дело НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 1 марта 2012 года г. Ростов-на-Дону Ростовский областной суд в составе председательствующего судьи Рудневой О.А., при секретаре Сыроватской И.А., с участием прокурора Корниенко Г.Ф., заявителя Маслинникова Н.А., представителя заявителя и регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» Пономарева А.В., представителей Территориальной избирательной комиссии г. Новошахтинска Жуковой Н.В., Нестерова Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению Маслинникова Николая Алексеевича о признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии г. Новошахтинска, возложении обязанности по регистрации кандидата в депутаты, у с т а н о в и л : Маслинников Н.А. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, указав, что постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Новошахтинска (далее по тексту – ТИК, комиссия) от 8 января 2012 года № 2-2 он был зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области по Новошахтинскому одномандатному избирательному округу № 6. При проведении голосования 8 января 2012 года, несмотря на отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации кандидата, четверо членов комиссии воздержались от голосования, «за» проголосовали пять членов ТИК, тогда как для принятия решения необходимо было не менее шести голосов «за». По причине нарушения комиссией процедуры принятия решения определением Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2012 года постановление ТИК № 2-2 признано незаконным. С момента вынесения названного определения и до настоящего времени ТИК уклоняется от повторного рассмотрения вопроса о регистрации кандидата в депутаты. Заявитель просил суд признать бездействие ТИК незаконным, обязать комиссию повторно рассмотреть вопрос о его регистрации кандидатом и зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области по Новошахтинскому одномандатному избирательному округу № 6. В судебном заседании, уточняя формулировку заявленных требований, Маслинников Н.А. просил суд признать незаконным бездействие ТИК, выразившееся в уклонении от рассмотрения вопроса и принятия решения о его регистрации кандидатом в депутаты, обязать комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области по Новошахтинскому одномандатному избирательному округу № 6. Настаивал на обращении решения к немедленному исполнению. Пономарев А.В., представляющий на основании доверенности интересы регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Ростовской области, и допущенный в качестве представителя заявителя в порядке, установленном ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании поддержал требования Маслинникова Н.А. Представители Территориальной избирательной комиссии г. Новошахтинска Жукова Н.В. и Нестеров Р.Н. возражали против удовлетворения заявления Маслинникова Н.А. Утверждали, что незаконное бездействие ТИК допущено не было. Свою позицию мотивировали тем, что с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о регистрации Маслинников Н.А. обратился в ТИК 23 февраля 2012 года. Заявление могло рассматриваться комиссией в срок до пяти дней, но 27 февраля 2012 года рассмотрение заявления комиссией было приостановлено в связи с подачей Маслинниковым Н.А. заявления в суд. Сослались также на отсутствие возможности ранее ознакомиться с текстом определения Верховного Суда РФ от 22 февраля 2012 года. Кроме того, представители ТИК полагали, что комиссия в настоящее время лишена возможности рассмотреть вопрос о регистрации Маслинникова Н.А. кандидатом по причине истечения 10-дневного срока, установленного частью 2 статьи 27 Областного закона № 515-ЗС. Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Корниенко Г.Ф., полагавшей необходимым удовлетворить заявление, суд находит требования Маслинникова Н.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. По результатам рассмотрения дела установлено, что постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 24 ноября 2011 года назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Ростовской области по Новошахтинскому одномандатному избирательному округу № 6. Постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 1 декабря 2011 года № 92-2 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Ростовской области по Новошахтинскому избирательному округу № 6 возложены на территориальную избирательную комиссию г. Новошахтинска. Названная ТИК сформирована и её персональный состав (11 членов комиссии с правом решающего голоса) утвержден постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 29 декабря 2010 года № 65-15. 8 января 2012 года ТИК вынесено постановление № 2-2 о регистрации Маслинникова Н.А., выдвинутого региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в Ростовской области, кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области четвертого созыва по Новошахтинскому одномандатному избирательному округу № 6 и о выдаче ему удостоверения о регистрации. Решением Ростовского областного суда от 24 января 2012 года в удовлетворении заявления Решетникова С.Н. (зарегистрированного кандидата в депутаты по тому же избирательному округу) об отмене постановления ТИК от 8 января 2012 года № 2-2 о регистрации Маслинникова Н.А. кандидатом в депутаты отказано. