И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 4 августа 2010 г. Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Монако И.В. при секретаре Гречко Е. С., в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению Полякова П.И. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, у с т а н о в и л: 29 июня 2010г. в Ростовский областной суд поступило заявление Полякова П.И. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок на основании Федерального закона Российской Федерации от 30 апреля 2010г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок». В обоснование заявления Поляков П.И. сослался на следующие обстоятельства. Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 5 февраля 2009 г. с муниципального учреждения Управления социальной защиты населения (далее МУ УСЗН) Неклиновского района Ростовской области в его (заявителя) за счет средств федерального бюджета взыскана задолжность по выплатам сумм возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, за период с 1 июля 2000г. по 30 ноября 2002г. в размере 123 036 руб. Решение суда вступило в законную силу 16 февраля 2009г., а исполнительные листы предъявлены к исполнению 18 февраля 2009г., однако решение суда было исполнено только 30 октября 2009г. Заявитель считает, что судебное решение не исполнялось со дня его вынесения с 5 февраля 2009г. по 30 октября 2009г., т.е. в течение 9 месяцев, и само по себе неисполнение судебного решения является нарушением его права законного ожидания. Поляков П.И. также ссылается на то, что взысканные судебным решением суммы являются возмещением вреда, причиненного повреждением здоровья при исполнении обязанностей по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и установленное судом право на получение ежемесячных сумм в определенном размере классифицируется Европейским Судом как нарушение права на разумное использование принадлежащих ему денежных средств. Образовавшийся с 1 июля 2000г. по 30 октября 2009г. государственный долг по возмещению вреда является результатом неоперативной работы судебной системы России и государство в течение более 9 лет не обеспечивает выплаты возмещения вреда в законном размере. Заявитель считает, что неисполнение решения суда в течение 9 месяцев является лишь незначительной частью нарушения права на справедливое судебное разбирательство и поэтому недопустима оценка компенсации за длительное неисполнение Закона исключительно в части неисполнения судебного решения и полагает, что Закон в отношении него нарушался на протяжении 9 лет 4 мес., поэтому компенсация должна быть определена не менее чем в 120 000 руб., которую он просил взыскать с МУ УСЗН Неклиновского района за счет средств федерального бюджета. При рассмотрении дела с согласия заявителя к участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета по выплатам сумм возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам – Федеральная служба по труду и занятости и Министерство труда и социального развития Ростовской области. В судебном заседании Поляков П.И. настаивал на удовлетворении заявления. Представитель Министерства финансов Российской Федерации Ладвинская Н.Е. просила отказать в удовлетворении заявления, указав, что срок исполнения судебного решения составляет не более 8 месяцев, что с учетом практики Европейского Суда по правам человека не может расцениваться как неразумный срок. Представители Министерства труда и социального развития Ростовской области Мезич Т.С. и Ларичкина Н.Н. просили отказать в удовлетворении заявления, указав, что Министерство не является плательщиком средств федерального бюджета, выделяемых для выплаты социальных пособий инвалидам-чернобыльцам, а сроки формирования реестров получателей этих средств не нарушены. Представители МУ УСЗН Неклиновского района Ростовской области и Федеральной службы по труду и занятости не явились в судебное заседание, были извещены надлежащим образом и суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных организаций. Изучив материалы данного дела, материалы гражданского дела № … по иску Полякова П.И. к МУ УСЗН Неклиновского района Ростовской области о взыскании задолжности по суммам возмещения вреда, суд приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях... имеет право на справедливое... разбирательство дела... судом...». В силу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции «Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права...». В судебном заседании установлено, что Поляков П.И. признан инвалидом … в связи с заболеванием, явившимся следствием воздействия радиации в период работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и ему органами социальной защиты населения по месту жительства выплачивают компенсационные платежи на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». 14 января 2009г. Поляков П.И. обратился в Неклиновский районный суд Ростовской области с иском к МУ УСЗН Неклиновского района о взыскании задолжности по недополученным ежемесячным платежам за период с 1 июля 2000г. по 30 ноября 2002г. в сумме 123 036 руб. (л.