33-16982 решение суда об обязании органа местного самоуправления устранить нарушения законодательства оставлено в силе



Судья Тюрин М.Г. Дело №33-16982

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2011 года г.Ростов-на-Дону Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе:

председательствующего Чеботаревой М.В.

судей Абрамова Д.М.,

Чайка Е.А.,

при секретаре Магакьян Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М.

дело по кассационной жалобе Администрации г.Новочеркасска на решение Новочеркасского городского суда от 24.10.2011 года,

УСТАНОВИЛА:

Ростовский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Новочеркасска об обязании совершить определенные действия по устранению нарушений в содержании инженерных сооружений транспортной инфраструктуры, сославшись на следующие обстоятельства. Ростовской транспортной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения начальника Шахтинской дистанции пути Ростовского отделения - структурного подразделения СК ж/д - филиала ОАО «РЖД» проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего текущее содержание инженерных сооружений транспортной инфраструктуры. Проверкой установлено, что недалеко от автодороги г.Новочеркасск - п.Молодежный расположен автодорожный путепровод, соединяющий ул. Трамвайная с ул. Машиностроителей (автодорожный путепровод 1165 км). По данному автодорожному путепроводу проходит автомобильный транспорт, следующий в п. Молодежный, а также в Октябрьский сельский район, х. Яново - 3-й район, слобода Красюковская, п. Персиановка, там же расположен действующий завод ООО «ПК «НЭВЗ». Указанный автодорожный путепровод находится на балансе Администрации г.Новочеркасска, распоряжается им КУМИ Администрации г.Новочеркасска. Оперативное управление данным путепроводом осуществляет МУ ДГХ г.Новочеркасска, на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МУ ДГХ № 10 от 08.06.2009 года. Согласно п. 3.1 договора № 10 от 08.06.2009 года, МУ ДГХ обязано осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременного восстановления имущества за счет средств, выделенных МУ ДГХ, включая амортизационные отчисления на все действия по передаче, реконструкции, восстановлению и ремонту имущества. В справках о результатах проверки технического состояния автодорожного путепровода от 29.01.2007 года, 27.10.2008 года, 29.02.2008 года, 17.04.2009 года, составленных Мостоиспытательной станцией дорожного центра диагностики пути, указано, что автодорожный путепровод 1165 км содержится с нарушениями законодательства, регламентирующего текущее содержание инженерных сооружений транспортной инфраструктуры. Согласно информации МУ ДГХ денежные средства на проведение ремонта автодорожного путепровода 1165 км Администрацией г.Новочеркасска не выделялись. 06.05.2010 года визуальным осмотром автодорожного путепровода 1165 км установлено, что его основные несущие конструкции (пролётные строения и опоры) имеют дефекты, влияющие на долговечность этих конструкций, которые при своём дальнейшем развитии могут вызвать снижение несущей способности опор и пролётных строений. Для обеспечения безопасного движения поездов под путепроводом и движения автотранспорта по нему, безопасного прохода пешеходов необходим ремонт. Выявленные нарушения законодательства, регламентирующего текущее содержание автодорожного путепровода, в период 2007-2010 годов свидетельствуют о бездействии Администрации.

Суд определением от 01.09.2011 года привлек в качестве соответчиков Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Новочеркасска, МУ Департамент городского хозяйства, Департамент строительства и городского развития Администрации г.Новочеркасска

В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил заявленные требования и просил: обязать Администрацию г.Новочеркасска и Департамент строительства и городского развития Администрации г.Новочеркасска устранить в полном объеме допущенные нарушения норм законодательства, регламентирующего текущее содержание инженерных сооружений транспортной инфраструктуры на автодорожном путепроводе, расположенном по адресу: вблизи автомобильной дороги Новочеркасск-мкр.Молодежный (1165 км ПК № 10) в течение 12 месяцев в соответствии с техническим отчетом ООО «ДорМостПроект» за 2010 год а именно: осуществить замену гидроизоляции мостового полотна; заменить деформационные швы над опорами 1 - 4; восстановить асфальтобетонное покрытие проезжей части с соблюдение нормативных поперечных уклонов; заменить парапетное ограждение на путепроводе на барьерное; заменить барьерное ограждение на подходах к путепроводу; организовать водоотвод на проезжей части; демонтировать старые и устроить новые тротуары, соответствующие нормативным требованиям по ширине в уровне проезжей части; отсыпать конус насыпи на опорах на 1,4 дренирующим грунтом с уплотнением и устроить укрепление конуса насыпи; произвести замену водоотводных трубок; довести до нормативного габарита путепровода путем уширения; произвести ремонт с очисткой арматуры от коррозии и восстановлением защитного слоя бетона консолей плиты крайних балок; произвести окраску поверхностей балок и промежуточных опор (л.д.181).

