Досрочная трудовая пенсия по старости 33-17194



Судья Чайковский Г.Б. Дело № 33-17194

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«22» декабря 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе:

Председательствующего СИДОРЕНКО О.В.

судей АВИЛОВОЙ Е.О., ЖИЛЯЕВОЙ О.И.

при секретаре Торпуджиян А.Х.

Заслушав в судебном заседании по докладу судьи Сидоренко О.В. дело по кассационной жалобе Степанова А.И. на решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 08 ноября 2011 г. по гражданскому делу по иску Степанова А.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Цимлянском районе Ростовской области об оспаривании действий об отказе во включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л А:

Степанов А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Цимлянском районе Ростовской области об оспаривании действий об отказе во включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в обоснование которого указал, что 02 июня 2011 года он обратился к ответчику по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по реализации пенсионных прав граждан Цимлянского района от 06.07.2011 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия специального стажа работы в особых условиях труда, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

В специальный стаж истица не включен период его нахождения на военных сборах с 06.04.1982 г. по 25.05.1982 г., период после прохождения службы в армии и до его трудоустройства с 22.10.1979 г. по 09.01.1980 г., период начиная с 31.12.1991 г. по день обращения за назначением досрочной пенсии.

Не соглашаясь с указанными действиями ответчика, истец просил суд признать незаконным отказ во включении в его специальный стаж указанных выше периодов работы, обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию по старости со 02 июня 2011 г., т.е. со дня обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные требования, просили суд иск удовлетворить.

Представитель ГУ УПФ РФ в Цимлянском районе Ростовской области исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решением Цимлянского районного суда Ростовской области от 08 ноября 2011 года Степанову А.И. отказано в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе Степанов А.И. просит отменить постановленное по делу судебное решение по мотивам его незаконности и необоснованности, ссылаясь на наличие у него права на назначение досрочной трудовой пенсии по основаним пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Степанова А.И. поддержавшего доводы жалобы, проверяя законность оспариваемого решения суда по правилам части 1 ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого судебного решения в кассационном порядке.

Как усматривается из материалов дела, основанием для обращения Степанова А.И. с настоящим иском в суд послужил отказ ГУ УПФ РФ в Цимлянском районе Ростовской области в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно данной норме пенсионного законодательства трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

По смыслу вышеприведенных законоположений возможность снижения пенсионного возраста в соответствии с абзацем 2 п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 возможна при наличии у гражданина специального трудового стажа не менее 5 лет (для мужчин).

Согласно решению Комиссии по реализации пенсионных прав граждан Цимлянского района от 06.07.2011 г. специальный трудовой стаж истца, дающий право на пенсию по п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 составил 5 лет 3 месяца 19 дней, что применительно в абзацу 2 подпункта 1 пункта ст. 27 ФЗ-173 дает истцу право на снижение пенсионного возраста на 5 лет, в силу этого истец, 2.11.1958 г. рождения, приобретет право на досрочную пенсию по этим основаниям не ранее 2.11.2013 г. (л.д. 43-46).

Спорный период после прохождения службы в армии и до трудоустройства истца с 22.10.1979 г. по 09.01.1980 г. обоснованно не включен судом первой инстанции в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ-173. Данный период не является периодом работы истца, тем более во вредных условиях труда, что необходимо в силу указанной нормы пенсионного законодательства.

Абзац 3 п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает для граждан, работавших до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы права на поступление на работу в те же организации. За гражданами, проходившими военную службу по призыву, также сохраняется право на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу.

Согласно абзацу 4 п. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с последующими изменениями и дополнениями) гражданам, уволенным с военной службы, производится зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы, учитываемый при выплате пособий по социальному страхованию, единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва.

Таким образом, нормами вышеприведенного закона не предусматривается возможность включения в специальный стаж, учитываемый при льготном пенсионном обеспечении, периодов после окончания срока службы и до трудоустройства.

Ссылка кассатора на Постановление Совмина СССР от 3.08.1972 г. № 590, утвердившее Порядок назначения и выплаты государственной пенсии, не свидетельствует о незаконности судебного постановления. По смыслу подпунктов «к» и «л» пункта 109 данного Постановления к работе приравнивается период службы в составе Вооруженных Сил СССР, а не период после окончания службы и до трудоустройства гражданина, на чем настаивал истец.

В силу изложенного, выводы суда об отказе истцу в удовлетворении требований о включении данного периода в специальный трудовой стаж, дающий право на льготную пенсию по п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ-173, являются правильными.

Вместе с тем, отказывая истцу во включении в специальный стаж периода нахождения на военных сборах с 6.04.1982 г. по 25.05.1982 г. (1 мес. 20 дней), суд первой инстанции не учел, что в течение такого периода за работником сохраняется рабочее место, ему выплачивается заработная плата, работодателем делаются соответствующие отчисления в социальные и пенсионные органы, в связи с чем этот период не подлежал исключению из специального стажа истца, дающего право на пенсию по п.п. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ-173.

Однако общая продолжительность специального стажа истца и с учетом вышеназванного периода не дает ему право на досрочную трудовую пенсию по старости, поскольку в силу абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 ст. 27 снижение возраста, установленного ст. 7 ФЗ-173, производится из расчета на один год за каждый полный год такой работы. Принимая во внимание, что предметом спора является право истца на досрочное пенсионное обеспечение по подп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ-173, именно этот вопрос и рассматривался судом первой инстанции, а право у истца на досрочную пенсию по п.п. 1 п. 1 ст. 27 на момент разрешения спора отсутствовало и с учетом периода нахождения на военных сборах, выводы суда первой инстанции в части исключения из специального стажа истца этого периода на законность принятого судом решения об отказе Степанову А.И. в назначении досрочной трудовой пенсии не повлияли.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене оспариваемого судебного решения в кассационном порядке.

Ссылка кассатора на судебную практику судов общей юрисдикции подлежит отклонению, поскольку постановленные судебные решения по другим делам не являются источником право и не имеют преюдициального значения в данном деле.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 08 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Степанова А.И. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200