О назначении трудовой пенсии по старости



Судья Камашин С.В. дело №33-263\12

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

Председательствующего судьи Хейло И.Ф.

Судей Жиляевой О.И., Варламовой Н.В.

При секретаре Торпуджиян А.Х.

Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Константиновском районе Ростовской области на решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 02.08.2011 года,

УСТАНОВИЛА:

Данилов А.И. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Константиновском районе Ростовской области о признании увечья, полученного при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, увечьем, полученным на производстве, являющимся военной травмой; обязании включить в общий трудовой стаж период нахождения на инвалидности с 13.07.1993 года по 25.06.2007 года назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 25.06.2007 года.

В обоснование поданного иска Данилов А.И. указал, что в период с 20.09.1987 года по 19.12.1987 года принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

В 1993 году истцу была установлена 2-я группа инвалидности с 80% утраты трудоспособности, причина инвалидности – увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС. В связи с чем, истцу была назначена пенсия по инвалидности.

Протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от «…» года № «…» Данилову А.И. в назначении пенсии по старости при достижении возраста 50 лет было отказано, что, по мнению истца, является не законным.

Данилов А.И. считал, что при определении его права на пенсию по старости, в его трудовой стаж подлежал включению период нахождения на инвалидности.

Решением Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 02.08.2011 года исковые требования Данилова А.И. были удовлетворены в части. В общий трудовой стаж Данилова А.И. был включен период его нахождения с 13.07.1993 года по 31.12.2001 года на инвалидности, полученной вследствие выполнения работ по ликвидации аварии на ЧАЭС; ГУ УПФ РФ в Константиновском районе Ростовской области было обязано назначить Данилову А.И. досрочную трудовую пенсию по старости с 14.04.2008 года, т.е. с момента обращения.

С постановленным по делу решением не согласилось ГУ УПФ РФ в Константиновском районе Ростовской области и обжаловало его в кассационном порядке.

В обоснование своего несогласия с решением суда, кассатор, ссылаясь на положения п.п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», нормы Федерального закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указывает, что у суда 1-й инстанции не имелось оснований для признания за Даниловым А.И. права на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет. По его мнению, истец вправе требовать досрочного назначения пенсии по старости по достижению 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 25 лет.

Кроме того, по мнению кассатора, суд 1-й инстанции необоснованно включил в страховой стаж истца период нахождения на инвалидности, поскольку инвалидность вследствие военной травмы не может приравниваться к инвалидности вследствие увечья, связанного с производством, учитываемой в общий трудовой стаж.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.

Из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", определяющего право на одновременное получение двух пенсий, следует, что гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости.

Условия назначения трудовой пенсии по старости регламентированы Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Из анализа приведенных правовых норм, регулирующих пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от радиационного воздействия и ставших инвалидами вследствие военной травмы, следует, что в рассматриваемом случае назначение трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" может быть осуществлено при условии, если гражданин к моменту такого назначения достиг возраста 55 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Из материалов дела следует, что к моменту обращения, как в пенсионный орган в 2008 году, так в суд с настоящим иском, о назначении второй пенсии - трудовой пенсии по старости истец 25.06.1957 года рождения, не достиг 55 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у него отсутствует.

При таких обстоятельствах, выводы суда 1-й инстанции о признании за Даниловым А.И. права на назначение второй пенсии – трудовой пенсии при достижении возраста 50 лет являются не правомерными и основанными на неверном толковании норм действующего пенсионного законодательства, регулирующего спорное правоотношение.

Удовлетворяя требования истца о включении в его общий трудовой стаж периода нахождения на инвалидности (с 13.07.1993 года по 31.12.2001 года), полученной вследствие выполнения работ по ликвидации аварии на ЧАЭС, суд 1-й инстанции не учел, что при определении ответчиком права Данилова А.И. на назначение второй пенсии – трудовой пенсии, спор относительно продолжительности трудового стажа, в том числе, с учетом периода нахождения на инвалидности, места не имел. Отказ в назначении второй пенсии был основан на отсутствии требуемого возраста, при этом, продолжительность трудового стажа предметом оценки пенсионного органа не являлась. Соответственно, полагать, что права истца в данном случае были нарушены и подлежали защите, у суда 1-й инстанции оснований не имелось.

С учетом изложенного, судебное решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Судебная коллегия, отменяя решение суда 1-й инстанции, считает возможным постановить новое об отказе в иске, поскольку все обстоятельства дела установлены и в новой судебной проверке не нуждаются.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 02.08.2011 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Данилова А.И. к ГУ УПФ РФ в Константиновском районе Ростовской области о назначении второй пенсии - трудовой пенсии по старости, включении в трудовой стаж периода нахождения на инвалидности – отказать.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200