12-12 12 ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях



Дело № 12-12(1)/2012 РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 мая 2012 года                                                                                                     г.Ртищево

Судья Ртищевского районного суда Саратовской области Ястребова О.В.,

при секретаре Жевак О.В.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Жилцентр» Болованова Д.А.,

Главного государственного инспектора Ртищевского района по пожарному надзору Якунина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе директора Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Жилцентр» на постановление Главного государственного инспектора Ртищевского района по пожарному надзору от 12 апреля 2012 года о привлечении Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Жилцентр» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением Главного государственного инспектора Ртищевского района по пожарному надзору от 12 апреля 2012 года Ртищевское муниципальное унитарное предприятие «Жилцентр» (далее - МУП «Жилцентр») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено наказание в виде предупреждения.

Директор МУП «Жилцентр» Болованов Д.А. обратился в суд с жалобой на данное постановление, указывая, что не согласен с назначенным наказанием. Ртищевское МУП «Жилцентр» не является собственником здания административного назначения, расположенного по адресу: г.Ртищево, ул. Советская, д.20. Ртищевское МУП «Жилцентр» осуществляет по поручению собственника на возмездной основе, за счет средств нанимателей (пользователей) помещений административного здания, мероприятия по управлению, содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту мест общего пользования здания, санитарному содержанию дворовой территории, в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации зданий. При привлечении к административной ответственности, административным органом не выяснялся вопрос о том, кто является собственником объекта проверки, кто и на каком основании осуществляет содержание имущества, кто является ответственным лицом за соблюдение правил пожарной безопасности. Данные обстоятельства не отражены в акте проверке, в протоколе об административном правонарушении, в оспариваемом постановлении. У Ртищевского МУП «Жилцентр» отсутствует возможность выполнить требования предписания №60/160, связанных с реконструкцией здания, без решения и финансирования самого собственника. Просит суд отменить постановление от 12 апреля 2012 года №53 о наложении на Ртищевское МУП «Жилцентр» административного наказания в виде предупреждения.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МУП «Жилцентр» директор Болованов Д.А. доводы жалобы поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенному в жалобе.

Главный государственный инспектор Ртищевского района по пожарному

надзору Якунин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.

Суд, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанной жалобы по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно ч. 1 ст. 38 указанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 313 от 18 июня 2003 года.

Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности Российской Федерации наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Как следует из материалов дела на основании распоряжения начальника отделения надзорной деятельности по Ртищевскому району УНД Главного управления МЧС России по Саратовской области от 27 февраля 2012 года №60, в период с 14 марта 2012 года по 10 апреля 2012 года осуществлялась проверка в здании, помещениях и территории Ртищевского МУП «Жилцентр», место нахождения: Саратовская область, г.Ртищево, ул. Советская, д. 20.

В ходе проведения проверки на территории, в здании и помещениях Ртищевского МУП «Жилцентр», расположенных по указанному адресу было установлено, что МУП «Жилцентр» нарушило требования пожарной безопасности. По результатам проверки 10 апреля 2012 года Главным государственным инспектором Ртищевского района по пожарному надзору Якуниным А.В. составлен протокол №53 об административном правонарушении в отношении юридического лица Ртищевское МУП «Жилцентр» по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, а именно:

1.Не во всех помещениях на видных местах вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03 п.13);

2.Планы эвакуации людей в случае возникновения пожара выполнены с нарушением ГОСТ Р 12.2.143-2002. (п. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03 п.16);

3.Помещения административного здание не полностью обеспечены предписывающими знаками пожарной безопасности (направление движения эвакуацией, места расположения первичных средств пожаротушения, места для курения и т.д.), соответствующие НПБ 160-97 (п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03 п.27, п.51, НПБ 160-97);

4.В помещении бытовой комнаты используется электроплитка без подставки из негорючего теплоизоляционного материала (п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03 п.60);

5.Под лестничным маршем расположена бытовая комната, в которой производится хранение сгораемых материалов (п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03 п.60);

6.Нет информации с указанием места хранения ключей от замка люка, ведущего в чердачное помещение (п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03 п.44);

7.Электропроводка выполнена с нарушением ПУЭ, электропровода не закреплены (п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03 п.27, п.57, п. 60, ПУЭ П.2.1.21, п.2.1.20);

8.Электровыключатель, расположенный в коридоре на 2-ом этаже, у лестничного марша, выполнен с нарушением Правил Устройства электроустановок, установлен на сгораемом основании (п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03 п.57, ПУЭ П.2.1.21, п.2.1.20);

9.Двер, отделяющая лестничную клетку от поэтажного коридора первого этажа не оборудована устройствами для самозакрывания (в правом крыле здания) (п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03);

10.Отсутствуют дверные полотна в проемах, соединяющих коридор с лестничной клеткой (первый, второй этажи левого крыла здания) (п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03);

11.Не установлена дверь, закрываемая на замок, ведущая из чердачного помещения на кровлю здания (п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03 п.44; п.6.13 СНиП 21-01-97*);

12.Люк, ведущий на чердак административного здания не выполнен противопожарным 2-го типа (п.1 ст. 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ; ППБ 01-03 п.44; п.8.4. СНиП 21-01-97*).

