Судья Сигора Т.А. № 33-13 Определение. 12 января 2012г. г.Ростов-на-Дону Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе Председательствующего Худяковой И.Н., Судей Немирова А.В., Простовой С.В. при секретаре Пономаревой О.М. заслушав в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Немирова А.В. по кассационной жалобе Зориной Л.П. на решение Шахтинского городского суда от 26 октября 2011 года, Установила: Зорина Л.П. обратилась в суд с иском к администрации г. Шахты о понуждении включить ее в списки лиц на переселение из ветхих жилых домов, подлежащих сносу, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности. В обоснование иска указала, что ее отец [ФИО]5, как работник шахты «Артем» комбината «Ростовуголь» в 1955 году получил квартиру по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. После смерти отца собственником квартиры на основании договора на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, свидетельства о государственной регистрации права от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, стала ее мать, [ФИО]6 После смерти [ФИО]6 ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА наследниками по закону стали истица и ее сестра [ФИО]7 Истица ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА получила свидетельство о праве на наследство в виде ? доли в праве собственности на указанную квартиру. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА право собственности истицы было зарегистрировано в установленном порядке. Жилой дом по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН значится в списке ветхих, подлежащих сносу жилых домов, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте «"наименование обезличено"» "наименование обезличено" непригодными для проживания по критериям безопасности. Мать истицы [ФИО]6 была включена в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. Истица указала, что проживала со своей матерью и осуществляла за ней уход до смерти. После оформления своих наследственных прав на квартиру она обратилась в администрацию г. Шахты с заявлением о включении ее в списки жильцов, подлежащих переселению из ветхих и подлежащих сносу домов, однако ей было в этом отказано. Считает, что отказ администрации г. Шахты нарушает ее жилищные права. Просила суд обязать администрацию г. Шахты включить ее в указанные списки. В судебном заседании истица и ее представитель [ФИО]8 поддержали исковые требования. Представитель администрации г. Шахты [ФИО]9 исковые требования не признала, ссылалась на то, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, содействия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. На момент ликвидации шахты «Глубокая» и составления списков граждан, подлежащих переселению, истица не проживала и не была зарегистрирована в спорной квартире. По мнению представителя, собственники, которые не проживали в жилых помещениях на момент признания дома аварийным и составления списков подлежащих переселению жильцов, не приобретают права на включение в соответствующий список. Решением Шахтинского городского суда Ростовской области 26 октября 2011 года в удовлетворении исковых требований [ФИО]4 было отказано. Не согласившись с таким решением суда, Зорина Л.П. обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просила решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе. Полагала, что решением суда нарушены ее конституционные права на жилище. Кассатор указала, что она прекратила супружеские отношения с мужем; ранее она была зарегистрирована в качестве проживающей в доме свекрови, своего жилья не имела. Указала, что потратила свои сбережения на капитальный ремонт АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Она не могла зарегистрироваться в качестве проживающей в квартире матери в ветхом доме ранее, т.к. ее мать по состоянию здоровья была нетранспортабельна и не могла явиться в паспортно-визовую службу. По мнению кассатора, факт ее проживания в жилищном фонде, подлежащем сносу, подтверждается ответом на ее письмо и.о. мэра г. Шахты от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в котором ей советовали обратиться в суд. Кроме того, указала на то, что суд не допросил свидетелей, которые могли бы пояснить, что истица проживала в данном доме. Обращала внимание на то, что ее проживание в ветхом доме создает реальную угрозу жизни, так как дом находится в аварийном состоянии. Полагала, что Правительством РФ были выделены денежные средства на предоставление иного жилья. Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что судом дана верная оценка правоотношениям сторон и материальному закону. Оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не имеется. Суд в решении сослался на ст. 5 ФЗ от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», постановление Правительства РФ от 24.12.2004 года №840 (ред. от 19.08.2011г.) «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования», Правила предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков и п. 8 Правил предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. N 428 ( ред. от 27.01.2009г.) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков». Постанавливая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что на момент признания дома непригодным для проживания граждан и на момент составления списков подлежащих переселению лиц, истица проживала и была зарегистрирована не АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН ; в ветхом жилом помещении истица зарегистрировалась в качестве проживающей только в апреле 2009г. Суд счел, что нормы закона, регулирующие вопросы переселения проживающих граждан в ветхом жилом фонде, не распространяют свое действие на собственников жилого помещения, которые не были зарегистрированы и не проживали в ветхом жилье на момент составления списков граждан, подлежащих переселению, что не лишает истицу возможности защищать свое право в ином порядке. По мнению судебной коллегии, разрешая спор, суд правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам, и пришел к обоснованным выводам. Доводы жалобы о том, что истца имеет право на включение в льготные списки вследствие того, что она якобы проживала вместе с матерью в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а после смерти матери стала собственником квартиры, не могут служить основаниями для отмены решения. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за N 428, в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 года N 778, межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, в соответствии с п. 8 Правил..., осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. В соответствии с п. 11 Правил..., социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящимся в государственном или муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и(или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 1.11.2001 года N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации шахты. Анализ вышеуказанных норм позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие у гражданина права на данное жилое помещение и нуждаемость граждан, проживающим в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность иным жильем. Между тем при рассмотрении дела судом было установлено, что мать истицы, [ФИО]6, состояла в списках граждан, подлежащих переселению из признанного ветхим дома до своей смерти одна, без Зориной Л.П. При жизни матери Зорина Л.П. никогда не ставила вопрос о включении ее в указанные списки, наряду с [ФИО]6 Зорина Л.П. на момент признания дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не пригодным для проживания была обеспечена иным жильем, в котором проживала со своей семьей и была зарегистрирована в качестве проживающей. В АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН истица зарегистрировалась только после смерти матери и оформления своих наследственных прав, в апреле 2009г. По утверждению представителя ответчика(лд.33), не опровергнутому истцовой стороной, [ФИО]10 ранее в порядке приватизации жилья приобрела ? долю в праве собственности на фактически занимаемую ею квартиру N 1 в доме по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; в настоящее время [ФИО]10после смерти мужа является собственником всей указанной квартиры по решению суда. Таким образом, отсутствует совокупность условий, при которых Зорина Л.П.. должна быть включена в списки граждан, имеющих право на переселение их ветхого жилого дома по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, подлежащего сносу, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Иные доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств дела, переоценке обстоятельств и доказательств по делу. По мнению судебной коллегии, доказательства оценены по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется. Руководствуясь ст. 2 Федерального Закона 353-ФЗ от 09.12.2010г., ст.360,361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 26 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ЗоринойЛ.П. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи