Судья Ленивко Е.А. Дело № 33-1745 «16» февраля 2012 года. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Шевчук Т.В. судей: Шинкиной М.В., Калинченко А.Б. при секретаре: Луневой О.С. заслушав в судебном заседании по докладу судьи Шинкиной М.В. дело по апелляционной жалобе Никульникова С.И. на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2011 года, УСТАНОВИЛА: Никульников С.И. обратился в суд с иском к Администрации города Новошахтинска, Правительству Ростовской области, Министерству регионального развития РФ о защите жилищных прав и взыскании компенсации морального вреда, указав что является инвалидом 2 группы, выехал из районов Крайнего Севера в 1995 года, имея при этом стаж работы более 15 лет. В г. Новошахтинске проживает с 1996 года, не имея собственного жилья. В 2009 году им были поданы в Администрацию города Новошахтинска заявления о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение гособязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» и заявление о выделении сертификата в 2010 году. Однако вопрос об обеспечении его жильем в 2010 году не разрешен, несмотря на то, что первично он состоял на учете в 1996 году, повторно был взят на учет Администрацией города Новошахтинска в 2001 году, в связи с утратой его первичных документов. По данным Администрации города Новошахтинска, номер его очередности по категории инвалид - первый, согласно ответу Администрации города Новошахтинска № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 28.08.2006. В феврале 2010 года он обратился в Администрацию города Новошахтинска за результатом рассмотрения его заявлений, где ему было разъяснено, что ему отказано в выдаче сертификата в 2010 году по той причине, что его очередь еще не подошла. Он считает, что ответчиками нарушены его права, поскольку он должен состоять на учете по категории инвалид, тогда так Администрацией города Новошахтинска взят на учет по категории пенсионер, что является незаконным. В результате указанных действий нарушается, соответственно, и очередность получения жилищного сертификата. Согласно уточненным исковым требованиям истец просил: - признать за ним, инвалидом 2 группы, право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по субъекту Российской Федерации - Ростовской области, как лица, имеющего с 2006 года первоочередное право на получение государственного жилищного сертификата; - обязать Министерство регионального развития РФ в срок не позднее 31 июня 2012 года за счет средств федерального бюджета на 2012 год в установленном порядке целевым назначением выделить государственный жилищный сертификат Никульникову С.И. и направить его в Правительство Ростовской области для последующего вручения ему через Администрацию города Новошахтинска. В случае невозможности удовлетворения вышеуказанных исковых требований истец просил: - признать за ним, Никульниковым СИ., являющимся инвалидом 2 группы, право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по субъекту Российской Федерации - Ростовской области, как лица, имеющего право на получение государственного жилищного сертификата во вторую очередь, как инвалида 2 группы, в соответствии со ст. 2 Федерального закона №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; - обязать Администрацию города Новошахтинска в соответствии с законом внести его, Никульникова С.И., в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 года по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - инвалиды 1 и 2 групп»; - обязать Правительство Ростовской области в соответствии с законом внести его в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 год по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - инвалиды 1 и 2 групп»; - обязать Министерство регионального развития РФ в установленном законом порядке в соответствии со сводным списком граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 год по категории - «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей - инвалиды 1-2 групп» выделить государственный жилищный сертификат ему, Никульникову С.И. и направить его в Правительство Ростовской области для последующего вручения ему через Администрацию города Новошахтинска; - признать незаконными действия ответчиков Администрации города Новошахтинска и Правительства Ростовской области по разрешению вопроса выделения ему, как инвалиду 2 группы, государственного жилищного сертификата в 2010 году и не постановки его на регистрацию и учет, как инвалида 2 группы для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, как противоречащие закону и взыскать с данных ответчиков в его пользу компенсацию морального вреда в размере 300000 руб. с каждого, поскольку их незаконными действиями в течение нескольких лет было нарушено его право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, являющееся основополагающим правом человека и гражданина. Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2011 года иск Никульникова С.И. удовлетворен частично. Суд обязал Администрацию города Новошахтинска принять от Никульникова С.И. заявление о включении его в Список граждан - участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (инвалиды 1 и 2 групп)» на 2013 год и включить Никульникова С.И. в список граждан - участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (инвалиды 1 и 2 групп)». В удовлетворении остальной части исковых требований Никульникову С.И. отказано. 10 января 2012 года представитель Никульникова С.И. по доверенности Куюмджи И.Б. обратился в суд с жалобой, поименованной «кассационной», подлежащей в соответствии с требованиями ГПК РФ рассмотрению в апелляционном порядке по правилам главы 39 ГПК РФ, на решение суда от 21 декабря 2011 года. В жалобе Никульников С.И. просит отменить решение суда по мотиву его незаконности, указав, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и незаконно отказано во взыскании компенсации морального вреда. В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Куюмджи И.Б. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение об удовлетворении его иска в полном объеме. Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя истца Куюмджи И.Б., представителя Администрации г. Новошахтинска Беспалого Ю.А., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Принимая решение по делу, суд первой инстанции правильно руководствовался Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела: Никульников С.И. выехал из районов Крайнего Севера в апреле 1995 года, является инвалидом 2 группы вследствие общего заболевания, инвалидность впервые установлена в 1997 году, с 2002 г. инвалидность установлена бессрочно, имеет стаж в районах Крайнего Севера 15 календарных лет. Статьей 1 Федеральным законом РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и п. "з" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если они прибыли в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имели общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 календарных лет, не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении и не получали субсидии на эти цели, а также гражданам, которые выехали из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г. В силу ст. 3 Федерального закона РФ N 125 от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий, осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Закона средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Согласно ст. 10 упомянутого Закона порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 879 от 10 декабря 2002 г., регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания, органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Согласно п. 25 Положения, утвержденные списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья, данные списки предоставляются в Минрегион России. Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 г. "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 г. установлена форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы в виде предоставления гражданам за счет федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Согласно п. 19 Правил гражданам - участникам подпрограммы, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, выдачу сертификата осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных субсидий. В Постановлении Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40 "Об утверждении Положения и Министерстве регионального развития РФ и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Правительства РФ" в пункте 5.3.14 предусмотрено, что Минрегион России осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении субсидий на развитие социальной и инженерной инфраструктуры субъектов РФ и муниципальных образований. Согласно п. 28 Правил распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. При подготовке проекта закона о федеральном бюджете на планируемый год государственный заказчик Подпрограммы на основании списков (сведений), полученных от органов исполнительной власти субъектов РФ, вносит в установленном порядке предложения по объему и распределению по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат участникам данной Подпрограммы. В соответствии с п. 33 Правил в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год государственный заказчик предоставляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения государственных жилищных сертификатов по категориям граждан-участников подпрограммы. На основании полученных от органов исполнительной власти заявок на выпуск государственных жилищных сертификатов и с учетом утвержденного графика государственный заказчик издает приказ о выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов и направляет соответствующее количество бланков государственных жилищных сертификатов в органы исполнительной власти, которые производят их оформление на имя граждан - участников подпрограммы и передают сертификаты в органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации для вручения данных сертификатов гражданам-участникам подпрограммы. Положения законодательства определяют право конкретных категорий граждан РФ на участие в соответствующей подпрограмме. Участие в подпрограмме является добровольным и носит заявительный характер. В соответствии с п. 24 Правил в рамках реализации подпрограммы в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год до 1 сентября текущего года формируются список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Сводный список граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Внеочередного предоставления государственных жилищных сертификатов Правилами не предусмотрено. 12 октября 2001 г. истцом было подано заявление в Администрацию города Новошахтинска о постановке его на учет для получения жилой площади, в данном же заявлении им указано, что он является инвалидом 2 группы от общего заболевания. Согласно выписке из решения исполкома местного Совета народных депутатов (совместного постановления администрации и профкома) от 01 ноября 2001 №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН истец был принят на учет с 01.11.2001 как проработавший в районе Крайнего Севера 15 лет в связи с отсутствием жилья при наличии льгот и преимуществ в виде инвалидности 2 группы по общему списку №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, по льготному №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Судом установлено, и не оспаривалось сторонами, что Никульников С.И. с заявлением с приложением необходимых документов о включении его в Список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (инвалиды 1 и 2 групп)» до 2009 года и с 2010 года в Администрацию города Новошахтинска Ростовской области не обращался. Кроме того, как следует из решения Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 12.02.2009 г. по делу по иску Никульникова С.И. к Администрации Ростовской области, Администрации города Новошахтинска о признании неправомерными действий по непредоставлению жилищной субсидии, обязании включения в список получателей государственного жилищного сертификата на 2009 год и взыскании расходов по делу, очередность включения истца в список исходя из отнесения его к определенной категории им не оспаривалась до апреля 2010 года. Кроме того, исходя из представленного Правительством Ростовской области возражения и сводного списка граждан-участников подпрограммы на 2010 год, включение Никульникова С.И. в списки как пенсионера, а не инвалида, не привело к нарушению его прав на жилье, поскольку в 2010 году муниципальным образованиям были распределены 5 государственных жилищных сертификатов для оформления и передачи их гражданам с датами постановки на учет с 12.12.1994 года по 06.06.1996 год, в то время как Никульников С.И. был поставлен на учет 01.11.2011 года. Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что для реализации права Никульникова С.И. на участие в подпрограмме ему необходимо повторно обратиться в администрацию г.Новошахтинска с заявлением и приложением всех необходимых документов. С выводами суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Никульникова С.И. в части взыскания компенсации морального вреда также следует согласиться. Статья 151 ГК РФ предусматривает, что, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии с п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Жилищный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав гражданина в сфере указанных отношений. Из вышеизложенного следует, что возможность компенсации морального вреда, причиненного гражданину в связи с нарушением его жилищных прав, зависит от того, какой характер носят те права, которые нарушены: если заявленное требование о компенсации морального вреда связано с нарушением жилищных прав гражданина, которые носят имущественный характер, то моральный вред компенсации не подлежит; если нарушены права, носящие неимущественный характер, то моральный вред подлежит компенсации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утвержденный Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.). Судом первой инстанции были правильно определены и полно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также правильно истолкованы и применены нормы права. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, установленных ст. 330 ГПК РФ, жалоба Никульникова С.И. не содержит. Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке. Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 21 декабря 2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Никульникова С.И. – оставить без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: