Дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Судья: [ФИО]3 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Хейло И.Ф. судей: Авиловой Е.О. и Варламовой Н.В. при секретаре: [ФИО]4 рассмотрев в судебном заседании по докладу судьи Хейло И.Ф. дело по кассационной жалобе Военного комиссариата АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на решение Октябрьского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, У С Т А Н О В И Л А: [ФИО]5 обратился в суд с иском к Военному комиссариату АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН о взыскании денежную компенсацию за наем жилья, указав, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ со ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Истец был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имел календарную выслугу лет свыше 10 лет, на момент исключения из списков личного состава не был обеспечен жильем, хотя имел на это право, истец продолжал стоять в списках очередников на получение жилого помещения. После исключения из списков личного состава истцу прекратили выплату денежной компенсации за наем жилого помещения, на которую он имел право в соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». После увольнения истец не был обеспечен жилым помещением и продолжает проживать по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН по договору поднайма. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец обратился в военный комиссариат РО по Октябрьскому и АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с заявлением о выплате ему денежной компенсации за наем жилья за прошлое время с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год., однако, в возмещении ему расходов на наем жилья было отказано. Истец полагает, что имеет право на получение денежной компенсации за наем жилья, и не согласен с отказом ответчика. Считая действия ответчика незаконными, истец просил суд взыскать компенсацию за поднаем жилья за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год единовременно в сумме 160 141 руб. 94 коп и начиная с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА обязать ежемесячно выплачивать денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в размере 3600 руб. в порядке определенном действующим законодательством. Дело рассмотрено в отсутствие истца. [ФИО]2 ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать. Решением Октябрьского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН н/Д от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА суд исковые требования [ФИО]5 удовлетворил. Взыскал с Военного комиссариата АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в пользу [ФИО]5 единовременно денежную компенсацию за наем жилья за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год в сумме 143 070 руб. 97 коп. , судебные расходы в сумме 200 руб., а всего 143 270 руб. 97 коп Обязал военный комиссариат АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, начиная с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА выплачивать [ФИО]5 ежемесячно денежную компенсацию за поднаем жилья в размере 3600 руб. в порядке, определенном действующим законодательством. Постановляя решение, суд 1-ой инстанции (далее – суд) исходил из того, что в соответствии с п.14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ. При рассмотрении дела судом установлено, что истец является военнослужащим и проходил службу в Вооруженных Силах РФ с 02..08.1993 г по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Приказом Командующего Военно-воздушными силами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения истец не был обеспечен жилым помещением и находился в списках очередников нуждающихся в получении жилого помещения с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истец обратился с письменным заявлением о выплате задолженности по денежной компенсации за наем за период с 17.03..2008 года по настоящее время предоставив все необходимые документы. Письмом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ему в этом было отказано. Суд пришел к выводу, что истец, как военнослужащий, уволенный с военной службы, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и не обеспеченный таким жильем, имеет право на компенсацию за наем жилья вплоть до его предоставления независимо от места постановки на квартирный учет. При этом руководствуясь п.п. 2,4 Инструкции «О мерах по реализации в вооруженных силах РФ постановления Правительства РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА», утвержденной [ФИО]1 Министра обороны РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и исходя из факта установления съема истцом с семьей жилья по договорам найма жилого помещения с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и до момента вынесения решения по делу, суд 1-ой инстанции указал, что право на денежную компенсации за прошлое время истец имеет с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, учитывая размер денежной компенсации, установленной п. 2 Постановления Правительства РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и п. 1 Инструкции «О мерах по реализации в вооруженных силах РФ Постановления Правительства РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА», утв. [ФИО]1 Министра обороны РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. С постановленным по делу решением суда не согласен ответчик. В кассационной жалобе Военный комиссариат АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, поскольку судом 1-ой инстанции нарушены, по мнению кассатора, нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения. Так, по мнению кассатора, необоснованным является вывод суда о том, что истец как военнослужащий, уволенный с военной службы, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, и не обеспеченный таким жильем, имеет право на компенсацию за наем жилья до его предоставления, независимо от места постановки на квартирный учет. При этом кассатор ссылается на п. 14 ст. 15 Федерального закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому денежная компенсация будет выплачиваться гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в муниципальных образованиях. Суд, по мнению кассатора, не учел, что на основании п. 13 Постановления Правительства РФ от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» военнослужащие подают рапорт по команде... в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Истец же такой рапорт не подавал, не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Возложив на ответчика незаконную обязанность по выплате компенсации за наем жилья, суд нарушил права Военного комиссариата РО (ВКРО). [ФИО]2 О.В. доводы кассационной жалобы поддержала. Заслушав [ФИО]2 ВКРО, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив материалы дела, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда, исходя при этом из следующего. Судом 1-ой инстанции были правильно, по мнению судебной коллегии, определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также были правильно истолкованы и применены нормы материального права, в то ремя когда доводы кассационной жалобы лишь повторяют доводы, приводимые ответчиком в качестве возражений против иска и основаны на неверном, по мнению судебной коллегии, понимании общего принципа и содержания правовых норм, регулирующих права военнослужащих и бывших военнослужащих, уволенных по установленным законом основаниям и имеющих право на обеспечение жильем – равное положение субъектов одних и тех же правоотношений. Так, в соответствии с абз. 2 п. 14 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Пунктом 4 Постановления Правительства РФ "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА N 909 установлено, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Кассатором не учитываются иные положения ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». Так, в соответствии с содержанием всех положений указанной нормы обязанность по обеспечению жильем военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, не обеспеченных жильем, но имеющих право на его получение, реализуемое в одном из вариантов, предусмотренных п. 2.1 указанной статьи, сохраняется (не прекращается) до реализации правообладателем права на обеспечение жильем в соответствии с законом. Такая обязанность прямо указанных в законе органов по предоставлению условий для проживания, в том числе и путем предоставления служебных помещений, аренды жилых помещений или путем ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, сохраняется вне зависимости от того, где состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий военный пенсионер, что вытекает из содержания п. 3 ст. 15 указанного закона в контексте с содержанием абзаца второго пункта 1 ст. 23 того же ФЗ «О статусе военнослужащих» - военнослужащий не может быть уволен с военной службы, без его согласия, до обеспечения его жильем в одном из указанных выше вариантов, то есть имеет право на пользование служебным жилым помещением, на проживание в арендуемом военным ведомством жилом помещении или на получение соответствующей компенсации за самостоятельный наем (поднаем) жилого помещения. Принимая во внимание установленные обстоятельства, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истец, как военнослужащий, уволенный с военной службы, вставший на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и не обеспеченный таким жильем, имеет право на компенсацию за наем жилья вплоть до его предоставления независимо от места постановки на квартирный учет. При таком положении судебная коллегия признает выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими установленным обстоятельствам дела при правильном толковании и применении норм материального права, то есть судебная коллегия не находит законных оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы. Руководствуясь изложенным и ст., ст. 360 – 362 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Октябрьского районного суда АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА оставить без изменения, а кассационную жалобу Военного комиссариата АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН оставить без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: