Дело № 33-1004. Решение суда оставлено в силе.



Судья Величко Е.В. Дело № 33-1004

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«26» января 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Нестеровой Е.А.,

судей Баташевой М.В., Жиляевой О.И.,

при секретаре Торпуджиян А.Х.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.А.гражданское дело по иску Пушкаря И.Ю. к Военному комиссариату Ростовской области о взыскании денежной компенсации за наем жилья,

по кассационной жалобе Военного комиссариата Ростовской области на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.12.2011 г.,

УСТАНОВИЛА:

Пушкарь И.Ю. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ростовской области, просил взыскать с ответчика единовременно денежную компенсацию за наем (поднаем) жилья в размере … руб. за период с 18.02.2011 г. по 20.10.2011 г., на том основании, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ с 29.09.2000 г. по 17.02.2011 г., был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имея выслугу более 10 лет, на момент исключения из списков личного состава. Будучи не обеспеченным жильем, при наличии такого права, он продолжал значиться в списках очередников на получение жилого помещения. В октябре 2011 г. истец был обеспечен жильем.

С момента исключения истца из списков личного состава ему прекратили производить выплату денежной компенсации за наем жилого помещения, на которую он имел право в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

25.10.2011 г. он обратился к ответчику с заявлением о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за прошлое время – с 18.02.2011 г. по 20.10.2011 г. в соответствии с п.п. 2,4 Инструкции, утвержденной приказом министерства обороны РФ № 235 от 16.06.2005 г. Однако, в возмещении данных расходов ему было отказано.

Истец считал решение Военного комиссариата Ростовской области незаконным, ссылаясь на то, что он встал на квартирный учет до 01.01.2005 г. и в соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», п. 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем жилых помещений, утв. Постановлением Правительства РФ № 909 от 31.12.2004 г. он имеет право на получение денежной компенсации за наем жилья.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности от 25.07.2011г. – Жаренова О.В., исковые требования не признал и в удовлетворении просил отказать.

Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.12.2011 г. исковые требования Пушкарь И.Ю. к Военному комиссариату Ростовской области удовлетворены.

С Военного комиссариата Ростовской области в пользу Пушкарь И.Ю. взыскана денежная компенсация за наем жилья за период с 18.02.2011 г. по 20.10.2011 г. в сумме … руб., судебные расходы в сумме … руб., а всего – … руб.

Ответчик не согласился с указанным решением суда и обжаловал его в кассационном порядке.

Кассатор не соглашается с выводом суда относительного того, что истец как военнослужащий, уволенный с военной службы, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. и не обеспеченный таким жильем, имеет право на компенсацию за наем жилья вплоть до его предоставления независимо от постановки на квартирный учет.

Кассатор полагает, что данный вывод не основан на нормах закона, так как в п. 14 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» прямо указано, что денежная компенсация будет выплачиваться гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. именно в муниципальных образованиях. Аналогичное положение, как указывает кассатор, содержится и в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей (п. 1 Положения), утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909.

Ссылаясь на положения п. 13 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку,.. .», кассатор указывает, что истец, при увольнении, с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, не обращался, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. в муниципальных образованиях не вставал, в связи с чем, по мнению кассатора, у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика по доверенности от 25.07.2011г. – Жаренову О.В., поддержавшую жалобу, Пушкарь И.Ю., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В процессе рассмотрения дела установлено, что приказом командующего войсками 4 командования военно-воздушных сил и противовоздушной обороны от 07.02.2011 г. № 6 истец уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. В период прохождения военной службы истец до 01.01.2005 г. (а именно 26.11.2000 г.) встал на учет нуждающихся в получении жилого помещения и был включен в список в/ч 12628. на момент увольнения со службы он не был обеспечен жилым помещение и не был исключен из списка на получение жилья.

Квартира от Министерства обороны РФ на состав семьи по договору социального найма была предоставлена Пушкарю И.Ю. только 20.10.2011 г. До предоставления данной квартиры истец осуществлял наем жилого помещения с оплатой … руб. в месяц.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).

Судебная коллегия полагает, что увольнение признанного нуждающимся в жилом помещении истца без предоставления жилого помещения имело место с сохранением обязанности обеспечить его жилым помещением по последнему перед увольнением месту военной службы, и законных оснований для отказа истцу в получении компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до обеспечения его жилым помещением у ответчика не имеется.

При этом в случае отказа истцу в предоставлении компенсации за наем жилого помещения будет иметь место неравное положение истца, уволенного без обеспечения жилым помещением, по сравнению с положением тех военнослужащих, которые не дали своего согласия на увольнение без предоставления жилого помещения, в связи с чем, не были уволены и получают компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.

Что касается доводов кассатора относительно места учета истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то толкование содержания (и текста) ч.1 п.4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909, которым в том числе утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, позволяет сделать вывод о том, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы без предоставления жилья производится при условии постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. безотносительно к месту такого учета - по последнему месту службу или по месту избранного места жительства в муниципальном образовании.

Учитывая изложенные, судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими установленным обстоятельствам дела и постановленными при правильно толковании и применении норм материального права.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии нарушений, указание на которые содержится в ст. 362 ГПК РФ. Таким образом, оснований для отмены оспариваемого кассатором решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 361-364 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.12.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200