Судья Демьянова И.Б. Дело № 33 – 389 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 2 февраля 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Порутчикова И.В., судей Чайка Е.А., Сачкова А.Н., при секретаре Обориной С.П., заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по кассационной жалобе Боколишвили Ю.В. на решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 17 ноября 2011 г., УСТАНОВИЛА: Боколишвили Ю.В. обратился в суд с иском к Федеральной службе безопасности Российской Федерации и УФСБ России по Ростовской области о признании его досрочно уволенным с действительной военной службы и определении права на пенсионное обеспечение. В обоснование своих требований истец указал, что с 1969 по 2000 год он проходил военную службу и службу в органах государственной безопасности. При этом по состоянию на 09.01.1992 года на основании приказа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 04.06.1991 г. он занимал должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Тбилисских высших курсов КГБ СССР (с 04.06.1991 г. по 01.02.1992 г.). После распада СССР и упразднения Высших курсов КГБ СССР в г. Тбилиси он, в соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона СССР от 12.10.1967 г. «О всеобщей воинской обязанности» и ст. 1, 2, 13 Закона СССР от 28.04.1990 г. № 14671 «О пенсионном обеспечении военнослужащих», подлежал досрочному увольнению с действительной службы по сокращению штатов, однако в отношении него никаких решений не принималось, и он не был назначен для прохождения дальнейшей службы в российские органы безопасности. С 01.02.1992 г. по 01.12.1992 г. он был назначен для прохождения военной службы на вновь созданные Высшие курсы МГБ Грузии, где занимал должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и продолжал служить до 15.09.2000 г. В 2000 г. он был уволен по достижению пенсионного возраста из Академии Министерства государственной безопасности Грузии с должности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. В 2006 г. истец прибыл в Россию на постоянное место жительства в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. После получения Российского гражданства, в сентябре 2009 г., для оформления пенсионного обеспечения в Российской Федерации он обратился с соответствующим заявлением в УФСБ по Ростовской области, однако ему в этом было отказано. Истец полагает, что отказ УФСБ по Ростовской области в назначении пенсионных выплат не соответствует закону, поскольку у него есть право на пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации с 09.01.1992 года, как офицера Комитета государственной безопасности СССР. Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 63 Закона СССР от 12.10.1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», Боколишвили Ю.В. просил считать его досрочно уволенным с военной службы с 09.01.1992 года, и определить его право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации за выслугу лет военной службы по состоянию на 09.01.1992 года. Истец не претендует на зачет в выслугу лет службы в МГБ Грузии, а просил засчитать только службу в СССР. Он полагает, что им не пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данными требованиями, т.к. только в сентябре 2009 г. он стал гражданином РФ, и сразу же обратился с соответствующим заявлением о назначении ему пенсии в УФСБ России по Ростовской области. Представитель ответчиков Федеральной службы безопасности Российской Федерации и УФСБ России по Ростовской области иск не признал, ссылаясь на то, что согласно Постановлению Государственного Совета СССР от 22.10.1991 г. № ГС-8 «О реорганизации органов государственной безопасности» КГБ СССР, структурным подразделением которого являлись Высшие курсы КГБ СССР в г. Тбилиси, где проходил военную службу Боколишвили Ю.В., был реорганизован, и на его базе создана Межреспубликанская служба безопасности. В соответствии с Указом Президента СССР от 28.11.1991 года № УП-2890 «Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности» военнослужащие центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР и непосредственно подчиненных ему учреждений, предприятий и организаций, а также органов военной контрразведки после упразднения КГБ СССР до решения вопроса об их дальнейшей службе или трудоустройстве считались находящимися при исполнении служебных обязанностей по занимаемым должностям и состоящими в подчинении Межреспубликанской службы безопасности. Им производилась выплата денежного содержания (заработной платы) в прежнем размере, но не более трех месяцев со дня упразднения КГБ СССР. Боколишвили Ю.В. оставался при исполнении служебных обязанностей до 01.02.1992 года, после чего вопрос о его дальнейшей службе в установленный Указом трехмесячный срок с момента упразднения КГБ СССР был решен Постановлением Кабинета Министров Грузии от 15.01.1992 года № 23-1, и он продолжил свою службу в МГБ Республики Грузия. Исходя из содержания указанных нормативно-правовых актов, вопрос о сокращении штатов в органах государственной безопасности не ставился. Представитель ответчиков полагает, что военная служба Боколишвили Ю.В. не прерывалась, увольнению он не подлежал, вопрос о его дальнейшей службе был решён в соответствии с действовавшим в рассматриваемый период законодательством. Оснований для досрочного увольнения Боколишвили Ю.В. в связи с сокращением штатов при невозможности использования на службе в соответствии со ст. 63 Закона СССР от 12.10.1967 г. «О всеобщей воинской обязанности» не было. Суд постановил решение, которым в удовлетворении иска отказал. Принимая решение, суд установил, что паспорт гражданина Российской Федерации был выдан Боколишвили Ю.В. 15.07.2009 г., и с заявлением о получении пенсии за выслугу лет он обращался своевременно, т.е. после получения гражданства Российской Федерации. Законом СССР от 28 апреля 1990 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих» было определено, что пенсии за выслугу лет назначаются после увольнения со службы. В ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» указано, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров органах безопасности других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями). Однако до настоящего времени между Российской Федерацией и Грузией договор, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, уволенных с военной службы по контракту, отсутствует. Суд установил, что Боколишвили Ю.В. по состоянию на 09.01.1992 г. на основании приказа начальника высших курсов НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 04 06.1991 г. занимал должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Тбилисских высших курсов КГБ СССР (с 04.06.1991 г. по 01.02.1992 г.), а далее, с 01.02.1992 г. по 01.12.1992 г., занимал должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА высших курсов МГБ Республики Грузия, где продолжил служить до 15.09.2000 г. Уволен был Боколишвили Ю.