Судья Сидоров А.И. дело №33-658 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 января 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: Председательствующего судьи Сидоренко О.В. Судей Жиляевой О.И., Варламовой Н.В. При секретаре Торпуджиян А.Х. Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. дело по кассационной жалобе МУСЗН Администрации Багаевского района Ростовской области на решение Багаевского районного суда Ростовской области от 31.10.2011 года, УСТАНОВИЛА: Рехина В.М. обратилась в суд с иском к МУСЗН Администрации Багаевского района Ростовской области о признании права на меры социальной поддержки по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии; обязании произвести начисление и выплату указанных льгот ей и членам ее семьи с 01.05.2008 года по 31.05.2011 года, возместить понесенные по делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере «…» руб. «…» коп. В обоснование заявленных требований Рехина В.М. указала, что состояла в трудовых отношениях с ГУП РО С-е ТТПП «Ф-я» в должности фармацевта Б-й центральной районной аптеки № «…» ст. Б-я Б-го района Ростовской области до 01.07.2007 года. До 01.01.2006 года истица, как работник с фармацевтическим образованием, работающий по специальности, пользовалась социальными льготами по оплате жилья, отопления, электроэнергии. С 01.01.2006 года льготы истице не предоставлялись со ссылкой на то, что положения Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС на нее - фармацевтического работника предприятия, а не учреждения, не распространяются, с чем, Рехина В.М. не согласна. По мнению истицы, в силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» к гражданам, имеющим право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат, относятся, в том числе работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющие медицинскую или фармацевтическую практику, государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. Учредителем ГУП РО Семикаракорское ТТПП «Фармация» является Администрация Ростовской области. ГУП РО ТТПП «Фармация» находится в ведомственном подчинении Минздрава Ростовской области. Решением Багаевского районного суда Ростовской области от 31.10.2011 года исковые требования Рехиной В.М. были удовлетворены. Суд постановил решение, которым признал за Рехиной В.М. право на получение мер социальной поддержки в виде льгот по оплате жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии за период с 01.06.2008 года по 31.05.2011 года; обязал МУСЗН Администрации Багаевского района Ростовской области произвести начисление и выплату Рехиной В.М. задолженности по льготам на оплату жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии с 01.06.2008 года по 31.05.2011 года в сумме «…» руб. «…» коп. Также с ответчика была взыскана государственная пошлина в размере «…» руб. «…» коп., уплаченная истицей при подаче иска. С решением суда не согласилось МУСЗН Администрации Багаевского района Ростовской области и обжаловало его в кассационном порядке. В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование своего несогласия с решением суда кассатор указывает, что в соответствии с п.1,2 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 года №274-ЗС меры социальной поддержки гражданам, определенным в п. 6 ч. 1 ст. 1 указанного Областного закона предоставляются органами социальной защиты на основании списков граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, которые составляются отделами, управлениями органов местного самоуправления муниципальных образований, в т.ч. и в сфере здравоохранения. Решением суда не определен надлежащий орган Багаевского района, ответственный за предоставление в МУСЗН Администрации Багаевского района Ростовской области списка граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, работающих в ГУП РО Семикаракорское ТТПП «Фармация». Порядок предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги утвержден постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 года №534 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения». Указанными актами предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по решению суда не предусмотрено. Таким образом, без списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, МУСЗН Администрации Багаевского района Ростовской области не имеет оснований для начисления и выплаты ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Кроме того, кассатор указывает, что меры социальной поддержки носят заявительный характер. Соответствующее заявление от Рехиной В.М. получено МУСЗН 20.05.2011 года. Обращает внимание кассатор и на тот факт, что Рехина В.М. имеет право и на получение мер социальной поддержки как ветеран труда в соответствии с Областным законом Ростовской области от 22.10.2004 года №175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» и как инвалид 2-й группы в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда. Постанавливая решение, суд 1-й инстанции руководствовался положениями Областного закона Ростовской области № 274-ЗС от 17.01.2005г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, ст. 31 ЖК РФ, ст. 2 СК РФ, учитывал приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.10.2005г. № 627 «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.02.2007г. № 120), Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Основы о праве медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и исходил из того, что вывод МУ УСЗН Администрации Багаевского района об отсутствии у ответчика оснований для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг истице, в связи с не предоставлением Списка в МУ УСЗН Администрации Багаевского района на предоставление мер социальной поддержки с 01.06.2008 года по 31.05.2011 год, противоречит действующему законодательтсву. Вопрос о судебных расходов разрешен судом в порядке ст. 98 ГПК РФ. Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходит из следующего. Как правильно установлено судом первой инстанции, истица состояла в трудовых отношениях с ГУП РО Семикаракорское ТТПП «Фармация» в должности фармацевта Багаевской центральной районной аптеки №93 ст. Багаевская Багаевского района Ростовской области до 01.07.2007 года. Учредителем государственного унитарного предприятия Ростовской области ГУП РО С-е ТТПП «Ф-я» является Администрация Ростовской области. ГУП РО С-е ТТПП «Ф-я» находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Ростовской области. Цель предприятия: удовлетворение общественных потребностей в результатах его деятельности, а также получение прибыли. В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Областного закона Ростовской области № 274-ЗС от 17.01.2005г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» к гражданам, имеющим право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат, относятся следующие категории граждан, работающих и проживающих на территориях муниципальных районов в Ростовской области (далее - работающим и проживающим в сельской местности): врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющие медицинскую или фармацевтическую практику, государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения. В соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан основополагающим принципом при включении предприятия и организации в государственную систему здравоохранения является вид собственности и предмет деятельности, а не их организационно-правовая форма. Кроме того, как Федеральный закон РФ от 22.08.2004г. №122-ФЗ, так и ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья, регулирующих вопросы реализации мер социальной поддержки работников организаций здравоохрайения, не связывают предоставление данных мер с организационно-правовой формой государственной организации здравоохранения, а используют обобщенное понятие организация здравоохранения. В данном случае, как правильно указал суд первой инстанции, понятие «учреждение» не может толковаться как требование к организационно-правовой форме учреждения здравоохранения (ст. 120 ГК РФ) и не может являться основанием к отказу в предоставлении мер социальной поддержки по этому Закону граждан, работающих в аптеке, имеющей форму государственного унитарного предприятия, а, следовательно, истица имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации оплаты жилья, отопления, газоснабжения и электроэнергии, что не противоречит положениям Областного закона Ростовской области № 274-ЗС от 17.01.2005г. и положениям Постановления администрации Ростовской области от 31.12.2004г. № 537 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление адресной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативно-правовыми актами социальной направленности». Как установлено в судебном заседании, и не отрицалось ответчиком, что до момента рассмотрения настоящего дела по существу на территории муниципального образования - Багаевский район не определены отделы, управления органов местного самоуправления в сфере здравоохранения, которые должны утверждать Списки граждан, имеющих право на такие меры поддержки, в связи с чем, при наличии права на получение определенной законодательством Ростовской области меры социальной поддержки, истица фактически лишена возможности реализовать такое право по независящим от нее обстоятельствам. Однако, отсутствие уполномоченного органа по составлению Списков, не может являться основанием для лишения лица права на получение мер социальной поддержки. Согласно п. 1 ст. 1 Областного закона от 17.01.2005г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится с учетом членов семей лиц, указанных в настоящем пункте и принятых на работу до 1 января 2005 года, если члены семьи проживали совместно с ними и пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по состоянию на 1 января 2005 года, при условии дальнейшего совместного проживания. Как усматривается из материалов дела (л.д. 9), членами семьи истицы являются: супруг – Р. В.В., сын – Р. А.В. Согласно представленному истицей расчету, который был признан судом верным и не оспорен ответчиком, истицей произведена оплата жилого помещения, услуг электроснабжения и отопления на сумму «…» руб. «…» коп. Учитывая изложенное, судебная коллегия установила, что выводы суда являются мотивированными, подробно изложены в решении, соответствуют представленным доказательствам, и действующему законодательству. Судебная коллегия находит несостоятельными доводы кассатора о том, что решение суда является незаконным и необоснованным ввиду того, что ни постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 № 534, ни Областным законом от 17.01.2005 № 274-ЗС не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по решению суда, поскольку, исходя из анализа вышеприведенных норм действующего в сфере правового регулирования законодательства и обстоятельств дела, суд обоснованно пришел к выводу о наличии права истицы на меры социальной поддержки, а обязанность ответчика по предоставлению таких мер вытекает также и из положений ст.8 ГК РФ. Доводы кассационной жалобы в данном случае по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, которым дана оценка соответствующая требованиям ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием, как противоречащие нормам закона, для отмены состоявшегося решения. Доводы кассационной жалобы о том, что судом 1-й инстанции не учтено, что предоставление мер социальной поддержки носит заявительных характер, а обращение истицы с соответствующим заявлением в МУСЗН последовало только в мае 2011 года, судебная коллегия отклоняет, учитывая, что мерами социальной поддержки истица пользовалась ранее указанной даты, а их предоставление ей было, как установлено, судом 1-й инстанции, необоснованно прекращено. Доводы кассационной жалобы о том, что судом 1-й инстанции во внимание не был принят тот факт, что истица является инвалидом, ветераном труда и пользуется аналогичными мерами социальной поддержки, судебная коллегия отклоняет, поскольку при рассмотрении спора по существу о наличии указанных обстоятельств не заявлялось, предметом исследования суда они не являлись. При указанных обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда в порядке ст. 362 ГПК РФ не имеется. Руководствуясь ст. ст. 361;366 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Багаевского районного суда Ростовской области от 31.10.2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу МУ УСЗН Администрации Багаевского района Ростовской области - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: