Гсударственная пенсия за выслугу лет 33-1021



Судья Поляков Н.В. Дело № 33-1021

К А С С А Ц И Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«26» января 2012 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе:

Председательствующего СИДОРЕНКО О.В.

судей ВАРЛАМОВОЙ Н.В., БАТАШЕВОЙ М.В.

при секретаре Торпуджиян А.Х.

Заслушав в судебном заседании по докладу судьи Сидоренко О.В. дело по кассационной жалобе Администрации Зерноградского района на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 31 октября 2011 г. по гражданскому делу по иску Бурлаковой Т.И. к Администрации Зерноградского района, третье лицо: Управление социальной защиты населения по Зерноградскому району о выплате государственной пенсии за выслугу лет, взыскании задолженности, убытков,

У С Т А Н О В И Л А:

Бурлакова Т.И. обратилась в суд с иском к Администрации Зерноградского района, третье лицо: Управление социальной защиты населения по Зерноградскому району о выплате государственной пенсии за выслугу лет, взыскании задолженности, убытков, обоснование которого указала, что на основании распоряжения Главы Зерноградского района от 18.09.2008 г. № 169 ей, как лицу, замещавшему выборную должность, назначена государственная пенсия за выслугу лет в размере 8854,99 руб.

С момента назначения пенсии её размер неоднократно уменьшался в связи с принятием Собранием депутатов Зернотградского района Ростовской области решения от 27.05.2009 г. № 164 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Зерноградского района от 2.04.2008 г. № 16 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района».

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 апреля 2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 мая 2010 г., решение Собрания депутатов Зеронградского района от 27.05.2009 г. № 164 признано недействующим.

С 01.04.2011 г. истице прекращена выплата государственной пенсии за выслугу лет в связи с тем, что пунктом 5 решения Собрания депутатов Зерноградского района №15 от 30 июня 2010 года «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» признано утратившим силу решение Собрания депутатов Зерноградского района от 02 апреля 2008 года №16 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района», на основании которого истице ранее была назначена пенсия.

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 22 ноября 2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 января 2011 г., пункты 2 и 3 решения Собрания депутатов Зерноградского района №15 от 30 июня 2010 года «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» признаны недействующими и неподлежащими применению в отношении лиц, приобретших право на пенсию в соответствии с решением Собрания депутатов Зерноградского района от 02 апреля 2008 года №16 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района». Впоследствии выплата пенсии истице была возобновлена с 1.07.2011 г., и её размер составил 4444,6 руб.

С учетом вышеприведенных обстоятельств у ответчика, по мнению истицы, не имелось правовых оснований для снижения размера пенсии и прекращения её выплаты, в связи с чем она просила суд обязать ответчика выплачивать ей государственную пенсию за выслугу лет с 01.10.2011г. в размере 16162,54 руб. с последующим перерасчетом в соответствии с Положением «Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района», утвержденным решением Собрания депутатов Зерноградского района №16 от 02.04.2008 г.; взыскать с ответчика задолженность по выплате государственной пенсии за выслугу лет с 01.01.2009г. по 30.09.2011г. в размере 228662,29 руб., убытки в размере 36031, 16 руб., а всего – 264693,45 руб.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования, просил суд иск удовлетворить.

Представитель Администрации Зерноградского района в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.

Представитель УСЗН Зерноградского района в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в иске отказать.

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 31 октября 2011 года исковые требования Бурлаковой Т.И. удовлетворены. Суд обязал Администрацию Зерноградского района выплачивать в пользу истицы государственную пенсию за выслугу лет с 1.10.2011 г. в размере 16162, 54 руб., взыскал в её пользу недоплату за период с 1.01.2009 г. по 30.09.2011 г. в сумме 228662,29 руб., убытки - 34046,37 руб.

В кассационной жалобе Администрацией Зерноградского района им ставится вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения по мотивам его незаконности и необоснованности.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к его отмене в кассационном порядке.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудовых договоров (контрактов).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3).

