Судья Курасова Е.А. Дело № 33-666 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «19» января 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.В., судей Нестеровой Е.А., Авиловой Е.О., при секретаре Торпуджиян А.Х., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А., гражданское дело по иску Сигаревой Н.С. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Таганроге Ростовской области об обязании произвести перерасчет пенсии, обязании произвести определенные действия, по кассационной жалобе Сигаревой Н.С. на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 08.11.2011 г. УСТАНОВИЛА: Сигарева Н.С. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге Ростовской области, просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с 1963 г. по 1980 г. с учетом коэффициента 1,2, начиная с 1984 г., а также с учетом работы во вредных условиях в качестве машиниста-кочегара 3 разряда. В обоснование заявленных требований истица указывала, что в течение 17-ти лет с 1963 г. по 1980 г. она работала на заводе им. Д., цех № 14 (котельная), в качестве машиниста-кочегара, с использованием газа и мазута. По действовавшему до 1984 г. законодательству данная работа давала право на досрочную трудовую пенсию, при этом 1 календарный год работы засчитывался за 2 года, и для получения права на данную пенсию было необходимо отработать на указанной работе 10 лет. В связи с последующим изменения в законодательстве наименование должности «кочегар» было переименовано в «оператор котельных на автоматике», работа производилась без угля и мазута. Также истица указывала, что работодатель внес в ее трудовую книжку неверную запись и в наименовании должности вместо «машинист-кочегар котельной цеха № 14» было указано «машинист насосной станции». Справка об условиях работы была выдана только в 2009 г. В процессе рассмотрения дела истица неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном варианте просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за 2002-2011 г.г. с учетом работы в течение 17,5 лет в цехе № 14 (котельная) завода им. Д. на вредной и опасной работе с использованием угля, мазута и газа, на момент вынесения решения суда, а также обязать ответчика дать официальное разъяснение о размере пенсии на 1984 г. Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 08.11.2011 г. в удовлетворении исковых требований Сигаревой Н.С. отказано. Разрешая спорное правоотношение, суд руководствовался нормами Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и исходил из того, что на основании заявления истицы ответчиком с 01.01.2010 г. произведен перерасчет ее пенсии по справке о заработной плате за период работы с 01.06.1974 г. по 31.05.1979 г., что является наиболее выгодным вариантом (исходя из сведений о заработной плате за период с 14.10.1963 г. по 22.12.1980 г.). Фактическое отношение заработной платы истицы к заработной плате по стране за учтенный период составило 0,972. При этом законных оснований для применения при исчислении пенсии коэффициента, требуемого истицей, равного 1,2, не имеется. Нарушений пенсионных прав Сигаревой Н.С. со стороны ответчика не допущено, расчет размера пенсии произведен в строгом соответствии с действующим пенсионным законодательством РФ. Требования истицы об обязании ответчика дать разъяснение о размере ее пенсии на июль 1984 г. суд признал не подлежащими удовлетворению на том основании, что трудовая пенсия назначается по законодательству, действующему на момент обращения гражданина за назначением пенсии. Истица не согласилась с указанным решением суда и обжаловала его в кассационном порядке. Кассатор указывает, что в связи с незаконными действиями работодателя она была лишена права на трудовую пенсию с 1984 г. Пенсия была назначена только с 2002 г. Иным лицам, работавшим на одном предприятии с истицей и выполнявшим аналогичные с ней функции, вышедшим на пенсию в период с 1980 г. по 1984 г., при назначении и исчислении песни был применен коэффициент 1,2. Кассатор ссылается на то, что для восстановления ее пенсионных прав было необходимо произвести расчет пенсии по состоянию на 1984 г. и привести ее в соответствие с 2002 г. В подтверждение заявленных исковых требований были предоставлены все необходимые доказательства, однако суд дал им неправильную оценку, не учел положения Конституции РФ, вследствие чего решение является незаконным и подлежит отменен. Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.1 ст. 362 ГПК РФ решение суда 1-ой инстанции подлежит отмене в кассационном порядке в случаях, когда: судом 1-ой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; не доказаны установленные судом 1-ой инстанции обстоятельства; выводы суда 1-й инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены или неправильно применены норы материального или процессуального права. Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит. Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение трудовых пенсий (статья 39, часть 1), не решает вопрос о праве гражданина на конкретный размер пенсии и определенный способ его подсчета. Право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). До 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение граждан осуществлялось в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которому в трудовой стаж для исчисления пенсии периоды службы в армии по призыву включались в трудовой стаж в льготном порядке - в двойном размере, кроме того, наряду с иными периодами, в трудовой стаж включались периоды учебы. С 01.01.2002 г. пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Федеральным Законом РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающим исчисление трудового стажа в календарном порядке. Согласно Закону РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав может определяться по выбору пенсионера по наиболее выгодному для него варианту. Варианты оценки пенсионных прав отличаются методиками исчисления расчетного размера трудовой пенсии - с учетом общего трудового стажа, календарного, либо специального, порядком применения имеющихся сведений о заработке пенсионера (на основании документов о заработке, представленных пенсионером либо на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования). Статья 30 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Выработанный до 1 января 2002 г. трудовой стаж, учитывавшийся по прежнему пенсионному законодательству, в том числе в льготном исчислении, в соответствии с новым законодательством о трудовых пенсиях практически утратил значение, однако он учитывается при конвертации ранее приобретенных пенсионных прав. В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъясняется, что право граждан на льготное исчисление стажа или на учет периодов работы, ранее учитывавшихся для назначения пенсии, может быть реализовано только при условии расчета размера пенсии по ранее действовавшему законодательству о государственных пенсиях, а это означает включение механизмов ограничения размера пенсии путем установления ее максимального уровня или путем применения индивидуального коэффициента пенсионера. При проверке правильности оценки пенсионными органами пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имея при этом в виду следующее: а) оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года; б) расчетный пенсионный капитал, т.е. учитываемая в порядке, в) отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации; е) в силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Расчетный пенсионный капитал. т.е. учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (абзац четвертый ст. 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. определяется по формуле, указанной в п. 1 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ. В соответствии с п.1 ст.30.1 Федерального Закона №173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции ФЗ от 24.07.2009 г № 213-ФЗ) величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии с указанной выше статьей 30 ФЗ-173, подлежит валоризации (повышению). Как следует из искового заявления Сигаревой Н.С., ею ставился вопрос о перерасчете размера пенсии по тем основаниям, что при оценке её пенсионных прав органами пенсионного обеспечения неверно рассчитан трудовой стаж и не учтена работа во вредных условиях, что привело к занижению величины пенсионного капитала и неправильному определению размера подлежащей выплате пенсии. Суд первой инстанции, постанавливая решение об отказе Сигаревой Н.С. в удовлетворении заявленного иска, исходил из того, что пенсионное обеспечение истцы осуществляется пенсионным органом в соответствии с нормами действующего законодательства, и нарушений её пенсионных прав, как при назначении, так и в последующем при перерасчете, произведенном в соответствии с заявлением истицы, размера пенсии, ответчиком не допущено. В процессе рассмотрения дела установлено, что с 05.03.2002 года Сигаревой Н.С. была назначена трудовая пенсия по старости на общих основаниях при неполном трудовом cтаже в соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ», который на 05.03.2002 года (дата назначения трудовой пенсии) составлял 14 лет 0 месяцев 22 дня. Согласно определения Таганрогского городского суда от 15 октября 2008 года, были внесены разъяснения в Апелляционное решение Таганрогского городского суда от 23.11.2007 года о включении в специальный стаж истицы периода работы с 14.10.1963 года по 22.12.1980 года в качестве машиниста (кочегара) котельной 3 разряда в ОАО «Т». В соответствии с Определением Таганрогского городского суда от 15.102008 года, в ноябре 2008 года ГУ УПФ РФ в г.