Судья Борисенко Е.Г. Дело № 33 – 1769 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 9 февраля 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Порутчикова И.В., судей Чайка Е.А., Сачкова А.Н., при секретаре Обориной С.П., заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по кассационному представлению помощника Миллеровского межрайонного прокурора на решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 24 октября 2011 г., УСТАНОВИЛА: Миллеровский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании противоречащей закону ст. 68 Устава Муниципального образования «Миллеровский район». В обоснование своих требований прокурор указал, что решением Собрания депутатов Миллеровского района от 25.09.2009 года № 67 принят Устав муниципального образования «Миллеровский район». Как следует из ст. 68 Устава, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств бюджета Миллеровского района. Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается настоящим Уставом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа Уставом муниципального района не установлен. Прокурор считает, что данный нормативный правовой акт в действующей редакции в данной части не соответствует федеральному законодательству, т.к. содержит бланкетную норму, полностью дублирует положения ст. 54 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЭ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и фактически не регламентирует процедуру формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа. Протест прокурора с требованием привести в соответствие с действующим законодательством Устав муниципального образования «Миллеровский район» в части установления порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа был отклонен. По этим основаниям прокурор, после уточнения заявленных требований, просил признать бездействие Администрации Миллеровского района по факту невнесения в Устав муниципального образования «Миллеровский район» положений, регламентирующих порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа, незаконным. Представитель Администрации Миллеровского района требования прокурора не признал. Суд постановил решение, которым в удовлетворении заявления отказал. Принимая решение, суд исходил из того, что согласно статье 54 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Статья 68 Устава муниципального образования «Миллеровский район» полностью воспроизводит положения статьи 54 указанного закона, не искажая их смысл, и не противоречит федеральному законодательству. По мнению суда, ссылка в части 3 статьи 68 Устава на «настоящий Устав» также правомерна, так как порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения муниципального заказа предусматривается не только частью 1 статьи 68 Устава, но и пунктом 26 части 1 статьи 34 Устава, который наделяет Администрацию Миллеровского района полномочиями по формированию и размещению муниципального заказа. Кроме того, 31 декабря 2009 года Администрацией Миллеровского района принято постановление № 204 «Об организации работы по контролю за размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Миллеровского района», с изменениями от 02.02.2011 г. Анализируя собранные по делу материалы, суд пришёл к выводу, что заявление прокурора не подлежит удовлетворению. В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения по тем основаниям, что ст. 68 Устава, по мнению кассатора, противоречит федеральному законодательству, а бездействие администрации в виде невнесения в Устав указанных изменений свидетельствует о неисполнении муниципальным образованием обязанности, установленной Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установить порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в Уставе муниципального образования. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав представителя прокуратуры Ростовской области Корниенко Г.Ф., не поддержавшего кассационное представление и полагавшего, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В силу положений части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Обращение прокурора в суд обусловлено тем, что Устав муниципального образования «Миллеровский район» не предусматривает порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа, несмотря на то, что статья 68 Устава содержит указание на то, что такой порядок устанавливается указанным Уставом. В связи с этим первоначальные требования прокурора о признании противоречащей действующему законодательству в части статьи 68 Устава муниципального образования «Миллеровский район» были обоснованы ссылкой на статью 251 ГПК РФ, регулирующую данные правоотношения. Однако в окончательной форме требования прокурора, принятые судом, состояли в признании незаконным бездействия Администрации Миллеровского района по факту невнесения изменений в Устав муниципального образования «Миллеровский район» положений, регламентирующих порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа. Оспаривание действий (бездействия) органа местного самоуправления производится по правилам главы 25 ГПК РФ. Так, согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность (пункт 13). В связи с этим в предмет доказывания по данному делу входит установление того, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы неопределённого круга лиц, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Оценивая законность выводов суда, судебная коллегия исходит из следующего. Статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают такими полномочиями, как принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. Статьёй 54 вышеназванного Закона предусмотрено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Оспаривая бездействие муниципального образования «Миллеровский район» в виде невнесения в Устав положений, регламентирующих порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа, прокурор не обосновал правомерность требований своего протеста о приведении статьи 68 Устава в соответствие с действующим законодательством. Напротив, в судебном заседании установлено, что статья 68 Устава муниципального образования «Миллеровский район» воспроизводит положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не искажая их смысл, при этом оспариваемый прокурором порядок может быть установлен не только уставом, но и иными нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, что в данном случае и было сделано Администрацией Миллеровского района путём издания постановления от 31.12.2009 г. № 204. При таком положении оснований считать невнесение указанных изменений в Устав муниципального образования не соответствующим закону не имеется, в связи с чем вывод суда об отказе в удовлетворении заявления является правомерным. Доводы кассационного представления являются результатом субъективной оценки заявителем имеющихся в деле доказательств и положений действующего законодательства. С учетом изложенного оснований к отмене решения по доводам кассационного представления судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм материального, гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену решения, не установлено. Руководствуясь ст.ст. 361 – 364 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Миллеровского районного суда Ростовской области от 24 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационное представление помощника Миллеровского межрайонного прокурора – без удовлетворения. Председательствующий Судьи