В. из кадров службы Госбезопасности по статье 21 пункту 2 подпункту «3» (по собственному желанию) Положения о прохождении воинской службы офицерами, приказом Министра Госбезопасности Грузии № 744 от 14 сентября 2000 г., с выслугой 31 год 00 месяцев 14 дней. Таким образом, суд пришёл к выводу, что истец не был уволен из органов КГБ СССР, т.е. отсутствовало условие для назначения спорной пенсии - увольнение с военной службы. Согласно п. 4 Указа Президента СССР от 28 ноября 1991 г. № УП-2890 «Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности» Боколишвили Ю.В. до 28.02.1991 г. мог считаться находящимся при исполнении служебных обязанностей по занимаемой должности не более трех месяцев со дня упразднения КГБ СССР, однако Постановлением Кабинета Министров Грузии от 15.01.1992 г. с 01.02.1992 г. он был зачислен на должность ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА высших курсов МГБ Республики Грузия, где продолжил службу до увольнения по собственному желанию. Исходя из изложенного, суд посчитал заявленные Боколишвили Ю.В. исковые требования о признании его досрочно уволенным с действительной военной службы с 09.01.1992 г. и определении права на пенсионное обеспечение не подлежащими удовлетворению. В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения со ссылкой на то, что в представленном ответчиком возражении допущены неточности и подмена понятий, а суд, учитывая доводы ответчика, не обратил на это внимания. Кассатор настаивает на своих доводах о том, что он мог находиться в распоряжении МСБ без денежного содержания и за пределами 3-месячного срока, и суду не представлено доказательств законности решения о его неувольнении после 09.01.1992 г. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Конозову О.Ю., представляющую интересы ФСБ Российской Федерации и УФСБ России по Ростовской области, судебная коллегия приходит к следующим выводам. На момент возникновения спорных правоотношений вопросы увольнения военнослужащих регулировались Законом СССР от 12.10.1967 года "О всеобщей воинской обязанности". Согласно статье 63 указанного Закона увольнение с действительной военной службы лиц офицерского состава, не достигших предельного возраста состояния на действительной военной службе, то есть досрочно, допускается: по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; в связи с сокращением штатов при невозможности использования на службе; по семейным обстоятельствам офицеров-женщин; по служебному несоответствию; при совершении проступков, дискредитирующих высокое звание советского офицера; при осуждении судом за совершенное преступление. Истец настаивает на том, что он 09.01.1992 г. подлежал увольнению из КГБ СССР в связи с сокращением штатов. Сокращение штата подразумевает исключение некоторых должностей из штатного расписания, влекущее увольнение лиц, занимающих эти должности. В данном случае Постановлением Госсовета СССР от 22.10.1991 г. N ГС-8 "О реорганизации органов государственной безопасности" Комитет государственной безопасности СССР был упразднён. Комитеты государственной безопасности республик и подчиненные им органы постановлено считать находящимися в исключительной юрисдикции суверенных государств. На базе Комитета государственной безопасности СССР на правах центральных органов государственного управления СССР созданы: Центральная служба разведки СССР, Межреспубликанская служба безопасности и Комитет по охране государственной границы СССР с объединенным командованием пограничных войск. Указанным постановлением также приостановлено действие Закона СССР от 16 мая 1991 года "Об органах государственной безопасности в СССР" в целом, рекомендовано Президенту СССР внести в Верховный Совет СССР предложения относительно временного действия отдельных положений этого Закона и проекты законодательных актов о регулировании деятельности Центральной службы разведки СССР, Межреспубликанской службы безопасности и Комитета по охране государственной границы СССР с объединенным командованием пограничных войск. Указом Президента СССР от 28.11.1991 г. N УП-2890 утверждено Временное положение о Межреспубликанской службе безопасности и предусмотрено, что Межреспубликанская служба безопасности является правопреемником Комитета государственной безопасности СССР в части имущественных прав и обязанностей. Согласно пункту 4 данного Указа военнослужащих, рабочих и служащих центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР и непосредственно подчиненных ему учреждений, предприятий и организаций, а также органов военной контрразведки после упразднения КГБ СССР до решения вопроса об их дальнейшей службе или трудоустройстве принято считать находящимися при исполнении служебных обязанностей по занимаемым должностям и состоящими в подчинении Межреспубликанской службы безопасности. Производить им выплату денежного содержания (заработной платы) в прежнем размере, но не более трех месяцев со дня упразднения КГБ СССР. Таким образом, существовавшее на тот момент правовое регулирование спорных правоотношений не предусматривало сокращения штатов КГБ СССР, и таковое фактически не производилось, поэтому законных оснований считать Боколишвили Ю.В. уволенным в связи с сокращением штатов не имеется. Поскольку в силу статьи 6 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" реализация права на пенсионное обеспечение указанных лиц осуществляется только после увольнения их со службы, а увольнение Боколишвили Ю.А. из КГБ СССР не имело места, то вывод суда об отказе в удовлетворении иска судебная коллегия находит правомерным. Кассационная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы исследованы, либо опровергали бы выводы суда. Её доводы являются результатом субъективной оценки заявителем имеющихся в деле доказательств и положений действующего законодательства. С учетом изложенного оснований к отмене решения по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм материального, гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену решения, не установлено. Руководствуясь ст.ст. 361 – 364 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Шолоховского районного суда Ростовской области от 17 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Боколишвили Ю.В. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи
Представителем ответчиков также заявлено о пропуске Боколишвили Ю.В. срока исковой давности для обращения в суд с заявленными им исковыми требованиями, поскольку после событий 1992 года прошло более 18 лет.