33-4527 Прокурор Мясниковского района РО обратился в суд с иском к ОМСУ об обязании обустроить вход в здание пандусом для инвалидов. Суд удовлетворил требования. Судебная коллегия оставила решение без изменения.



Судья Даглдян М.Г. Дело № 33 - 4527

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2012 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Порутчикова И.В.,

судей Сачкова А.Н., Шикуля Е.В.,

при секретаре Магакьян Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сачкова А.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Мясниковского района Ростовской области на решение Мясниковского районного суда Ростовской области от 07 февраля 2012г.

УСТАНОВИЛА :

Прокурор Мясниковского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Мясниковского района об устранении нарушений законодательства о создании доступной среды обитания для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников.

В обоснование требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, в том числе по вопросу беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов-колясочников. В ходе проверки установлено, что вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание Администрации района не имеет пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам в соответствии с ГОСТом Р 51261. Ранее прокуратурой в адрес Главы Мясниковского района направлялось представление об устранении выявленных нарушений, однако должных мер по устранению нарушений принято не было. Истец полагает, что ввиду того, что инвалиды в силу своего состояния здоровья являются социально незащищенной категорией граждан, выявленные нарушения существенно ущемляют их права на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. С учетом уточненных исковых требований истец просил обязать Администрацию Мясниковского района устранить допущенные нарушения законодательства путем оборудования главного входа в здание Администрации Мясниковского района, находящееся по адресу: Мясниковский район, с.Чалтырь, ул.Ленина, 33, пандусом для инвалидов-колясочников, а также путем оборудования наружной лестницы при входе в здание поручнями в соответствии с обязательными для исполнения правилами.

Решением Мясниковского районного суда от 07.02.2012г. иск прокурора удовлетворен в полном объеме. Суд обязал Администрацию Мясниковского района Ростовской области оборудовать главный вход в здание Администрации Мясниковского района, находящееся по адресу: ....., пандусом для инвалидов-колясочников. Также суд обязал Администрацию Мясниковского района Ростовской области оборудовать наружную лестницу при входе в здание Администрации Мясниковского района, находящееся по адресу: ....., поручнями в соответствии с обязательными для исполнения правилами.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Мясниковского района ставит вопрос об отмене решения суда и об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование доводов апеллятор указывает, что СП 31-102-99, на которые суд ссылается в обоснование своих выводов, носят рекомендательный характер, а СНиП 35-01-2001 применяются при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий. Данные нормы не подлежат применению в рамках настоящего дела, так как приняты гораздо позже строительства и ввода в эксплуатацию здания Администрации. Кроме того, путем оборудования главного входа в здание пандусом и наружной лестницы поручнями не будет достигнуто фактическое обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов в помещения.

Выслушав лиц, участвующих при апелляционном рассмотрении дела, изучив материалы дела, доводы жалобы, поданных на нее возражений, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о создании доступной среды обитания для маломобильных групп населения, в том числе беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры инвалидов колясочников. В ходе проверки установлено нарушение Администрацией Мясниковского района требований действующего законодательства. Так, вход в здание Администрации, расположенное по адресу: Мясниковский район, с.Чалтырь, ул.Ленина, 33, осуществляется по ступенькам. Ступеньки на входе в здание не оборудованы пандусами и поручнями-ограждениями, что препятствует посещению здания представителями маломобильных групп населения. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 05.12.2011г.

Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд правильно исходил из того, что ответчиком в нарушение положений ст. 15 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не проводятся работы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа в здание Администрации как объекта социальной инфраструктуры. С указанными выводами судебная коллегия соглашается, так как они основаны на установленных по делу обстоятельствах и требованиях норм действующего законодательства.

В силу ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995г. N 181-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Одним из средств конкретизации части первой статьи 15 указанного Закона является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130-133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

Кроме того, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших задач федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2005 года N 832 и государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ 17 марта 2011 года N 175.

Следовательно, отсутствие пандуса и поручней у наружной лестницы при входе в здание администрации Мясниковского района свидетельствует о нарушении требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры на территории района области. Доказательств отсутствия технической возможности оборудовать здание администрации пандусами для инвалидов, использующих кресла-коляски, ответчиком суду первой инстанции представлено не было. Кроме того, ответчиком не было представлено доказательств отсутствия технической возможности переоборудования и при апелляционном рассмотрении дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что права инвалидов ответчиком не нарушены, так как взаимодействие с ними организовано таким образом, который не предусматривает их личное посещение здания администрации, представляются несостоятельными. Также суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией представителя апеллятора о том, что доступ инвалидов в здание не обеспечивается в любом случае, поскольку руководство администрации находится на 2-м этаже здания.

Положения закона о необходимости обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов являются императивными и не связаны с наличием или отсутствием возможности взаимодействия с данной категорией лиц вне помещения органа или организации, в чьих услугах они заинтересованы.

Судебная коллегия полагает, что несостоятельным является и довод жалобы о том, что здание, в котором расположена Администрация района, было возведено до введения в действие норм, на которые сослался прокурор, так как положениями ч. 5 ст. 15 Закона предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Ссылок на какие-либо нарушения норм процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, жалоба не содержит. Решение суда мотивировано, выводы последовательны, нарушений норм материального и процессуального права не усматривается, поэтому оснований к отмене решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мясниковского районного суда Ростовской области от 07 февраля 2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Мясниковского района Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200