Представители ответчиков в иске просили отказать.

Решением Новочеркасского городского суда от 24.10.2011 года требования прокурора удовлетворены частично: на Администрацию г.Новочеркасска возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения норм законодательства, регламентирующего текущее содержание инженерных сооружений транспортной инфраструктуры на автодорожном путепроводе, расположенном по адресу: вблизи автомобильной дороги Новочеркасск-мкр.Молодежный (1165 км ПК № 10) в течение 12 месяцев в соответствии с техническим отчетом ООО «ДорМостПроект» за 2010 год а именно: осуществить замену гидроизоляции мостового полотна; заменить деформационные швы над опорами 1 - 4; восстановить асфальтобетонное покрытие проезжей части с соблюдение нормативных поперечных уклонов; заменить парапетное ограждение на путепроводе на барьерное; заменить барьерное ограждение на подходах к путепроводу; организовать водоотвод на проезжей части; демонтировать старые и устроить новые тротуары, соответствующие нормативным требованиям по ширине в уровне проезжей части; отсыпать конус насыпи на опорах на 1,4 дренирующим грунтом с уплотнением и устроить укрепление конуса насыпи; произвести замену водоотводных трубок; довести до нормативного габарита путепровода путем уширения; произвести ремонт с очисткой арматуры от коррозии и восстановлением защитного слоя бетона консолей плиты крайних балок; произвести окраску поверхностей балок и промежуточных опор. В иске к остальным ответчикам отказано.

В кассационной жалобе Администрации г.Новочеркасска поставлено требование об отмене решения суда в полном объеме как незаконного и вынесении нового решение об отказе в удовлетворении иска в связи с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Выслушав объяснения представителя Администрации Черкашина О.В., просившего решение отменить, прокурора Корниенко Г.Ф., просившей решение оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы в пределах ее требований, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к следующим выводам.

Разрешая спор в части требований к Администрации г.Новочеркасска, суд исходил из того, что Ростовской транспортной прокуратурой в рамках рассмотрения обращения начальника Шахтинской дистанции пути Ростовского отделения - структурного подразделения СК ж/д - филиала ОАО «РЖД» с привлечением специалиста Мостоиспытательной станции дорожного центра диагностики пути проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего текущее содержание инженерных сооружений транспортной инфраструктуры. Проверкой установлено, что недалеко от автодороги г.Новочеркасск - п.Молодежный расположен автодорожный путепровод, соединяющий ул.Трамвайная с ул.Машиностроителей. По данному автодорожному путепроводу проходит автомобильный транспорт (легковой автотранспорт, грузовой автотранспорт, общественный транспорт), следующий в п. Молодежный, а также в Октябрьский сельский район, х.Яново - 3-й район, сл. Красюковская, п.Персиановка, там же расположен действующий завод ООО «Производственная компания «Новочеркасский электровозостроительный завод».

Автодорожный путепровод находится на балансе Администрации г.Новочеркасска, распоряжается им Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации г.Новочеркасска. Оперативное управление данным путепроводом осуществляет Муниципальное учреждение Департамента городского хозяйства г.Новочеркасска, на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МУ ДГХ № 10 от 08.06.2009 года. Согласно п. 3.1 договора № 10 от 08.06.2009 года Администрацией г.Новочеркасска на МУ ДГХ возложена обязанность осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременного восстановления имущества за счет средств, выделенных Администрацией г.Новочеркасска МУ ДГХ, включая амортизационные отчисления на все действия по передаче, реконструкции, восстановлению и ремонту имущества.

В справках о результатах проверки технического состояния автодорожного путепровода за период 2007 – 2009 годов, составленных Мостоиспытательной станцией дорожного центра диагностики пути, указано, что автодорожный путепровод 1165 км содержится с нарушениями законодательства, регламентирующего текущее содержание инженерных сооружений транспортной инфраструктуры. Денежные средства на проведение ремонта автодорожного путепровода 1165 км Администрацией г. Hовочеркасска не выделялись.