Постановлением №53 по делу об административном правонарушении от 12 апреля 2012 года Главным государственным инспектором Ртищевского района по пожарному надзору МУП «Жилцентр» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности: актом проверки от 10 апреля 2012 года, протоколом об административном правонарушении №53 от 10 апреля 2012 года, предписанием №60/1/60 по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 10 апреля 2012 года, Уставом Ртищевского МУП «Жилцентр»; свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 54 №001393445 от 27 августа 2004 года.

Доводы жалобы о том, что Ртищевское МУП «Жилцентр» не является собственником здания административного назначения, а осуществляет обслуживание данного здания согласно договору управления, не является субъектом ответственности за данное правонарушения суд считает несостоятельными.

Из материалов дела усматривается, что между МУП «Жилцентр», с одной стороны и Отделом по имуществу и земельным отношениям администрации Ртищевского муниципального образования г.Ртищево, как собственник помещений, расположенных в административном двухэтажном помещении №20 по ул. Советской г.Ртищево, заключили договор возмездного оказания услуг по управлению, содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту, санитарному содержанию, придомовой территории жилого дома, мест общего пользования двухэтажного административного здания.

Согласно п.2.1 договора МУП «Жилцентр», как управляющая организация обязуется исполнять на возмездной основе, за счет средств нанимателей (пользователей) помещений административного здания, мероприятия (производить работы) по управлению, содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту мест общего пользования здания, санитарному содержанию дворовой территории, в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации зданий.

Согласно ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу п.3 ч.2 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе, управление управляющей организацией.

На основании ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Пункт 1.8. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя России № 170 от 27 сентября 2003 года рассматривает управление жилищным фондом как часть технической эксплуатации жилищного фонда, которая включает в себя управление жилищным фондом - организацию эксплуатации; взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; все виды работы с нанимателями и арендаторами, а также техническое обслуживание, ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий, и санитарное содержание.

Обязательства управляющей организации состоят не в совершении отдельных

юридических или фактических действий в отношении имущества, а в осуществлении комплексного управления этим имуществом. Исполнение обязательства управляющей организацией состоит в обеспечении эффективного управления доверенным ей имуществом.

В соответствии с п.7 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ №491 от 13 августа 2006 года, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода.

Согласно п.п. «б», п.10 раздела 2, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. В силу п.п. «е» п.11 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя также меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Пунктом 42 настоящих Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

Управляющая организация, наряду с собственником помещения, имеют определенные полномочия по владению и пользованию имуществом. Для целей управления помещением, управляющая организация имеет доступ к общему имуществу жилого дома, в том числе к чердакам, подвалам, подъездам, оборудованию. Услуга лица, управляющего имуществом состоит в том, что оно осуществляет фактические действия по владению, пользованию определенным имуществом в интересах собственника, а значит, относится к числу лиц, которые несут ответственность в силу норм ч.1 ст. 38 Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» за нарушение требований пожарной безопасности.

При этом, как следует из пояснений директора МУП «Жилцентр» Болованова Д.А. он согласен с нарушениями, указанными с пункта 1 по пункт 9. Не согласен с пунктами 10-12 протокола и постановления, так как МУП «Жилцентр» не является собственником здания и отсутствием финансовых средств.

На основании изложенного, должностным лицом правильно сделан вывод о

том, что административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ имело место, ответственность применена в соответствии с законом.

Доводы жалобы о том, что не доказана вина МУП «Жилцентр» в совершении административного правонарушения, являются несостоятельными, поскольку подтверждается совокупностью представленных в суд доказательств.

Согласно договора безвозмездного пользования от 15 июня 2011 года администрация муниципального образования г.Ртищево передала в безвозмездное пользование Ртищевское МУП «Жилцентр» нежилые помещения, расположенные по указанному адресу, общей площадью 112,4 кв.м.

Как следует из пояснений Главного государственного инспектора Ртищевского района по пожарному надзору Якунина А.В. в судебном заседании, все допущенные нарушения были обнаружены в местах общего пользования, за которые отвечает МУП «Жилцентр» как управляющая организация и в нежилых помещениях, которыми безвозмездно пользуется МУП «Жилцентр».

Выводы должностного лица по существу дела соответствуют фактическим обстоятельствам, действующему законодательству, и оснований считать их ошибочными не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления по делу об административном правонарушении, не допущено.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ,

суд

решил:

Постановление Главного государственного инспектора Ртищевского района по пожарному надзору от 12 апреля 2012 года о привлечении Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Жилцентр» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде предупреждения - оставить без изменения, а жалобу директора Ртищевского муниципального унитарного предприятия «Жилцентр» МУП «Жилцентр» Болованова Д.А. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения копии решения.