административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ



Дело 5-13(1)/2011                                                                                                           

                                                       ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                   о назначении административного наказания

13 апреля 2011 года                                                                                               г. Ртищево

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Армяшиной Е.А.,

при секретаре Туновой Е.А.,

с участием представителя юридического лица ГУП «Водоканал» - конкурсного управляющего ГУП «Водоканал» Орлянского В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении Государствен -

ного унитарного предприятия «Водоканал» Ртищевского района, дочернего предприятия Государственного унитарного предприятия «Саратовоблводоканал» расположенного по адресу - <адрес>,

                                                             установил:

Государственное унитарное предприятие «Водоканал» Ртищевского района, дочернее предприятие Государственного унитарного предприятия «Саратовоблводоканал» (далее - ГУП «Водоканал») нарушило требования промышленной безопасности, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.

На основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Синицына В.П. -Р от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой выездной проверки», государственным инспектором отдела по общепромышленному надзору по Саратовской области Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Кузнецовым А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ГУП «Водоканал» требований промышленной безопасности при эксплуатации химически опасных и взрывопожарных производственных объектов.

Проверкой установлено, что ГУП «Водоканал» Ртищевского района эксплуатирует 3 опасных производственных объекта, которые зарегистрированы в Государственном реестре опасных производственных объектов, это - система газопотребления, склад хлора (включая хлораторную на территории ВОС), склад хлора (включая хлораторную на территории КОС). ГУП «Водоканал» осуществляет эксплуатацию указанных опасных производственных объектов на основании Лицензий от ДД.ММ.ГГГГ № ВП-51-002274 (С) на осуществление деятельности эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и от ДД.ММ.ГГГГ № ЭХ-51-001878 (X) на осуществление деятельности эксплуатации химически опасных производственных объектов. Срок действия указанных Лицензий не истёк.

Выявленные в ходе проведения проверки нарушения ГУП «Водоканал» обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации вышеуказанных опасных производственных объектов, были отражены в акте проверки -КР-470-Р от ДД.ММ.ГГГГ, с которым в этот же день был ознакомлен законный представитель юридического лица - конкурсный управляющий ГУП «Водоканал» Орлянский В.А. ДД.ММ.ГГГГ ГУП «Водоканал» было выдано Предписание -КР-470-Р о принятии мер по устранению выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с выявленными нарушениями в отношении юридического лица - ГУП «Водоканал» ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении -С, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Согласно протоколу, допущенные ГУП «Водоканал» нарушения заключаются в следующем:

1.В организации не в полном объёме имеются в наличии и функционируют необходимые приборы и системы контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, а именно: помещения, где возможно выделение хлора, не оснащены газоанализаторами (газосигнализаторами) хлора, которые должны обеспечивать непрерывный контроль содержания хлора в воздухе рабочей зоны, что является нарушением ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производст- венных объектов» (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 года № 116-ФЗ) и пункта 10.2.13 Правил безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 года № 48, зарегистрированных в Минюсте РФ 19.06.2003 года, регистрационный № 4723 (далее - Правил).

2.В расходном складе хлора допускается превышение 15-ти суточного потребления, что является нарушением ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ и пункта 10.2.3 Правил.

3. На предприятии отсутствует склад, предназначенный для хранения хлора, запасной контейнер с хлором хранится в помещении хлораторной, а порожняя тара на площадке разгрузки контейнеров, что является нарушением ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года 116-ФЗ и пункта 10.2.4 Правил.

4.В системе аварийного поглощения хлора (в колонне орошения) отсутствует поглотитель. Тем самым локализация при создании аварийной ситуации на складе с хлораторной будет осуществлена неэффективно, что является нарушением
ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года 116-ФЗ и пункта 5.11 Правил.

5.Расстояние от опасного производственного объекта (хлораторная ВОС) до ближайших жилых домов не превышает 100 метров, что является нарушением ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года 116-ФЗ и пункта 6.5 Правил.

6.У предприятия отсутствует договор на обслуживание с аварийно-спасательной службой и собственное аварийно-спасательное формирование, что является нарушением требований ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ.

7. Отсутствует техническая документация на технические устройства (хло -

раторы АХВ - 1000/Р-СМ) с указанием условий и требований безопасности эксплуа -

тации, методики проведения контрольных испытаний, срока эксплуатации, порядка

технического обслуживания, ремонта и диагностирования, что является нарушением
ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116- ФЗ и пункта 10 Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 года № 1540.

8. Отсутствуют весы для определения массы хлора в получаемых контейнерах, что является нарушением ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года №116-ФЗ и пункта 10.3.2 Правил.

9. Не проведена подготовка и аттестация специалистов по программе «Обеспечение промышленной безопасности, связанной с транспортированием, погрузочно-разгрузочной деятельностью опасных веществ автомобильным
транспортом»: заместителя директора Зякина В.А., ответственного за транспортировку контейнеров жидкого хлора, и инженера Бирюкова А.Н., ответственного за погрузочно-разгрузочную деятельность, что является нарушени-

Ем ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ, п. З раздела 1, п.5 раздела 2 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 года № 37.

10.Тельфер для подъема и перемещения контейнеров с жидким хлором на погрузочно - разгрузочной площадке хлораторной ВОС не оборудован двумя тормозами, действующими независимо друг от друга, что является нарушением
ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ и пункта 9.6 Правил.

11.Транспортировка жидкого хлора осуществляется по маршруту,
утвержденному УГИБДД Волгоградской, Воронежской, Саратовской областей кратчайшим маршрутом (600 км) с минимальным числом остановок и задержек в пу -

ти следования, однако данный маршрут превышает максимальное допустимое расстояние (не более 200 км), что является нарушением пункта 9.2 Правил.