06.05.2010 года визуальным осмотром автодорожного путепровода км установлено, что его основные несущие конструкции (пролётные строения и опоры имеют дефекты, влияющие на долговечность этих конструкций, которые при дальнейшем развитии могут вызвать снижение несущей способности опор и npoлетных строений (многочисленные отслоения защитного слоя бетона с оголением и коррозией распределительной арматуры по нижним поверхностям консолей крайних балок лётных строений, сколы бетона с оголением рабочей арматуры по нижним пoверхностям балок пролётных строений, морозное разрушение защитного слоя бетона в местах опирания балок на опоры, вертикальные скалывающие трещины по стойкам опор рабочей арматуры из-за её коррозии, морозное разрушение защитного слоя нижней части стоек опор и по поверхности насадок опор). Асфальтовое покрытие путепровода и подходах к нему находится в удовлетворительном состоянии. При осмотре состояния существующих барьерных ограждений установлено, что они имеют повреждения от ударов автотранспортом. По левой стороне путепровода в барьерном ограждении повреждены и не выполняют своей функции 9 подряд двутавровых стоек ограждения (около 60% от общего количества). Осмотром пешеходной части автодорожного путепровода 1165 км, а именно боковых тротуаров, установлено, что пешеходные консольные плиты по обеим сторонам имеют морозное разрушение бетона горизонтальной части плит, со сквозными вывалами, что не обеспечивает безопасного прохода пешеходов по ним. Кроме того, плиты имеют морозное разрушение по продольным рёбрам, в месте опирания их на пролётные строения. Консоли тротуарных плит на пролётных строениях № 1 и № 3 по левой стороне, и плит на пролётном строении № 1 по правой стороне автодорожного путепровода 1165 км практически полностью имеют морозное разрушение. Прочность бетона консолей имеет нулевое значение по показаниям склерометра Шмидта, и в месте приварки вертикальных стоек перильного ограждения последние на указанных пролётных строениях удерживаются на одной металлической арматуре диаметром 8 мм, которая во многих местах повреждена коррозией до 50% сечения. Учитывая непрерывный процесс коррозии арматуры, в ближайшем будущем возможен обрыв и обрушение перильного ограждения пролётов № 1 и № 3 на элементы контактной сети и на подвижной состав грузовых или пассажирских поездов.

ООО «ДорМостПроект» составлен технический отчет «Обследование технического сосояния автодорожного путепровода» (л.д.101-161).

Постепенное разрушение рёбер тротуарных плит в месте их опирания на пролётные строения, в условиях естественных вибраций пролётных строений путепровода от динамического воздействия автотранспорта, со временем может привести к обрушению самих плит на подвижной состав поездов. Водоотвод путепровода нарушен, в частности забиты водоотводные отверстия и водоотводные трубки. Данное обстоятельство приводит в зимнее время года к наледям на путепроводе (сосулькам), затрудняющим нормальный проход подвижного состава и вызывающим задержку поездов.

Для обеспечения безопасного движения поездов под путетепроводом 1165 км. безопасного движения автотранспорта по нему, а так же для безопасного прохода пешеходов необходим ремонт автодорожного путепровода 1165 км. включающий: замену плит боковых тротуаров на новые, поскольку ремонт существующих плит, учитывая их фактическое состояние, невозможен; приведение барьерного ограждения на путепроводе в соответствие со СНиП 2.05.03-84 «Мосты и трубы»; приведение водоотводных устройств на автопутепроводе в исправное состояние. Кроме того, для продления срока службы железобетонных несущих конструкций автопутепровода необходим их плановый ремонт, включающий ремонт защитного слоя бетона пролётных строений и опор.

Принимая во внимание достоверно установленные по делу обстоятельства, связанные с неудовлетворительным техническим состоянием путепровода, реальную опасность такого положения для жизни и здоровья людей, отсутствие принятых эффективных правовых, экономических и организационных мер со стороны Администрации г.Новочеркасска, суд удовлетворил иск применительно к органу местного самоуправления.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку выводы суда не противоречат нормам материального и процессуального права, собранным доказательствам.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется в том числе путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре иными способами, предусмотренными законом.

Прокурор в обоснование приведенного в исковом заявлении способа защиты права неопределенного круга лиц (констатация противоправного бездействия органа местного самоуправления, обязание исполнить обязанность в натуре) сослался на установление нарушения ответчиком требований ст.10 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», п.5 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2007 года №18.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрен такой способ защиты права как пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Обязание выполнить предусмотренные законом обязанности для пресечения опасной деятельности или бездействия также может являться способом защиты права неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения по своему характеру являются общеопасными, в силу чего и создается угроза безопасности именно неопределенного круга лиц. Доказательств устранения нарушений не представлено.

Вопрос о механизме и порядке выполнения конкретных действий по устранению этих нарушений может быть разрешен органом местного самоуправления самостоятельно или в ходе исполнительного производства.

Другая оценка доказательств кассатором, изложенная в жалобе, не является основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Таким образом, решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст.360-362 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новочеркасского городского суда от 24.10.2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации г.Новочеркасска - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200