Решение Орловского районного суда Ростовской области от 19.10.2011 г. об отказе в удовлетворении иска Ростовского природоохранного прокурора к Администрации Донского сельского поселения Орловского района Ростовской области оставлено без изменения



Судья: Лазуревская В.Ф. Дело № 33-17254

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2011 года г. Ростов н\Д

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Порутчикова И.В.

судей: Григорьева Д.Н., Маримова В.П.

при секретаре Магакьян Е.М.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Григорьева Д.Н.

гражданское дело по кассационному представлению Ростовского природоохранного прокурора на решение Орловского районного суда Ростовской области от 19.10.2011г.,

УСТАНОВИЛА:

Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к Администрации Донского сельского поселения Орловского района Ростовской области о понуждении устранить нарушения законов об охране окружающей среды и безопасности гидротехнических сооружений. В обоснование заявленных требований указал, что проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией Донского сельского поселения Орловского района. В ходе проверки установлено, что на балансе администрации Донского сельского поселения находится гидротехническое сооружение: насыпная плотина, протяженностью 150 метров, расположенная по адресу: Орловский район, северо-западная окраина х. Ребричанский.

Плотина принята на баланс, в муниципальную собственностью Донского сельского поселения в соответствии с Областным законом о внесении изменений в областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» от 12.01.2007г.

Право собственности на данное гидротехническое сооружение (далее - ГТС) не зарегистрировано. На ГТС заведена учетная карточка инвентаризации № 0729084.

Нижне-Донским управлением Ростехиадзора 20.10.2010г. проведена проверка в отношении Администрации Донского сельского поселения. Согласно акту проверки от 20.10.2010г в деятельности Администрации Донского сельского поселения выявлен ряд нарушений требований законодательства о безопасности ГТС» а именно:

- в нарушение ст.ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» не разработаны и не утверждены Ростехнадзором критерии безопасности ГТС, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- в нарушение ст.10 названного Федерального закона не разработана техническая документация ГТС, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения.

- в нарушение ст. 9 названного Федерального закона не разработана система контроля за состоянием ГТС, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения;

- в нарушение ст.15 Закона риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский, не застрахован.

По результатам проведенной проверки Нижне-Донским управлением Ростехнадзора 20.10.2010г. главе администрации Донского сельского поселения внесено предписание № 28-03-125/10 об устранении указанных выше нарушений. Срок исполнения предписания 15.04.2011 г. и 20.11.2011 г.

Кроме того, администрация Донского сельского поселения по постановлению Ростехнадзора от 02.11.2010г. привлечена к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ.

Кроме того, прокурор полагает, что:

-в нарушение ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническое сооружение, находящееся на балансе администрации Донского сельского поселения, не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружении;

-в нарушение ст. 9 того же Закона не организована эксплуатация вышеуказанной ГТС, не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников;

- в нарушение п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 г № 876 не произведен и не согласован в установленном порядке расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения (расположенного па северо-западной окраине х. Ребричанский);

- в нарушение п. 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 администрацией Донского сельского поселения в Ростехнадзор не представлен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических. ниц в результате аварии вышеуказанного ГТС с целью определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.

К числу основных обязанностей относятся: обеспечение соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечение проведения регулярных обследований гидротехнического сооружения; осуществление по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения региональные органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы» органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления и др.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу, либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Полагал, что указанные нарушения создают опасность возникновения чрезвычайной ситуации просил обязать администрацию Донского сельского поселения в течении 6-ти месяцев устранить допущенные нарушения следующим образом:

-обратиться в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области для регистрации права собственности на гидротехническое сооружение, расположенное на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-разработать технический паспорт гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельскою поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-произвести и согласовать в установленном порядке расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате авария гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенною на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- определить величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-разработать и утвердить в Нижне-Донском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору критерии безопасности гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-застраховать риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим следствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-ввести в Российский регистр гидротехнических сооружений гидротехническое сооружение, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский:

- организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения находящеюся на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский, и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников администрации Донского сельского поселения по эксплуатации гидротехнических сооружений.