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2012 года удовлетворила апелляционную жалобу Решетникова С.Н. и отменила решение Ростовского областного суда от 24 января 2012 года, приняв новое решение, которым признала незаконным и отменила постановление ТИК от 8 января 2012 года № 2-2 о регистрации Маслинникова Н.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области по Новошахтинскому одномандатному избирательному округу № 6. Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы тем, что в соответствии с п. 13 ст. 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ постановление о регистрации кандидата должно приниматься большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (11), т.е. для принятия такого постановления необходимо как минимум 6 голосов «за». За принятие постановления о регистрации Маслинникова Н.А. кандидатом в депутаты на заседании ТИК 8 января 2012 года проголосовали 5 членов комиссии с правом решающего голоса, 4 воздержались от голосования. Делая вывод о незаконности постановления ТИК по причине нарушения процедуры его принятия, судебная коллегия акцентировала внимание на том, что в установленном порядке решение о регистрации Маслинникова Н.А. кандидатом в депутаты избирательной комиссией принято не было. Представителями ТИК не оспаривалось, что со дня принятия указанного определения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации до момента рассмотрения настоящего дела судом повторно вопрос о регистрации Маслинникова Н.А. кандидатом в депутаты на заседании ТИК не рассматривался. 23 февраля 2012 года Маслинников Н.А. обратился в ТИК с заявлением, в котором просил повторно рассмотреть данный вопрос с соблюдением предусмотренной законом процедуры. Названное заявление ТИК рассмотрено не было, 27 февраля 2012 года заявителю вручено письменное извещение о приостановлении процедуры рассмотрения заявления в связи с подачей Маслинниковым Н.А. заявления в Ростовский областной суд. Между тем, заявление Маслинникова Н.А. принято к производству суда лишь 28 февраля 2012 года и оснований для приостановления рассмотрения заявления, поданного в ТИК, 27 февраля 2012 года у комиссии не имелось. Представителями комиссии в ходе судебного разбирательства не приведены убедительные доводы и не представлены доказательства, подтверждающие законность уклонения ТИК от рассмотрения вопроса и принятия решения о регистрации Маслинникова Н.А. кандидатом, с момента получения выписки из определения Верховного Суда РФ от 22 февраля 2012 года до настоящего времени. Председатель ТИК Жукова Н.В. в судебном заседании подтвердила, что лично присутствовала при рассмотрении Верховным Судом РФ 22 февраля 2012 года апелляционной жалобы Решетникова С.Н. по делу об отмене постановления ТИК от 8 января 2012 года. Заверенная выписка из определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ о признании незаконным и отмене постановления ТИК от 8 января 2012 года о регистрации Маслинникова Н.А. вручена представителям ТИК 22 февраля 2012 года. С указанного момента ТИК было известно о том, вынесенного в установленном порядке постановления комиссии по вопросу о регистрации Маслинникова Н.А. не имеется и этот вопрос должен быть рассмотрен в соответствии с законом. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 31 марта 2011 года № 5 разъяснил, что под бездействием избирательной комиссии следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии. Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия в силу закона обязана была рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе, однако свою обязанность не выполнила. Согласно п. 18 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями и дополнениями) избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В части 2 статьи 27 Областного закона Ростовской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ростовской области» от 11 июля 2006 года № 515-ЗС конкретизировано, что соответствующая окружная комиссия в течение десяти дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям Областного закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (в редакции Областного закона от 12 мая 2009 года № 237-ЗС). Из пояснений лиц, участвующих в деле, и исследованных в судебном заседании письменных доказательств следует, что необходимые для регистрации Маслинникова Н.А. кандидатом документы были приняты ТИК 30 декабря 2011 года. Следовательно, комиссия должна была в установленном законом порядке принять решение о регистрации кандидата или об отказе в регистрации в срок до 9 января 2012 года включительно. Доводы представителей ТИК о том, что указанный 10-дневный срок является пресекательным и после его истечения комиссия не может рассмотреть вопрос о регистрации кандидата, являются несостоятельными. Закон не содержит запрета на рассмотрение вопроса о регистрации кандидата по истечении 10-дневного срока с момента подачи в избирательную комиссию необходимых документов в случаях, когда этот вопрос не был рассмотрен должным образом в срок. То, что в 10-дневный срок ТИК не обеспечила законное рассмотрение вопроса о регистрации кандидата и 8 января 2012 года нарушила нормативные требования к порядку принятия постановления по данному вопросу, не должно рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего повторному рассмотрению вопроса о регистрации кандидата, но уже с соблюдением процедурных требований. Иное толкование положений ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и ст. 27 Областного закона № 515-ЗС приводило бы к необоснованному ущемлению прав лиц, претендующих на соответствующие выборные должности. С учетом изложенного, суд признает установленным, что ТИК в период с 22 февраля 2012 года до настоящего времени допустила незаконное бездействие, выражающееся в уклонении от рассмотрения вопроса и принятия решения о регистрации Маслинникова Н.