12.Отсутствует план действий в аварийной ситуации при перевозке опасных грузов, что является нарушением пункта 2.13.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 08.08.1995 года № 73.

При проведении проверки присутствовали: конкурсный управляющий ГУП «Водоканал» Орлянский В.А., исполнительный директор ГУП «Водоканал» Бисеров А.А., главный инженер ГУП «Водоканал» Макаров А.В.

В судебном заседании представитель ГУП «Водоканал» конкурсный управляющий Орлянский В.А. вину в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ и освободить его от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, объявить устное замечание.

В подтверждение пояснений об устранении выявленных нарушений представителем ГУП «Водоканал» конкурсным управляющим Орлянским В.А.суду представленны названные им документы.

Суд, заслушав в судебном заседании пояснения представителя юридического лица конкурсного управляющего ГУП «Водоканал» Орлянского В.А., рассмотрев материалы административного дела, приходит к следующему.

Промышленная безопасность, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ, определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В силу ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.3 названного Закона, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

На основании ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать выполнение требований промышлен - ной безопасности к хранению опасных веществ.

В соответствии с Правилами, помещения, где возможно выделение хлора, должны быть оснащены автоматическими системами обнаружения и контроля содержания хлора (п. 5.11); радиус опасной зоны для складов жидкого хлора принимается: а) для складов хлора в баллонах - 150 м, б) для складов хлора в контейнерах - 500 м (п. 6.5); транспортировка жидкого хлора должна осуществляться, по возможности, в обход крупных населенных пунктов и кратчайшим маршрутом с минимальным числом остановок и задержек в пути следования. Максимальное расстояние транспортировки жидкого автомобильным транспортом не должно превышать более 200 км (кроме отдаленных северных и восточных районов (п. 9.2);

грузоподъемные механизмы для подъема и перемещения тары с жидким хлором должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга в соответствии с требованиями действующих правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными в установленном порядке (п. 9.6; вместимость расходного склада хлора должна быть минимальной и не должна превышать 15-суточного потребления его организацией (п. 10.2.3); склады, предназначенные для хранения хлора в контейнерах (баллонах), должны располагаться в отдельно стоящих наземных или полузаглубленных зданиях (п. 10.2.4); помещения, где возможно выделение хлора, должны быть оснащены газоанализаторами (газосигнализаторами) хлора, число и месторасположение которых должно обеспечивать непрерывный контроль содержания хлора в воздухе рабочей зоны и обосновываться проектом (п. 10.2.13); при приемке контейнеров (баллонов) основное внимание должно быть обращено на срок очередного освидетельствования хлорной тары, соответствие фактического веса контейнера (баллона) норме налива, герметичность тары и наличие защитных колпаков (п.10.3.2).

Согласно п.10 Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 года № 1540, в технической документации на техническое устройство, в том числе иностранного производства, предназначенное для применения на опасном производственном объекте, организация-изготовитель (поставщик) указывает условия и требования безопасной эксплуатации, методику проведения контрольных испытаний (проверок) этого устройства и его основных узлов, ресурс и срок эксплуатации, порядок технического обслуживания, ремонта и диагностирования.

На основании ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

В соответствии с п.3 раздела 1 и п.5 раздела 2 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённому Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 года № 37, подготовка и аттестация специалистов по вопросам безопасности проводится в объеме, соответствующем должностным обязанностям. Аттестации специалистов по вопросам безопасности предшествует их подготовка по учебным программам, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии с п. 2.13.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утверждённых приказом Министерства транспорта РФ от 08.08.1995 года № 73 организации - грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку, выделяют для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов аварийные бригады и организуют с ними соответствующую подготовку.

Каких-либо оснований не доверять данным, приведённым в протоколе об административном правонарушении -С от ДД.ММ.ГГГГ, у суда не имеется, поскольку он составлен в установленном законом порядке, надлежащим должностным лицом после проведения проверки, проведённой с участием представителей ГУП «Водоканал». Нарушений при составлении указанного протокола суд не усматривает.

Согласно ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о достаточных данных, указывающих на наличие в действиях ГУП «Водоканал» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Оснований для освобождения ГУП «Водоканал» от наказания в силу ст. 2.9 КоАП РФ судом не усматривается.

Обстоятельств, отягчающих наказание ГУП «Водоканал» судом не установлено.

К смягчающим наказание обстоятельствам суд относит частичное устранение ГУП «Водоканал» выявленных нарушений требований промышленной безопасности ранее установленных Предписанием -КР-470-Р от ДД.ММ.ГГГГ сроков.

При решении вопроса о мере административного наказания ГУП «Водоканал» суд, в соответствии с ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершённого административного правонарушения, отсутствие наступления тяжких последствий, финансовое положение и социальную значимость данного предприятия.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 п.2 Устава ГУП «Водоканал» создано для производства продукции, выполнения работ и услуг, получения прибыли. Для достижения указанных целей предприятие осуществляет, в том числе, забор, транспортировку и распределение хозяйственной, питьевой воды.

Суд пришел к убеждению в том, что к правонарушителю ГУП «Водоканал» должно быть применено административное наказание в виде административного приостановления деятельности путём отключения скважин водозабора, поскольку менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Руководствуясь ч.1 ст.9.1, ст.ст. 29.9-29.11 КОАП РФ, суд

                                                                    

постановил:

Признать Государственное унитарное предприятие «Водоканал» Ртищевского района, дочернее предприятие Государственного унитарного предприятия «Саратов-

облводоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде приостановления деятельности путём отключения скважин водозабора сроком на 3 (трое) суток.

Разъяснить, что на основании ч.3 ст. 32.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено судьей по ходатайству юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.

Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья