Дело № 2-499(1)/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 июля 2012 года город Ртищево Ртищевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Армяшиной Е.А., при секретаре Костиной И.В., представителя истцов Елисеевой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина А.Н., Калининой Н.А. к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации, установил: Калинин А.Н., Калинина Н.А. обратились в суд с иском к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО», Федеральному Государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Центррегионжильё), Министерству обороны Российской Федерации (далее - МО РФ), администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области (далее - администрация МО г. Ртищево), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области (далее - Росимущество в Саратовской области) о признании за ними права общей долевой собственности, по 1/2 доле за каждым, в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение - <адрес>. В обоснование заявленного требования истцы указали, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, договора социального найма жилого помещения от 25 ноября 2004 года Федеральным Государственным квартирно - эксплуатационным учреждением «206 КЭЧ района» (далее - ФГКЭУ «206 КЭЧ района»), действующим от имени собственника жилого помещения - МО РФ, Калинину А.Н. и Калининой Н.А. в бессрочное владение и пользование было передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из одной комнаты общей площадью 33,0 кв.м., в том числе жилой площадью 17,1 кв.м, расположенное по вышеуказанному адресу. Истцы полагают, что имеют право на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку ранее в приватизации не участвовали, Военный городок, в котором они проживают, Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1470-р от 19 августа 2011 года «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации № 752-р от 01 июня 2000 года» исключён из перечня закрытых военных городков. В целях реализации права на приватизацию жилого помещения истцы обращались с письменным заявлением в уполномоченные органы МО РФ - ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» и Центррегионжильё о бесплатной передаче им в собственность занимаемой квартиры. Письмами от 284 апреля 2012 года № 14-юр-12/4467 и от 26 марта 2012 года № 141/4-2898 уполномоченными должностными лицами ответчиков им сообщено об отсутствии возможности для заключения договора передачи квартиры в собственность, указано на отсутствие у ответчиков права отчуждать закреплённое имущество. Квартира истцов в реестре объектов муниципального имущества не числится. Истцы Калинин А.Н., Калинина Н.А. в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела с участием своего представителя Елисеевой Н.Ю. Представитель истцов Елисеева Н.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования своих доверителей, дала пояснения аналогичные изложенному в иске, настаивала на его удовлетворении. Ответчики - Центррегионжильё, МО РФ, администрация МО г. Ртищево, Росимущество в Саратовской области, будучи извещёнными о рассмотрении дела надлежащим образом, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали. Ответчик - ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО», будучи извещённым о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя. В письменном отзыве на исковое заявление указало, что в соответствии с Уставом управления оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закреплённого за учреждением, поэтому не имеет права заключить договор передачи квартиры в собственность с истцами. На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд рассмотрел дело без участия истцов, представителей ответчиков. Суд, выслушав объяснения представителя истцов, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям. В соответствии со статьями 17, 18, 40, 45 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) право на жилище является непосредственно действующим, признаётся и гарантируется государством. Согласно пункту 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение государственного или муниципального жилищно - го фонда предоставляется на основании договора социального найма. Судом установлено, что квартира <адрес> была предоставлена истцу Калинину А.Н. на семью на основании ордера № 462 от 01 июня 1988 года Министерством обороны СССР в лице квартирно-эксплуатационной части Балашовского района Приволжского военного округа. Из объяснения представителя истцов, подтверждённых справкой о составе семьи № 14, выданной 13 января 2012 года управляющей организацией «Ртищевский ремонтно - эксплуатационный участок № 6» филиала «Саратовский» ОАО «Славянка» следует, что в настоящее время в указанной квартире зарегистрированы и проживают истцы. 25 ноября 2004 года ФГКЭУ «206 КЭЧ района», действующее от имени собственника жилого помещения - МО РФ, заключило с Калининым А.Н. договор социального найма жилого помещения на занимаемое изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности - квартиру <адрес>. ФГКЭУ «206 КЭЧ района» передало спорную квартиру нанимателю Калинину А.Н. и членам его семьи в бессрочное владение и пользование. На основании Приказа МО РФ № 1871 от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО» МО РФ является правопреемником ФГКЭУ «206 Балашовская Самарская квартирно-эксплуатационная часть района». Жилой дом <адрес> находится в собственности Российской Федерации, был закреплён на праве оперативного управления за ФГКЭУ «206 Балашовская КЭЧ района». Из указанного следует, что функции наймодателя жилого помещения, занимаемого истцами, перешли к ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО». Согласно техническому паспорту на квартиру <адрес>, изготовленному Ртищевским от- делением Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» 09 февраля 2012 года, жилое помещение состоит из одной жилой комнаты, имеет общую площадь 33,0 кв.м., жилую площадь 17,1 кв.