Сведения о размере заработка лица, претендующего на перерасчет пенсии, должны носить данные об индивидуальном характере такого заработка 33-4499



Судья Юлова Е.А. Дело № 33-4499

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» апреля 2012 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе:

Председательствующего: СИДОРЕНКО О.В.

Судей ЖИЛЯЕВОЙ О.И., БАТАШЕВОЙ М.В.

При секретаре Торпуджиян А.Х.

Заслушав в судебном заседании по докладу судьи Сидоренко О.В. дело по апелляционной жалобе ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Ростовской области на решение Каменского районного суда Ростовской области от 14 февраля 2012 г. по гражданскому делу по иску Колесниковой Г.С. к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Ростовской области о признании права на перерасчет трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л А:

Колесникова Г.С. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Ростовской области о признании права на перерасчет трудовой пенсии, пояснив в обоснование требований, что с 2008 г. она является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной ей в минимальном размере.

В 2011 г. Колесникова Г.С. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости, в котором просила произвести перерасчет пенсии с учетом представленной ею справки Федеральной службы государственной статистики от 21.09.2011 г. № 07-02-7/993 о размере среднемесячной заработной платы работников по отдельным отраслям экономики СССР и Чечено-Ингушскй АССР за 1984-1988 г.г. Утверждая, что иных сведений о заработок за период работы с 1971 г. по 1996 г. в производственном объединении «Грознефтеоргсинтез» Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР не сохранилось в связи с военными действиями в Чеченской республике в период 1994-1996 г.г. и 1999-2000 г.г., истица просила произвести перерасчет пенсии с учетом сведений органов статистики.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований Колесниковой Г.С., указывая, что представленные истицей сведения не отражают индивидуальный размер её заработной платы, учитываемый при назначении пенсии.

Решением Каменского районного суда Ростовской области от 14 февраля 2012 г. исковые требования Колесниковой Г.С. удовлетворены.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Каменском районе Ростовской области ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности.

Судебная коллегия, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истицу и её представителя, возражавших против отмены решения суда первой инстанции, приходит к следующему выводу.

Постанавливая решение об удовлетворении исковых требований Колесниковой Г.С., суд первой инстанции со ссылкой на положения п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», письмо Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001 г. № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27\9704, пункт 26 Постановления Министерства труда и социального развития РФ № 16 и Пенсионного фонда РФ № 19 па от 27.02.2001 г., исходил из того, что представленные истицей сведения органов статистки о размере среднемесячной заработной платы работников по отдельным отраслям экономики СССР и Чечено-Ингушскй АССР за 1984-1988 г.г., подтверждают её заработок за работу в аналогичный период в производственном объединении «Грознефтеоргсинтез» Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, что дает Колесниковой Г.С. право на перерасчет назначенной трудовой пенсии в соответствии с представленными статистическими сведениями.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниями.

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерация" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

В соответствии с п. 4 данного ФЗ РФ расчетный размер трудовой пенсии определяется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно п. 26 Постановления Министерства труда и социального развития РФ N 16 и Пенсионного Фонда РФ N 19па от 27 февраля 2002 года "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии..." среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

В соответствии с совместным Письмом Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г. в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Удовлетворяя требования истицы, суд, сославшись на вышеуказанное совместное письмо Министерства труда и социального развития и Пенсионного фонда РФ от 27 ноября 2001 г., исходил из того, что факт её работы в производственном объединении «Грознефтеоргсинтез» Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР в период с 1971 по 1996 г.г. подтвержден материалами дела, представленная Колесниковой Г.С. справка органов статистки о размере среднемесячной заработной платы работников по отдельным отраслям экономики СССР и Чечено-Ингушскй АССР за этот период является допустимым и относимым доказательством, подтверждающим факт получения истицей заработной платы в этот период именно в указанном в справке размере, а иных сведений о размере заработной платы истицы не сохранилось.

Вместе с тем судом не было принято во внимание, что пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких, как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.

В данном случае суд фактически посчитал, что размер заработной платы истицы подтверждается документами о заработной плате работников всей нефтеперерабатывающей, нефтехимической промышленности СССР и Чечено-Ингушской АССР без относительно к тому, какую именно должность замещала истица и на каком именно предприятии она работала.

Однако представленная Колесниковой Г.С. справка органов статистики не может служить объективным и бесспорным доказательством, подтверждающим конкретный размер именно её заработной платы, поскольку она не содержит сведений, достоверно свидетельствующих об индивидуальном характере заработка истицы, а, следовательно, не может служить основанием для перерасчета пенсии исходя из размера заработной платы, указанной в этой справке.

При таком положении постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене по мотивам неправильного толкования норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что истицей не представлено доказательств индивидуального характера (размера) заработной платы за 1984-1988 г.г., оснований для перерасчета размера её трудовой пенсии не имеется, в связи с чем её исковые требования к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Ростовской области о признании права на перерасчет трудовой пенсии отклонены.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Каменского районного суда Ростовской области от 14 февраля 2012 г. отменить, вынести новое решение, которым Колесниковой Г.С. в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Ростовской области о признании права на перерасчет трудовой пенсии отказать.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200