Таганроге Ростовской области был произведён перерасчёт размера пенсии Сигаревой Н.С. по трудовому стажу с даты первоначального назначения пенсии, с 05.03.2002 года. Согласно решению суда специальный трудовой стаж Сигаревой Н.С. по Списку №2 составил 17 лет 2 месяца 9 дней, общий трудовой стаж составил 20 лет 6 месяцев 12 дней. Доплата по перерасчёту за период с 05.03.2002 года по 30.11.2008 года в сумме … руб., с учётом ранее выплаченных сумм пенсии была выплачена истице в ноябре 2008 года, что в судебном заседании не оспаривалось. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что при расчете пенсии истицы ответчиком учитывалась справка о заработной плате за период работы с 01.01.1975 года по 31.12.1979 года. С учетом указанной справки фактическое отношение Судом установлено, что 23.09.2010 года ГУ УПФ ВФ в г.Таганроге Ростовской области был направлен запрос в ОАО «Т» с просьбой предоставить справки о заработной плате Сигаревой Н.С. за период с 14.10.1963 года по 22.12.1980 года. Согласно поступившим в адрес ГУ УПФ РФ в г.Таганроге Ростовской области справкам о заработке за вышеуказанный период, был определён наиболее выгодный вариант заработка за период с 01.06.1974 года по 31.05.1979 года. Фактическое отношение заработной платы истицы к заработной плате по стране за тот же период составило – 0,972. С 01.11.2010 года на основании заявления Сигаревой И.С. ответчиком был произведён перерасчёт размера пенсии по справке о заработной плате за период работы с 01.06.1974г. по 31.05.1979г. Согласно указанного перерасчета истице была произведена доплата за период с 01.01.2010г. по 31.10.2010г. с учетам полученных сумм пенсии за этот период. С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд требования о применении при исчислении пенсии истицы коэффициента 1,2, не основанными на нормах действующего пенсионного законодательства, так как фактическое отношение заработной платы истицы к заработной плате по стране за тот же период составляет 0,972. Судом, согласно пенсионного дела, установлено, что 25.l0.2010 года Сигаревой Н.С. ответчику представлено свидетельство о рождении ребенка … года рождения для перерасчёта страховой части пенсии, в соответствий с Федеральным законом № 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовых пенсий отдельным категориям граждан» от 21.03.2005 года. Из материалов дела следует, что с 01.11.2010 года размер пенсии истицы составил … руб. Фиксированный базовый размер (ФБР) – … руб. Страховая часть без ФБР – … руб. (в том числе за счет валоризации – … руб. возмещение нестраховых периодов … руб.). Впоследствии размер пенсии истицы индексировался в общем порядке и на сегодняшний день с учетом всех произведенных перерасчетов и индексаций составляет – … руб., из которого фиксированный базовый размер (ФБР) … руб., страховая часть (без ФБР) - … руб. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, правильными, не противоречащими нормам материального права и установленным судом обстоятельствам. В процессе рассмотрения дела судом был исследован порядок и механизм исчисления назначенной и получаемой истицей пенсии и установлено, что расчет размера пенсии произведен ответчиком в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ в сфере пенсионного обеспечения граждан. Доводы кассатора о необходимости расчета пенсии по состоянию на 1984 г. следует признать ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права. Учитывая, что доводы истцовой стороны о применении пенсионным органом, при расчете размера пенсии истицы, не благоприятного для истицы варианта, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не противоречат нормам материального права и соответствуют обстоятельствам дела. Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену оспариваемого судебного решения. Руководствуясь ст.ст. 361-364 ГПК РФ, судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 08.11.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Сигаревой Н.С. - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи:
определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии(абзац четвертый статьи 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года определяется по формуле, указанной в пункте 1 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ.
среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП)
учитывается в размере не свыше 1,2 для всех лиц, за исключением лиц,
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и лиц, которые проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ);
заработной платы истицы к заработной плате по стране за тот же период составляло - 0,961.