Решением Орловского районного суда Ростовской области от 19.10.2011г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, прокурор принес протест, в котором указал, на не согласие с выводом суда первой инстанции, согласно которому суд применил положение ст. 61 ГПК РФ, выводы суда прокурор находит не мотивированными, полагает, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации имеется опасность причинении ущерба землям. Просил решение суда отменить, направив дело на новое рассмотрение.

Принимая решение, суд установил, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений администрацией Донского сельского поселения Орловского района установлено, что на балансе администрации Донского сельского поселения находится гидротехническое сооружение: насыпная плотина, протяженностью 150 метров, расположенная по адресу: Орловский район, северо-западная окраина х. Ребричанский. Прокурором обнаружены нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений:

- в нарушение ст.ст. 3, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ « О безопасности гидротехнических сооружений» не разработаны и не утверждены Ростехнадзором критерии безопасности ГТС, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- в нарушение ст.10 названного Федерального закона не разработана техническая документация ГТС, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения.

- в нарушение ст. 9 названного Федерального закона не разработана система контроля за состоянием ГТС, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения;

- в нарушение ст.15 Закона риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский, не застрахован.

-в нарушение ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническое сооружение, находящееся на балансе администрации Донского сельского поселения, не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружении;

-в нарушение ст. 9 того же Закона не организована эксплуатация вышеуказанной ГТС, не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация работников;

- в нарушение п. 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 г № 876 не произведен и не согласован в установленном порядке расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения (расположенного па северо-западной окраине х. Ребричанский);

- в нарушение п. 5 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876 администрацией Донского сельского поселения в Ростехнадзор не представлен расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических. ниц в результате аварии вышеуказанного ГТС с целью определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

Так же суд установил, что администрация Донского сельского поселения привлекалась к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ предусматривающей ответственность за нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения.

Вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении Администрации Донского сельского поселения вменены следующие нарушения:

- не произведен и не согласован в установленном порядке расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности за вред причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

-не разработаны и не утверждены в Нижне-Донском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору критерии безопасности гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- не застрахован риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский;

- не внесено в Российский регистр гидротехнических сооружений гидротехническое сооружение, находящееся на балансе администрации Донского сельского поселения, расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский:

-не организована эксплуатация гидротехнического сооружения находящегося на балансе администрации Донского сельского поселения расположенного на северо-западной окраине х. Ребричанский, и не выполнена обязанность обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников администрации Донского сельского поселения по эксплуатации гидротехнических сооружений.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 года постановление Сальского территориального отдела по энергетическому надзору Нижне-Донского управления Ростехнадзора от 02.11.2010 г. о привлечении МУ «Администрация Донского сельского поселения» к административной ответственности но ст. 9.2 КАП РФ признано незаконным и отменено. Основанием к отмене постановления явилось необоснованное отнесение указанного ГТС к той категории гидротехнических сооружений, которые подпадают под действие Федерального закона № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений».

Суд посчитал, что в соответствии со ст. 61 ГПК РФ решение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований об устранений нарушений, перечисленных в постановлении по делу об административном правонарушении.

Суд указал, что требования о государственной регистрации права собственности на гидротехническое сооружение, расположенное на северо-западной окраине х.Ребричанский и понуждении разработать технический паспорт на указанное гидротехническое сооружение, не подлежат удовлетворению, поскольку прокурором не представлено доказательств о том, каким образом отсутствие технической документации на спорную плотину и государственной регистрации права собственности на нее нарушают права, свободы, законные интересы неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку в данном случае удовлетворение требований прокурора возможно при доказанности возможности причинения вреда. Прокурором таких доказательств суду не представлено.

Доводы кассационного представления, не опровергают выводов суда, сводятся к их переоценке, что не может послужить основанием к отмене судебного решения.

Судебная коллегия считает, что судом правильно определены юридически значимые по делу обстоятельства, дана надлежащая оценка доводам сторон, представленным доказательствам, верно применен материальный и процессуальный закон, оснований к отмене решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Орловского районного суда Ростовской области от 19.10.2011г. оставить без изменения, кассационное представление Ростовского природоохранного прокурора без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200