Доплата к пенсии по ФЗ-84 33-17218



Судья Матвеева Н.Д. Дело № 33-17218

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 декабря 2011 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе:

председательствующего судьи Сидоренко О.В.

судей Авиловой Е.О., Нестеровой Е.А.

при секретаре Торпуджиян А.Х.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко О.В. дело по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области на решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 07 ноября 2011 г. по гражданскому делу по иску Керенцева Н.Н. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области об установлении факта работы с вредными условиями труда и назначении ежемесячной доплаты к пенсии,

У С Т А Н О В И Л А :

Керенцев Н.Н., получающий с 15 августа 2000 г. пенсию по выслуге лет, назначенную по достижению им возраста 47 лет в связи с занятостью на подземных работах, обратился в Белокалитвинский городской суд Ростовской области с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области (далее – ГУ УПФ РФ), оспаривая правомерность отказа в назначении ему доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» решением комиссии ГУ УПФ РФ № 783-1 от 01 июля 2011 г., которым стаж его работы, необходимый для назначения доплаты к пенсии, определен в 23 года 10 месяцев 16 дней.

Истец утверждает, что ему неправомерно отказано во включении в специальный стаж периодов работы с 28 января 1976 г. по 01 ноября 1976 г. в качестве подземного энергетика шахты «Краснодонецкая», с 05 сентября 1977 г. по 04 октября 1977 г. – в качестве исполняющего обязанности старшего механика Шахтоуправления «Краснодонецкое», с 21 января 1978 г. по 04 января 1979 г. – в качестве старшего механика по подъемам Шахтоуправления «Краснодонецкое». Общий период его работы под землей составляет 25 лет, что является достаточным для назначения доплаты к пенсии.

В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика иск не признал.

07 ноября 2011 г. Белокалитвинский городской суд Ростовской области постановил решение, которым признал право Керенцева Н.Н. на доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»; признал недействительным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе от 01 июля 2011 г., протокол № 783-1 об отказе Керенцеву Н.Н. в назначении дополнительного социального обеспечения как работнику угольной промышленности.

Суд возложил на ГУ УПФ РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе обязанность включить Керенцеву Н.Н. в стаж периоды работы, дающей право на получение доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»: с 28 января 1976 г. по 01 ноября 1976 г. в должности подземного энергетика на шахте «Краснодонецкая»; с 05 сентября 1977 г. по 04 октября 1977 г. – в должности исполняющего обязанности старшего механика Шахтоуправления «Краснодонецкое», с 21 января 1978 г. по 04 января 1979 г. – в должности старшего механика по подъемам Шахтоуправления «Краснодонецкое», и назначить Керенцеву Н.Н. ежемесячную доплату к пенсии с 01 мая 2011 г.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе ставится вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения по мотивам его незаконности.

Кассатор указывает на необоснованность вывода суда о включении в стаж работы, дающий право на получение доплаты к пенсии лицам, работавшим в организациях угольной промышленности, периодов работы истца в качестве подземного энергетика, исполняющего обязанности механика, старшего механика по подъемам, поскольку согласно имеющимся в деле справкам, уточняющим характер работы Керенцева Н.Н., занятость истца на подземных работах составила 50% и более рабочего времени в году. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что работник в спорные периоды не был занят на подземных и открытых горных работах непосредственно полный рабочий день.

По мнению кассатора, в стаж работы для доплаты на условиях и в порядке, установленных пунктом 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, может включаться работа, предусмотренная пунктами «а», «б» и «е» подраздела 1 раздела 1 Списка № 1, а также работа, предусмотренная пунктами «г» и «д» подраздела 1 раздела 1 Списка № 1, если она выполняется в подземных условиях постоянно в течение полного рабочего дня.

Таким образом, кассатор полагает, что у Керенцева Н.Н. отсутствует право на получение доплаты к трудовой пенсии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене обжалуемого решения суда в кассационном порядке.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ (ред. от 18 июля 2011 г.) «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту «е» постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. № 537 (ред. от 24 апреля 2003 г.) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горно-спасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, применяется список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481.

Указанный Список содержит перечень работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет. К таким работам относится и работа в должности «электрослесарь подземный».

Из трудовой книжки Керенцева Н.Н. следует, что период его трудовой деятельности в должности «электрослесарь подземный» составил более 10 лет (л.д. 7-9).

В силу пункта 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 (ред. от 26 мая 2009 г.), при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается в следующем порядке:

каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца;

каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, - за 9 месяцев.

Таким образом, указанными положениями Правил допускается суммирование работ, предусмотренных Списком № 1, с деятельностью, предусмотренной Списком работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 г. № 481.

Должности энергетика, а также старшего механика включены в Список № 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

При суммировании стажа истца, учтенного ГУ УПФ РФ (23 года 10 месяцев 16 дней) и спорного периода его работы в качестве подземного энергетика, исполняющего обязанности старшего механика и старшего механика по подъемам, исчисленный в соответствии с положениями пункта 15 Правил, общий стаж Керенцева Н.Н. является достаточным для назначения дополнительного социального обеспечения в виде доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», в связи с чем решение суда первой инстанции об удовлетворении его исковых требований является законным, обоснованным и не подлежит отмене в кассационном порядке.

При этом судебная коллегия учитывает, что из буквального толкования пункта 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, следует, что в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по п.п. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ-173 включаются все предусмотренные Списком № 1 1991 г. подземные работы без каких-либо изъятий. Профессия истица в спорные периоды его трудовой деятельности входила в число подземных работ, предусмотренных Списком № 1 1991 г., а при наличии у него не менее 10 лет стажа работы, дающего право на пенсию по пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ-173, общая продолжительность стажа подземной работы являлась достаточной для назначения ему доплаты к пенсии по нормам Федерального закона от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

По этим же основаниям подлежит отклонению довод кассационной жалобы о том, что судом не приняты во внимание справки, уточняющие характер работы Керенцева Н.Н., в которых оговорена занятость на подземных работах 50% и более рабочего времени в году, что, по мнению кассатора, свидетельствует о том, что работник в спорные периоды не был занят на подземных и открытых горных работах непосредственно полный рабочий день.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Белокалитвинского городского суда Ростовской области от 07 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФ РФ в г. Белая Калитва и Белокалитвинском районе Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200