д….). Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 5 февраля 2009г. исковые требования Полякова П.И. удовлетворены л.д. …). Суд взыскал в пользу истца с МУ УСЗН Неклиновского района за счет средств федерального бюджета задолжность по ежемесячным платежам за период с 1 июля 2000г. по 30 ноября 2002г. в сумме 123 036 руб. Решение суда не обжаловано сторонами и вступило в законную силу 16 февраля 2009г., а 17 февраля 2009г. суд передал исполнительный лист о взыскании 123 036 руб. представителю МУ УСЗН Неклиновского района Ростовской области (… ). Министерством труда и социального развития Ростовской области задолжность в сумме 123 036 руб., взысканная с федерального бюджета в пользу заявителя, была включена в Реестр получателей ежемесячной денежной компенсации (ЧАЭС) по Ростовской области на март 2009г. и передана в Федеральную службу по труду и занятости 12 марта 2009г. л.д. …. Согласно письму заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №… … исполнительным органам субъектов Российской Федерации было предложено до 15 июня 2009г. представить сведения о задолжности по выплатам сумм возмещения вреда на основании судебных решений для определения размера бюджетных средств, необходимых для исполнения этих решений, и такие сведения были направлены Министерством труда и социального развития Ростовской области 25 мая 2009г. и в эту задолжность включены и суммы, подлежащие выплате заявителю по судебному решению от 5 февраля 2009г. л.д. …). В соответствии с письмом Роструда от 9 октября 2009г. Министерством труда и социального развития Ростовской области сформирован Реестр на выплату задолжности по исполнению судебных решений по искам граждан, подвергшихся воздействию радиации, по состоянию на 25 мая 2009г. и направлен в Роструд 15 октября 2009г., а выплата по этому реестру, в том числе и Полякову П.И., была произведена 30 октября 2009г. л.д. …). Разрешая заявление Полякова П.И., суд считает, что его заявление подлежит рассмотрению по правилам Федерального закона ( часть 2 статьи 6), поскольку 10 августа 2009г. Поляков П.И. обратился с жалобой в Европейский Суд по правам человека и Судом не вынесено решение по вопросу о приемлемости жалобы и по существу дела л.д. …). Определяя срок исполнения решения Неклиновского районного суда Ростовской области от 5 февраля 2009г., суд исходит из того, что согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Бюджетным кодексом Российской Федерации определен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (глава 24-1). Для выплаты пособий гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, установлен специальный порядок, в том числе и в части исполнения решений судов по таким выплатам в соответствии с Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (статья 5), Постановлениями Правительства № 607 от 21 августа 2001г., № 73 от 14 февраля 2005г. и № 872 от 30 декабря 2006 г. Согласно Правил финансового обеспечения в 2007 году расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. № 872 с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 12 декабря 2007г. № 866, от 10 декабря 2008г. № 946, от 31 октября 2009г. № 868 (далее Правила…), финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2007 год на эти цели Федеральной службе по труду и занятости (Роструд ). Выплата денежной компенсации осуществляется путем перечисления в установленном порядке соответствующих средств со счета Управления Федерального казначейства по г. Москве, в котором Федеральной службе по труду и занятости открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, на счета по вкладам, открытые получателями денежной компенсации в организациях (филиалах, структурных подразделениях) Сберегательного банка Российской Федерации, или по желанию получателей денежной компенсации - через организации федеральной почтовой связи. Органы в сфере социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, на основании информации органов социальной защиты населения, принимающих решения о выплате денежной компенсации в соответствии с Порядком выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001г. № 607, либо на основании вступившего в законную силу решения судебного органа об изменении размера денежной компенсации ежемесячно составляют реестры. В реестрах указываются потребность субъекта Российской Федерации в средствах федерального бюджета, подлежащих перечислению каждому плательщику в соответствующем месяце. Реестры подписываются руководителем органа социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, заверяются печатью и ежемесячно, не позднее 10-го числа, представляются в Федеральную службу по труду и занятости. Федеральная служба по труду и занятости в соответствии с реестрами: а) формирует базу данных получателей денежной компенсации; б) определяет итоговую потребность в средствах федерального бюджета на соответствующий месяц, включая расходы на банковское (почтовое) обслуживание операций, связанных с доставкой денежной компенсации, в соответствии с соглашениями, предусмотренными пунктом 3 