о взыскании задолженности за количество фактически принятой тепловой энергии



Судья Злодухова И.Н. Дело № 33-434

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 января 2012 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе:

председательствующего судьи Худяковой И.Н.,

судей: Малиновского В.В., Калинченко И.Н.,

при секретаре Обориной С.П.,

заслушав в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Малиновского В.В. по кассационной жалобе ООО «Региональные коммунальные системы» г. Шахты, Ростовской области на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 06.10.2011 года,

установила:

ООО «Региональные коммунальные системы» г. Шахты, Ростовской области обратилось в суд с иском к Протченко О.В. о взыскании задолженности за фактически принятое количество тепловой энергии в размере 52070 руб. 67 коп.; расходов по оплате государственной пошлины в размере 1762 руб. 12 коп. и расходов по оплате получения сведений из ЕГРП в размере 600 руб.

В обоснование своих требований истец сообщил, что Протченко О.В., являющаяся вместе со своей малолетней дочерью П.А.Р., 1997 года рождения, долевой собственницей АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН-в, расположенном на АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в которой и проживают со своей дочерью, за период времени с 01.09.2006 года по 31.12.2010 года не платят за услуги теплоснабжения, в связи с чем за указанный период времени у ответчицы образовалась задолженность за потребление тепловой энергии в размере 52070 руб. 67 коп. Истец просил взыскать с Протченко О.В. в пользу ООО «Региональные коммунальные системы» АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН задолженности за фактически принятое количество тепловой энергии в размере 52070 руб. 67 коп.; расходы по оплате государственной пошлины в размере 1762 руб. 12 коп. и расходы по оплате получения сведений из ЕГРП в размере 600 руб.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 06.10.2011 года в удовлетворении исковых требований ООО «Региональные коммунальные системы» г. Шахты, Ростовской области к Протченко О.В. было отказано. Свое решение суд обосновал положениями ст. ст. 539, 540,541 Гражданского кодекса РФ, согласно которым, как сделал вывод суд первой инстанции, потребитель энергии оплачивает поставщику только фактически использованное ее количество. В судебном же заседании было установлено, что за период времени с 01.09.2006 года по 13.10.2008 года у Протченко О.В. не имеется задолженности по оплате отопления. Ответчица установила в своей квартире АГВ и отключила свою квартиру от центрального отопления, о чем сообщила истцу, и с 14.10.2008 года – начала отопительного сезона – теплоэнергией, поставляемой ООО «Региональные коммунальные системы» г. Шахты не пользуется. Так как требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины и расходов по оплате предоставления сведений из ЕГРП обусловлены решением по основному исковому требованию о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию, в удовлетворении которого было отказано, было отказано и в удовлетворении требований о возмещении расходов по уплате государственной пошлины и получения сведений из ЕГРП.

Кассатор не согласился с таким решением Шахтинского городского суда. В кассационной жалобе он указал, что в соответствие с п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединительную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 540 Гражданского кодекса РФ, договор с гражданином-потребителем считается заключенным с момента фактического потребления гражданином электрической энергии. Если в качестве покупателя выступает гражданин-потребитель, договор по общему правилу заключается на неопределенный срок (п. 64 Правил розничных рынков электрической энергии, абз. 2 п. 1) и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 546 Гражданского кодекса РФ, режим подачи энергии определяется договором.

Самовольные, как считает кассатор, в нарушение действующего законодательства демонтаж системы центрального отопления и установка АГВ в квартире, не могут служить основанием для одностороннего отказа гражданина от исполнения требований договора поставки потребляемой теплоэнергии.

Выводы суда первой инстанции о том, что Протченко О.В. получила разрешение на установку АГВ, по мнению кассатора, ошибочны. Выдача технических условий абоненту не свидетельствует о факте отключения от системы центрального отопления и не является разрешением на установку АГВ.

Протченко О.В. не предоставила в ООО «Региональные коммунальные системы» решение органа местного самоуправления о переустройстве и (или) перепланировке квартиры. Договор поставки природного газа, предоставленный ею, также не может служить основанием для списания задолженности за поставляемую в ее квартиру тепловую энергию.

Протченко О.В. утверждает, что неоднократно письменно извещала ООО «Региональные коммунальные системы» об установке АГВ в своей квартире и в подтверждение предоставила копию письма, адресованного генеральному директору ООО «Региональные коммунальные системы», направленное, по словам самой же Протченко О.В. простым заказным письмом без уведомления, но не предоставила суду доказательств вручения указанного письма адресату.

Проверив законность и обоснованность решения Шахтинского городского суда, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Протченко О.В. и ее представителя Новиченко И.В., судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе по следующим основаниям.