м. Жилое помещение - спорная квартира отвечает требованиям части 2 статьи 62 ЖК РФ, то есть является изолированной, соответственно может быть самостоятельным предметом договора приватизации. Истцы являются гражданами Российской Федерации, что подтверждается данными паспорта №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по Саратовской области в городе Ртищево на имя Калинина А.Н. и паспорта №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделением УФМС России по Саратовской области в <адрес> на имя Калининой Н.А. Согласно сведениям, содержащимся в справке директора Ртищевского МУП «ЕРКЦ» от 17 января 2012 года, в функции которого переданы обязанности по приватизации жилых помещений в Ртищевском районе Саратовской области Калинин А.Н. и Калинина Н.А. право на приватизацию не использовали. На основании статей 2, 4, 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности, жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Распоряжением Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 19 августа 2011 года № 1470-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р» военный городок город Ртищево исключён из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, что по смыслу положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля1991 года № 1541-1 снимает ограничение на получение жилых помещений, расположенных на территории бывшего закрытого военного городка в собственность граждан. 04 августа 2011 года Президент Российской Федерации поручением Пр-3366 (пункт 2) обязал МО РФ совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации подготовить график передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации в муниципальную собственность. По указанию Главы государства этот график должен был быть утвержден до 01 октября 2011 года. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 сентября 2011 года № 1717 были определены порядок и инструкция по передаче жилых помещений, предоставляемых военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации по договорам социального найма из состава жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации в собственность граждан в порядке приватизации. Обязанность по приёму документов на приватизацию и заключению соответствующих договоров возложена на Департаменты жилищного обеспечения Министерства обороны. Согласно Федеральному закону от 08 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», жилые помещения, расположенные в границах военных городков подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность (часть 1 статьи 2). При этом, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество и (или) отсутствие его государственного учета, отсутствие установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации границ земельных участков, указанных в пункте 2 части 1 и части 3 настоящей статьи, не является препятствием для принятия решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (часть 5 статьи 2). Решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций (часть 1 статьи 3). Право на принятие указанного имущества в муниципальную собственность дано также главе городского округа, на территории которого находятся подлежащие передачи объекты (часть 3 статьи 3). Суд приходит к убеждению, что истцы имеют право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. Судом установлено, что истцы обращались с заявлениями о приватизации занимаемого жилого помещения в ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО» и Центррегионжильё, от которых ими были получены ответы за № 141/4-2898 от 26 марта 2012 года и за № 14-юр-12/4467 от 24 апреля 2012 года соответственно об отсутствии у ответчиков права на передачу в собственность занимаемого истцами жилого помещения. В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации «Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно пункту 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, приобретённое учреждением по договору и иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности и в соответствии с положением об учёте федерального имущества (Постановление Правительства РФ № 447 от 16 августа 2007 года) подлежит учёту в реестре федерального имущества. При этом обязанность по представлению документов возложена на правообладателей. Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 162 «О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом» МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляю - щим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации в ведении МО РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Из отзыва ответчика на исковое заявление следует, что ФГУ «Приволжско - Уральское ТУИО» не может в установленном порядке заключить с истцами договор передачи квартиры в собственность, поскольку не наделено такими полномочиями. Согласно письма администрации МО г. Ртищево от 16 февраля 2012 года за № 104, занимаемая истцами квартира не состоит на балансе отдела по имуществу и земельным отношениям администрации и не числится в реестре муниципального имущества. Между тем, государство, закрепив в законе право на бесплатную приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации. В силу статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать своё право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения находящегося в собственности Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Руководствуясь статьями 194 -198 ГПК РФ, суд решил: исковые требования Калинина А.Н., Калининой Н.А. к Федеральному Государственному учреждению «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному Государственному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, администрации муниципального образования город Ртищево Саратовской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области о признании права общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить. Признать за Калининым А.Н., Калининой Н.А. право общей долевой собственности, по 1/2 доле за каждым, в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру под номером № общей площадью 33,0 (тридцать три) квадратных метров, в том числе жилой площадью 17,1 (семнадцать целых одна десятая) квадратных метров, находящуюся в доме <адрес>. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Ртищевский районный суд.