настоящих Правил; в) осуществляет распределение средств между плательщиками; г) направляет каждому из плательщиков сводные реестры; д) представляет ежемесячно, не позднее 25-го числа, в Управление Федерального казначейства по г. Москве платежные поручения на перечисление средств с лицевого счета Федеральной службы по труду и занятости в соответствии с учтенными на этом лицевом счете лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования денежной компенсации на счета плательщиков для доставки денежной компенсации, а также для банковского (почтового) обслуживания операций, связанных с доставкой денежной компенсации. Плательщики осуществляют доставку денежной компенсации в размере, указанном в соответствующем реестре. Как установлено судом исполнительный лист был передан судом МУ УСЗН Неклиновского района на следующий день после вступления решения в законную силу, т.е. 17 февраля 2009г. и взысканная этим решением сумма была перечислена на банковский счет заявителя 30 октября 2009г., т.е. срок исполнения решения составил 8 месяцев 13 дней. Общий срок исполнения судебных решений, предусматривающих взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определен в 3 месяца и срок исполнения решения суда по иску Полякова П.И. превысил срок, установленный законом, на 5 месяцев 13 дней. Однако нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2 статьи 1 Федерального закона). В соответствии со статьей 2 Федерального закона размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека. Согласно частям 3, 5 статьи 6-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу. Правила определения разумного срока судопроизводства по делу, предусмотренные частями третьей и четвертой настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов. Оценивая обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, продолжительность нарушения и значимость его последствий для заявителя, суд принимает во внимание, что судебным решением в пользу заявителя была взыскана задолжность по периодическим платежам в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, поэтому исполнение решения в разумный срок важно для заявителя. В то же время следует учесть, что указанная задолжность взыскана за период с 1 июля 2000г. по 30 ноября 2002г. и эта задолжность не повлияла на размер ежемесячных платежей, выплачиваемых заявителю в настоящее время. Оценивая поведения органов исполнительной власти, на которые возложена обязанность по исполнению решения, суд полагает, что они действовали с достаточной эффективностью и без излишней задержки. При этом следует учитывать, что решение суда от 5 февраля 2009г. было принято на исполнение государством в лице МУ УСЗН Неклиновского района в добровольном порядке. Сроки формирования Реестров получателей средств федерального бюджета по выплатам инвалидам-чернобыльцам, установленные Правилами… для муниципальных учреждений и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не были нарушены. Некоторая задержка исполнения решения в пределах 5 месяцев 13 дней имела место в связи с тем, что к исполнению были предъявлены не текущие выплаты, объем финансирования которых уже был установлен на 2009г., а задолжность за прошлое время (2000г.-2002г.), что предполагало необходимость решения вопроса о выделении дополнительных бюджетных средств. В то же время судом при рассмотрении дела не установлено, что органы государственной власти допустили необоснованную задержку либо неправомерно уклонились от исполнения судебного решения. Принимая во внимание преюдициальную практику Европейского Суда по правам человека (§ 40 – 45 Постановления от 12 июня 2008г. по делу «Мороко против Российской Федерации», § 32 Постановления от 19 октября 2006г. по делу «Романенко и Романенко против Российской Федерации», Решение по вопросу приемлемости жалобы от 14 сентября 2006г. «Николай Иванович Сиротин против Российской Федерации», Решение по вопросу приемлемости жалобы от 10 ноября 2005г. «Геннадий Пресняков против Российской Федерации»), суд приходит к выводу, что срок исполнения решения Неклиновского районного суда Ростовской области от 5 февраля 2009г. не может быть признан неразумным, поэтому отсутствуют основания для удовлетворения заявления Полякова П.И. Утверждения заявителя о том, что закон в отношении него не действовал в течение 9 лет не могут быть приняты во внимание, поскольку предметом заявления Полякова П.И. являлось требование о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Неклиновского районного суда от 5 февраля 2009г. Кроме того, право заявителя на получение периодических платежей в размере, установленном действующим законодательством, было восстановлено решением Неклиновского районного суда от 27 декабря 2005г. Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 244.9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: Полякову П.И. отказать в удовлетворении заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение 10 дней. Судья И.В. Монако Мотивированное решение изготовлено 9 августа 2010г. Решение суда не вступило в законную силу.