В Ростовской области порядок поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы, а также определение правового положения (статуса) муниципальных служащих установлены Областным законом Ростовской области от 09.10.2007 г. №786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области».

В соответствии со статьей 8 названного Областного закона Ростовской области муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Нормами ст. 10 Областного закона Ростовской области от 09.10. 2007г. № 786-ЗС объем прав государственного гражданского служащего в области - пенсионного обеспечения распространяется на муниципальных служащих. Той же статьей Областного закона Ростовской области п. 3 установлено, что условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В силу ст. 7 Областного закона Ростовской области № 786-ЗС от 09.10.2007г. «О муниципальной службе в Ростовской области» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада службы (далее - должностной оклад), а также из дополнительных выплат: К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная квалификационная надбавка к должностному окладу;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;

3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (сложность, напряженность, специальный режим работы и иные особые условия);

4) ежемесячное денежное поощрение;

5) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тану;

6) премии за выполнение особо важных и сложных заданий (далее премии);

7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

8) материальная помощь.

Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации.

Премии выплачиваются муниципальному служащему в целях повышения его заинтересованности в результатах деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и качестве выполнения должностных обязанностей с учетом обеспечения муниципальными служащими задач и функций органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, исполнения должностных обязанностей в соответствие с должностной инструкцией.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска, а также материальная помощь выплачивается муниципальному служащему один раз в календарном году.

Ораны местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования самостоятельно определяет размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размеры должностных окладов, а также размеры и порядок осуществления дополнительных выплат, входящих в став денежного содержания муниципальных служащих, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Областным законом и иными нормативными правовыми актами Ростовской области. Размеры должностных окладов муниципальных служащих ежегодно увеличиваются (индексируются) в сроки и в пределах размера повышения (индексации) окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Ростовской области. При увеличении (индексации) должностных окладов муниципальных служащих их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

В силу требований ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 10 вышеуказанного Областного закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными и областными законами. Условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определятся нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Порядок и условия назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области, установлены Областным законом Ростовской области от 15.02.2008 года № 872-ЗС.

В силу требований ст. 5 Областного закона Ростовской области № 872-ЗС размер государственной пенсии за выслугу лет определяется по выбору лица, замешавшего государственную должность, должность государственной службы, исходя из его среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных фактически отработанных календарных месяцев, предшествовавших дню прекращения полномочий по государственной должности, увольнении с государственной службы, либо дню достижения возраста, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Для лиц, замешавших не менее пяти лет высшие должности государственной службы размер государственной пенсии за выслугу лет по их выбору может быть так же определен исходя из их среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных фактически отработанных календарных месяцев, предшествовавших дню увольнения с высшей должности государственной службы.

В состав денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, включаются выплаты, предусмотренные приложением № 4 к настоящему областному закону (должностной оклад, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь). При этом размер ежемесячного денежного поощрения лиц, замешавших должности Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и Председателя Законодательного Собрания Ростовской области, учитывается в размере 60 %, лиц, замешавших иные государственные должности, - 70 процентов, а лиц, замешавших высшие должности государственной службы,- 25 процентов.

Среднемесячное денежное содержание определяется путем деления суммы полученного за 12 месяцев денежного содержания на 12.

Если в расчетный период произошло повышение в централизованном порядке размера денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, то среднемесячное денежное содержание за весь расчетный период рассчитывается исходя из повышенного денежного содержания.

В случае, если лицо замещало государственную должность, должность государственной службы менее 12 полных календарных месяцев непосредственно перед днем, определяемым в соответствии с частью 1 настоящей статьи, то среднемесячное денежное содержание определяется путем деления общей суммы полученного денежного содержания за фактически отработанные полные календарные месяцы на число этих месяцев.

Размер государственной пенсии за выслугу лет определяется исходя из 80 процентов среднемесячного денежного содержания по соответствующей государственной должности, должности государственной службы.

Размер государственной пенсии за выслугу лет, установленный пунктом 2 части 1 стаи 4 настоящего Областного закона увеличивается для лиц, замещавших должности государственной службы, на три процента их среднемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа государственной службы свыше 15 лет.