А. кандидатом. Срок обращения Маслинникова Н.А. в ТИК с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о регистрации (23 февраля 2012 года) юридически значимым для данного дела не является. ТИК, независимо от наличия или отсутствия обращения Маслинникова Н.А., обязана была повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата с момента, когда ей стало известно об отмене в судебном порядке ранее вынесенного по этому вопросу постановления от 8 января 2012 года, учитывая, что по поступившим 30 декабря 2011 года документам о выдвижении Маслинникова Н.А. фактически отсутствует законно принятое решение комиссии о регистрации или об отказе в регистрации кандидата. Принимая во внимание, что до дня проведения выборов (4 марта 2012 года) осталось три дня, возложение на ТИК обязанности повторно рассмотреть вопрос о регистрации заявителя кандидатом может оказаться недостаточным для устранения нарушения прав Маслинникова Н.А. В целях обеспечения полного и безусловного восстановления нарушенных прав заявителя суд считает необходимым проверить, имелись ли законные основания для отказа в его регистрации кандидатом. Непосредственное изучение судом пакета документов, представленных в ТИК для регистрации Маслинникова Н.А. кандидатом, подтвердило, что заявитель обладает пассивным избирательным правом; все документы оформлены в соответствии с требованиями закона; порядок выдвижения кандидата региональным отделением политической партии соблюден; достоверность представленных претендентом сведений, в том числе об имущественном, служебном положении и т.д. в ходе проведенных ТИК проверочных мероприятий под сомнение не поставлена. Представители ТИК не оспаривали, что основания для отказа в регистрации отсутствовали. Недостаток, имевшийся в представленном 30 декабря 2011 года уведомлении Совета регионального отделения политической партии о выдвижении Маслинникова Н.А. кандидатом в депутаты (в части отсутствия в тексте уведомления указания на дату рождения и адрес места жительства Маслинникова Н.А.), устранен в установленные сроки – 4 января 2012 года в порядке, определенном законом, и нем мог являться основанием к отказу в регистрации в силу п. 3.1 ч. 3 ст. 27 Областного закона № 515-ЗС. Таким образом, не установлено наличие ни одного из оснований для отказа в регистрации кандидата, перечисленных в п.п. 24-26 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и в ч. 9 ст. 27 Областного закона № 515-ЗС. Перечень установленных в Федеральном и Областном законах оснований для отказа в регистрации кандидата является исчерпывающим (п. 27 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ) и при отсутствии таких оснований должно быть принято решение о регистрации кандидата. При изложенных обстоятельствах суд считает необходимым обязать ТИК зарегистрировать Маслинникова Н.А. кандидатом в депутаты. Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации", ч. 8 ст. 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и п. 3 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, решение суда обязательно для исполнения и служит достаточным основанием для регистрации кандидата, не требуя какого бы то ни было подтверждения со стороны соответствующей комиссии (п. 44 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года). На основании части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца (заявителя) обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. По мнению суда, ограниченность сроков проведения избирательной кампании, завершение периода предвыборной агитации 2 марта 2012 года, необходимость обеспечения реального восстановления избирательных прав заявителя до истечения этих сроков, свидетельствуют о наличии особых обстоятельств, позволяющих удовлетворить просьбу Маслинникова Н.А. об обращении решения к немедленному исполнению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Заявление Маслинникова Н.А. удовлетворить. Признать незаконным бездействие Территориальной избирательной комиссии г. Новошахтинска, выразившееся в уклонении от рассмотрения вопроса и принятия решения о регистрации Маслинникова Николая Алексеевича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области по Новошахтинскому одномандатному избирательному округу № 6. Возложить на Территориальную избирательную комиссию города Новошахтинска обязанность зарегистрировать Маслинникова Николая Алексеевича кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ростовской области по Новошахтинскому одномандатному избирательному округу № 6. Решение обратить к немедленному исполнению. На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение пяти дней. Решение в окончательной форме принято 2 марта 2012 года. Судья О.А. Руднева