фадейкину А.В. и членам его семьи как военнослужащему, проходившему службу при войсковой части г.Ртищево. С указанного периода времени они стали проживать в квартире, осуществляют оплату коммунальных платежей. Истцы зарегистрированы и проживают в квартире, право на приватизацию не использовали. Представитель истцов Елисеева Н.Ю. надлежащем образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, не просила рассмотреть дело в её отсутствие. Ответчики - Министерство обороны Российской Федерации, Администрация муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, надлежащем образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки представителей не сообщили, не просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей. Представитель ответчика - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России Бакина И.И., действующая на основании доверенности от 30 января 2012 года №141/4-743, в письменном отзыве на исковое заявление полагала, что в соответствии с Уставом управления оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного правления. Поэтому не имеет права и не имеет возможности заключить договор передачи квартиры в собственность истцов, просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Указанный жилой дом <адрес> находится в оперативном управлении в ФГУ. Третье лицо - Фадейкина О.А., надлежащем образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, не возражала против удовлетворения исковых требований. В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Суд, исследовав письменные доказательства в их совокупности, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с п.1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда предоставляется на основании договора социального найма. Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно ст.235 ГК РФ следует, что по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ст. ст. 2, 4, 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности, жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан. 04 августа 2011 года Президент РФ поручением Пр.3366, п.2 дал поручение об утверждении графика передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны РФ в муниципальную собственность. По указанию Главы государства этот график должен был быть утвержден до 01 октября 2011 года. Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2011 года № 1717 были определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приему документов на приватизацию и заключению соответствующих договоров возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны. Согласно Федерального закона от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (ч.1 ст. 2).При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (ч.5 ст.2). Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (ч.1 ст. 3).Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (ч. 3 ст. 3). Судом установлено, что на основании ордера №698 от 18 мая 2001 года Фадейкину А.В. и членам его семьи Фадейкиной Т.И., Фадейкиной О.А., ФИО8 было передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, расположенное по адресу: <адрес>. ФИО8 снялся с регистрационного учета 28 мая 2008 года. Согласно постановления администрации ОМО Ртищевского района Саратовской области №704 от 09 июля 2001 года «Об изменении статуса жилплощади» следует, что исключена из числа служебных, в том числе, двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Согласно поквартирной карточки, выданной начальником РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» усматривается, что истцы, третье лицо Фадейкина О.А. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. Согласно справок начальника РЭУ №6 №249 от 18 апреля 2012 года, № 440 от 21 октября 2012 года следует, что истцы, Фадейкина О.А. с 15 октября 1993 года по 19 июня 2001 года проживали по адресу: <адрес>. С 19 июня 2001 года проживают по вышеуказанному адресу. Как следует из справки начальника КЭЧ района №362 от 19 августа 1993 года Фадейкин А.В. занимаемую им жилую площадь в г.Мары при в/ч 24 дом №14, кв. №21 сдал полностью 19 августа 1993 года. Из справки командира в/ч 62540 г.Ртищево от 17 января 2002 года следует, что Фадейкину А.В. беспроцентная ссуда на строительство жилья за период службы в войсковой части 62540 не выдавалась. Как усматривается из справок директора МУП «ЕРКЦ» от 25 октября 2011 года, от 09 февраля 2012 года следует, что Фадейкин А.В., Фадейкина Т.И., Фадейкина О.А. с 19 июня 2001 года по настоящее время зарегистрированы по указанному адресу и право на приватизацию не использовали. Согласно справки начальника РЭУ №6 филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» следует, что задолженности по оплате за содержание и ремонт жилого помещения, по оплате за пользование жилым помещением, за предоставляемые услуги за указанное жилое помещение не имеется. Из сообщения начальника отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области № 97 от 14 февраля 2012 года следует, что спорная квартира не состоит на балансе отдела по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области и не числится в реестре объектов муниципального имущества. Судом установлено, что истцы обращались с заявлением в ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России с вопросом о приватизации жилого помещения занимаемого ими жилого помещения по указанному адресу, с предоставлением необходимых документов. Фадейкина О.А. дала согласие на приватизацию, но отказалась от участия в приватизации жилого помещения. Согласно сведениям письма №141/4-2901 от 26 марта 2012 года ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО» Минобороны России следует, что поступившее заявление истцов 12 марта 2012 года по вопросу приватизации указанной квартиры рассмотрено. В соответствии с п.3.4. Устава ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им. ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России не имеет возможности в установленном законом порядке заключить договор передачи квартиры в собственность, и не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением. Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии со ст.7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретённое жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В силу ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Согласно справки Ртищевского филиала ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», справки Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ», и уведомления Ртищевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области № 42/024/2012-336 от 17 мая 2012 года следует, что отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества - спорную квартиру. Согласно сведениям технического паспорта на указанное помещение от 07 марта 2012 года, спорная квартира состоит из двух жилых комнат, имеет общую площадь 43,8 кв.м., жилую площадь 28,0 кв.м., инвентаризационную стоимость - 221650 рублей. Истцы являются гражданами Российской Федерации, право на приватизацию не использовали. Согласно согласия Фадейкиной О.А. от 24 октября 2011 года, зарегистрированного в реестре за №24-9089 нотариусом нотариального округа г.Мурманск следует, что она дает согласие на приватизацию, отказывается от участия в приватизации. В соответствии со ст.18 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Предоставленное истцам жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является общежитием, не расположено в закрытом военном городке и не является служебным жилым помещением. Согласно передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений МО РФ от 01 января 2011 года, представленного ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» следует, что жилой <адрес> в <адрес> находится в оперативном управлении данного учреждения, принадлежит на праве собственности РФ. В связи с тем, что спорная квартира предоставлена из государственного жилищного фонда по договору социального найма в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, истцы в силу статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести её в собственность в порядке бесплатной приватизации. Препятствий для приватизации указанного жилого помещения не имеется. Пунктами 5, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 года № 8 установлено, что требование граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями. Отсутствие нормативного регулирования порядка получения согласия Министерства обороны РФ как представителя собственника государственного имущества на передачу жилого помещения в собственность, порядка заключения и оформления договоров на приватизацию жилого помещения нарушает право истца на приватизацию занимаемого жилого помещения. Данное право не оспаривается. Доказательств в опровержение установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела, в суд представлено не было. Учитывая, что истцы фактически проживают в указанном жилом помещении, вселены в него в установленном законом порядке, в настоящее время право истцов на указанное жилье никем не оспаривается, суд считает заявленные исковые требования о признании за истцами права общей долевой собственности на указанную квартиру в порядке приватизации законными, обоснованным и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Фадейкина А.В., Фадейкиной Т.И. удовлетворить. Признать за Фадейкиным А.В., Фадейкиной Т.И. право общей долевой собственности, по 1/2 (одной второй) доле за каждым, в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение - квартиру общей площадью 43,8 кв.м., в том числе жилой площадью 28,0 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> Право на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путём подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный судСаратовской области.