иск прокурора о предоставлении жилого помещения вне очереди лицам из числа детей-сирот



Судья Прокопенко И.Н. дело № 33-1462

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 февраля 2012 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Донченко М.П.

судей: Джакобия Г.А., Филонова В.Н.

с участием прокурора областной прокуратуры Корниенко Г.Ф.

при секретаре Абаевой Т.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Джакобия Г.А. дело по кассационной жалобе Администрации Матвеево-Курганского района на решение Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 13 декабря 2011 г.,

Установила:

Прокурор Матвеево-Курганского района Ростовской области обратился в суд с иском(с учетом уточненных требований л.д.135-137) в интересах Зачиняева А.А. к администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области о предоставлении Зачиняеву А.А. вне очереди жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Ростовской области, выделяемых на эти цели.

Заявленные требования обосновывал тем, что Зачиняев А.А.18.02.1993г. рождения, является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав. На основании постановления администрации Матвеево-Курганского района от 24.06.1997 года N389 Зачиняев А.А. направлен в школу-интернат.

Постановлением главы администрации Матвеево-Курганского района от 27.09.2010года истец включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в получении жилого помещения.

До настоящего времени Зачиняев А.А. жилым помещением не обеспечен.

В связи с обращением Зачиняева А.А. о нарушении его прав, прокурор просил обязать администрацию Матвеево-Курганского района предоставить Зачиняеву А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на семью из одного человека во внеочередном порядке.

В качестве соответчика суд привлек Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства в Ростовской обл.

В судебном заседании прокурор и Зачиняев А.А. на исковых требованиях настаивали.

Представители администрации Матвеево-Курганского района просили отказать в иске, мотивируя, что администрация не является надлежащим ответчиком.

Министерство территориального развития архитектуры и градостроительства в Ростовской обл. и третье лицо администрация Ростовской обл. представителей в судебное заседание не направили.

Судом постановил решение, которым обязал администрацию Матвеево-Курганского района Ростовской обл. за счет средств бюджета Ростовской обл., предусмотренных на эти цели, предоставить Зачиняеву А.А. вне очереди, на условиях договора социального найма, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы установленной социальной площади жилого помещения.

В кассационной жалобе представитель Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской обл. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске.

Кассатор полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на органы местного самоуправления.

Анализируя положения действующего законодательства, регулирующего полномочия исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указывает, что предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, во внеочередном порядке относится к компетенции органов исполнительной власти Ростовской обл.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражения прокурора относительно жалобы, выслушав объяснения представителей Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской обл., заключение прокурора в кассационной коллегии облсуда Корниенко Г.Ф., полагавшей оставить решение без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

В суде первой инстанции установлено, Зачиняев А.А. 18.02.1993г. рождения, является лицом из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители лишены родительских прав.

В период с 1997 года до 2010г. Зачиняев А.А. находился в школе-интернате.

Постановлением главы Матвеево-Курганского района Ростовской обл. 27.09.2010 г. поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей."

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Зачиняев А.А., как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выводы суда являются обоснованными и мотивированными.

Суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.

Представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с принципами относимости, допустимости доказательств, на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12, 59, 60 ГПК РФ).

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статья 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" так же предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о неправильности постановленного решения.

Доводы кассационной жалобы со ссылкой на финансирование мер по предоставлению гарантий, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления.

Согласно ст. 5 названного выше Федерального закона N 159-ФЗ, в редакции, действующей с 1.01.2005 года, предусмотренные этим законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе обеспечение жилой площадью), являются расходными обязательствами субъектов РФ.

По мнению судебной коллегии позиция автора жалобы не может быть признана правильной, поскольку не основана на нормах действующего законодательства.

Обязанность по предоставлению жилого помещения обоснованно возложена судом на администрацию Матвеево-Курганского района Ростовской области в соответствии с областным законом Ростовской области «О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» который Принят Законодательным Собранием 16 июня 2006 года (в ред. Областных законов от 03.10.2007 N 781-ЗС, от 20.11.2007 N 813-ЗС, от 12.08.2008 N 63-ЗС, от 12.08.2008 N 66-ЗС, от 02.03.2010 N 374-ЗС) Согласно ст.1 Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области (далее - органы местного самоуправления) передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в организациях, в которые они помещались под надзор (образовательные, медицинские, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - государственные полномочия).

(в ред. Областного закона от 12.08.2008 N 66-ЗС)

Довод представителя администрации о том, что при отсутствии фактического финансирования органы местного самоуправления не могут нести обязанность по предоставлению истцу жилья, не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения, во внеочередном порядке. Таким образом, судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых по делу обстоятельств, дана объективная, соответствующая нормам процессуального права оценка доказательств. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 13 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Матвеево-Курганского района - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200