В соответствие с п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединительную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Согласно ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Как было установлено судом первой инстанции, абонент Протченко О.В. условий договора энергоснабжения не выполняет. Она не соблюдает предусмотренный договором режим потребления, и не только не обеспечила безопасность эксплуатации находящихся в ее ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а демонтировал их, самовольно без соответствующего разрешения установив в квартире АГВ. Поставляемую по договору теплоэнергию не оплачивает.

Согласно ст. 540 Гражданского кодекса РФ, договор с гражданином-потребителем считается заключенным с момента фактического потребления гражданином электрической энергии. Если в качестве покупателя выступает гражданин-потребитель, договор по общему правилу заключается на неопределенный срок (п. 64 Правил розничных рынков электрической энергии, абз. 2 п. 1) и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 Гражданского кодекса РФ.

Согласно ст. 546 Гражданского кодекса РФ, режим подачи энергии определяется договором.

Самовольные, в нарушение действующего законодательства демонтаж системы центрального отопления и установка АГВ в квартире, не могут служить основанием для одностороннего отказа гражданина от исполнения требований договора поставки потребляемой теплоэнергии.

Суд кассационной инстанции согласился с доводами кассатора о том, что выводы суда первой инстанции относительно получения Протченко О.В. разрешения на установку АГВ ошибочны.

Согласно ст. 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения

1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.

5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения

1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

Согласно п. 2.8 Положения «Об устройстве общедомовых встроенных, либо пристроенных блочных миникотельных и поквартирных систем теплоснабжения с индивидуальными теплогенераторами на природном газе» от 23.05.2007 года, утвержденного первым заместителем главы администрации г. Шахты, завершение работ по устройству общедомовых встроенных, либо пристроенных блочных миникотельных и поквартирных систем теплоснабжения подтверждается актом приемочной комиссии, в состав которой входят представители жилищно-эксплуатационного и энергоснабжающего предприятия. На основании указанного акта переустроенная квартира вносится в список, который подается энергоснабжающим предприятием в ООО «Е» для прекращения начисления оплаты за центральное отопление.

Отключение от системы центрального отопления, согласно ст. 25 Жилищного кодекса РФ, является переустройством жилого помещения. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В соответствии с п. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого решения.

Протченко О.В. не предоставляла в ООО «Региональные коммунальные системы» решение органа местного самоуправления о переустройстве и (или) перепланировке квартиры.

Договор поставки природного газа ООО «Ростоврегионгаз» не может служить основанием для списания задолженности за поставляемую в ее квартиру тепловую энергию. В соответствии с п. 8 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги является Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Согласно п. 68 раздела 8 указанных Правил Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Такой Акт ООО «Региональные коммунальные системы» и Протченко О.В. не составлялся. Протченко О.В. по вопросу некачественного предоставления услуги отопления в ООО «Региональные коммунальные системы» не обращалась.

Протченко О.В. утверждает, что неоднократно письменно извещала ООО «Региональные коммунальные системы» об установке АГВ и в подтверждение предоставила копию письма, адресованного генеральному директору ООО «Региональные коммунальные системы», направленное, по словам самой же Протченко О.В. простым заказным письмом без уведомления. Суд кассационной инстанции согласился с кассатором в том, что только по копии письма и утверждению Протченко О.В. суд первой инстанции сделал неправильный вывод о том, что ООО «Региональные коммунальные системы» уведомлялись Протченко О.В. об установке в ее квартире АГВ. Ответчица не предоставила суду доказательств вручения указанного письма адресату.

Суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для дела, не получили в решения надлежащего обоснования. Выводы суда не соответствуют изложенным в решении суда обстоятельствам дела. Неправильно применены нормы материального права.

Судом первой инстанции не дана надлежащая оценка юридически значимым действиям сторон в свете действующего законодательства при исполнении договора поставки теплоэнергии и в частности, в части предложения о прекращении договора поставки теплоэнергии по инициативе потребителя. Не исследовано заявление Протченко О.В. об уклонении поставщика от решения вопроса о расторжении договора. Не исследованы вопросы, связанные с отношением к устройству в квартире Протченко О.В. квартирной системы теплоснабжения других заинтересованных лиц: управляющей компании, ТСЖ и т.д.

Нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, правильно определить юридически значимые обстоятельства, определить круг лиц, участвующих в деле, дать надлежащую оценку доводам сторон представленным доказательствам и постановить решение в строгом соответствии с требованиями материального и процессуального законодательства.

Руководствуясь ст. 360-364 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 06 октября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Председательствующий

судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200