Сумма пенсии, к которой назначена государственная пенсия за выслугу лет, и государственная пенсии за выслугу лет не должна превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания по соответствующей государственной должности, должности государственной службы, определенного с учетом положения части 4 настоящей статьи.

В случае, если со дня, определяемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до дня назначения государственной пенсии за выслугу лет произошло увеличение в централизованном порядке денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, то размер государственной пенсии за выслугу лет определяется также по правилам, установленным статьей 9 настоящего Областного закона.

Частью первой данной статьи предусмотрено, что размер государственной пенсии за выслугу лет пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных статьями 4 и 5 настоящего Областного закона, а также настоящей статьей, в следующих случаях: 1) при увеличении в централизованном порядке денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, в том числе в связи с изменением размера государственной пенсии за выслугу лет, в том числе в связи с изменением размера указанного денежного содержания либо его состава; 2) при увеличении или уменьшении размера пенсии (части трудовой пенсии по старости) к которой назначена государственная пенсия за выслугу лет.

Как усматривается из материалов дела, Собрание депутатов Зерноградского района в соответствии с вышеуказанными нормами федерального законодательства и законодательства субъекта Ростовской области решением № 16 от 02 апреля 2008 года утвердило Положение «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе». В соответствии с данным Положением истице была назначена и исчислена государственная пенсия за выслугу лет, право на получение которой ответной стороной не оспаривалось

Решением Собрания депутатов Зерноградского района № 57 от 19 августа 2008 года, № 164 от 27.05.2009 года, № 184 от 22.07.2009 года были внесены изменения в решение № 16, касающиеся порядка исчисления размера пенсий.

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 апреля 2010 года, вступившим в законную силу 31 мая 2010 года, решение № 164 от 27 мая 2009 года было признано недействующим с момента его принятия.

Кроме того, решением № 15 от 30.06.2010 года Собрание депутатов Зерноградского района утвердило Положение «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» и признало утратившим силу решение № 126 от 02.04.2008 года, № 164 от 27.05.2009 года и № 184 от 22.07.2009 года. Данное решение вступило в законную силу со дня официального опубликования, то есть с 15 июля 2010 года.

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 22 ноября 2010 года, вступившим в законную силу 27 января 2011 года, были признаны недействующими с 30 июня 2010 года и не подлежащими применению второй и третий пункты решения № 15 от 30 июня 20120 года Собрания депутатов Зерноградского района «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» в отношении лиц, пенсия которым была назначена до вступления в силу настоящего решения, то есть приобретших право на государственную пенсию за выслугу лет в соответствии с решением Собрания депутатов Зерноградского района от 02 апреля 2008 года № 16 «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района.

Руководствуясь требованием ст. 13 ГПК РФ об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, и учитывая, что государственная пенсия за выслугу лет была назначена истице на основании Решения Собрания депутатов Зерноградского района № 16 от 02.04.2008 года, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных истцом требований о возложении Администрацию Зерноградского района обязанности по выплате ранее назначенной пенсии в размере 16162,54 руб., начиная с 1.10.2011 г. и взыскании образовавшейся задолженности по выплате пенсии за период с 01.01.2009 года по 30.09.2011 года.

Таким образом, суд правильно указал, что размер пенсии должен рассчитываться по правилам Положения «Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградкого района», утвержденным Решением Собрания депутатов Зерноградского района № 16 от 02 апреля 2008 года.

Данный вывод суда не противоречит принципам правовой определенности, подтвержденным неоднократно позицией Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, согласно которым не могут умаляться имущественные права гражданина, предоставленные ему в соответствии с ранее действовавшими нормами права при изменении последних, то есть не могут умаляться права лица, приобретенные им до изменения закона (нормативного правового акта), если вносимые изменения ухудшают положения правообладателя. Иное бы являлось нарушением положения ч.1 ст. 54 Конституции РФ.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене постановленного судом решения в кассационном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 31 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационная жалоба Администрации Зерноградского района Ростовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200