Судья Агрба Д.А. Дело № 33-5082 14 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Камышовой Т.В. судей Татуриной С.В., Афанасьева О.В. при секретаре Мушкетовой И.П., заслушав в судебном заседании по докладу судьи Татуриной С.В. дело по апелляционным жалобам администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Правительства Ростовской области в лице министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 февраля 2012 года, У С Т А Н О В И Л А : Штогрин В.В. обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону о признании права на получение единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение или строительство жилого помещения. В обоснование иска указал, что являясь военнослужащим, приказом «обезличено» № «обезличено» от 22 февраля 1996 года уволен в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. Его выслуга составила 27,6 лет, в льготном исчислении - 31,6 год. На момент увольнения из Вооруженных Сил истец проживал совместно с женой и дочерью по месту службы: «обезличено». По окончанию военной службы истец прибыл для постоянного проживания в г. Р., поскольку жилья для проживания в Р., ему не выделялось, он вынужденно проживал в однокомнатной квартире матери. Жена и дочь остались проживать по прежнему месту жительства в г. К.,. Постановлением главы администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону №«обезличено» от 28.10.1997 года истец по списку офицеров запаса принят на квартирный учет составом семьи 3 человека: он, жена и дочь. На основании заявления от 28 декабря 2004 года истец в 2005 году включен в состав участников программы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы. В последующем, в связи с расторжением брака и изменением состава его семьи, Постановлением главы администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону №115 от 07.02.2005 года, в дело квартирного учета внесены изменения, жена с дочерью исключены из состава семьи. До настоящего времени жилой площадью истец не обеспечен. Выдача жилого помещения ответчиком приостановлена в связи с непредоставлением истцом справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту жительства. Однако, как указывает истец, представить такую справку он не имеет возможности, поскольку в квартире остались проживать его бывшая жена и дочь. Кроме того, решением Одинцовского городского суда Московской области от 19 сентября 2011 года истцу отказано в удовлетворении исковых требований о признании за ним права проживания в квартире, расположенной по адресу: «обезличено». С учетом изложенного, утончив исковые требования, истец просил суд обязать выплатить ему единовременную денежную выплату (субсидию) на приобретение или строительство жилого помещения. Определением суда от 06 февраля 2012 года в качестве соответчика к участию в деле была привлечена администрация Ростовской области. В судебном заседании истец и его представитель по доверенности Кряжев А.В. поддержали заявленные уточненные требования, просили их удовлетворить. Представитель администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону по доверенности Согомонова Л.М. возражала против удовлетворения заявленных требований. В отношении представителя Правительства Ростовской области, представителя министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие. Решением суда от 29 февраля 2012 года иск Штогрина В.В. к администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Правительству Ростовской области об обязании выплатить единовременную субсидию на приобретение жилого помещения - удовлетворен. Суд обязал Правительство Ростовской области в лице министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области предоставить Шторгину В.В. единовременную денежную выплату (субсидию) на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета. В апелляционной жалобе представитель администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указывает, что истец добровольно покинул жилое помещение, ранее предоставленное ему по месту службы, в связи с чем, не смог предоставить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по прежнему месту жительства. В настоящее время указанная квартира является муниципальной, договор социального найма заключен с бывшей супругой Штогрина В.В. – Штогриной Л.А. По мнению заявителя Штогрин В.В. ранее уже воспользовался своим правом на безвозмездное получение жилого помещения. В апелляционной жалобе представителя Правительства Ростовской области в лице министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области также ставится вопрос об отмене решения Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 февраля 2012 года. Заявитель жалобы считает, что суд постановил решение с нарушением норм материального права, не применил закон подлежащий применению, неправильно истолковал закон. По мнению заявителя, Штогрин В.В. воспользовался своим правом на безвозмездное получение жилого помещения, поскольку квартира, которая была предоставлена ему как военнослужащему, в настоящее время является муниципальной, с его бывшей супругой заключен договор социального найма указанной квартиры. Поскольку Штогрин В.В. добровольно покинул предоставленную ему квартиру, справка о сдаче жилья по прежнему месту службы ему предоставлена не была. Вследствие чего, Штогрин В.В. предоставил неполный пакет документов необходимых для предоставления мер социальной поддержки (субвенции) – не приложил справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы. Судебное решение об отказе в праве проживания гражданину не может заменить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы, в связи с тем, что исчерпывающий перечень обязательных документов прилагаемых к заявлению, утвержден постановлением администрации Ростовской области от 09.08.2011 №«обезличено» «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторых категорий граждан» Заявитель считает, что суд, при вынесении обжалуемого решения, не учел порядок обеспечения жилым помещением, утвержденный постановлением Администрации Ростовской области. Обжалуемое решение является неисполнимым, поскольку несоблюдение нормативно-установленного порядка – пересмотр уже утвержденного списка на 2012 год, может явиться основанием для существенного нарушения прав и интересов других лиц. Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права. Как следует из материалов дела, истец на основании Постановления главы администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от 28.10.1997 года №«обезличено» (семья из 3 человек» принят на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений в соответствии с Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих», в связи с увольнением в запас. На основании заявления от 28.12.2004года истец в 2005 году включен в состав участников программы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы. Постановлением главы администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону №«обезличено» от 07.02.2005 года, в дело квартирного учета Штогрина В.В. внесены изменения, в связи с расторжением брака жена с дочерью исключены из состава семьи. Письмом администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону от 21.09.2010 года Штогрину В.В. было отказано в предоставлении жилищного сертификата в виду не предоставления им справки о сдаче жилья по последнему месту службы. Истец просит о защите нарушенного права путем обязания ответчика выплатить единовременную субсидию на приобретение жилого помещения. Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих», Областного закона «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан», исходил из подтверждения истцом права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, и объективной невозможности предоставления истцом справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, поскольку последний утратил право пользования ранее предоставленным жильем. При этом суд указал, что по смыслу пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и до 1 января 2005 года принятым на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть отказано в обеспечении жилыми помещениями путем выдачи государственных жилищных сертификатов по мотивам отсутствия справки квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жиль по последнему месту военной службы, если указанная справка объективно не может быть представлена гражданами по независящим от них причинам. В таких случаях граждане вправе поставить вопрос о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренные п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в судебном порядке. Судебная коллегия не находит возможным, согласиться с такими выводами суда первой инстанции. Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 года (с последующими изменениями) обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей, установление очередности на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, распределение жилья осуществляются на основе принципов гласности и коллегиальности. Контроль за ведением учета и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 года "О введении в действие ЖК РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"). На основе анализа приведенного выше законодательства, исходя из положений ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", оценив представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к выводу об утрате истцом оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием для принятия такого решения послужили отсутствие справки о сдаче жилья, добровольный отказ истца от проживания в предоставленной ему квартире по последнему месту службы истца. Постоянным местом жительства истцом добровольно, в соответствии с написанным им рапортом при увольнении, как он указал в суде апелляционной инстанции, был избран г. Р., и по прибытии семья была принята на учет в администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону в качестве военнослужащего и членов его семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако, после увольнения с военной службы ранее занимаемая квартира №«обезличено» в доме «обезличено» не была сдана, до настоящего времени занята бывшей супругой и дочерью истца по договору социального найма. Таким образом, материалами дела установлено, что истец не сдал в установленном порядке квартиру в г.К., по вышеуказанному адресу, реализовав свое право на ее получение, оставил ее семье, добровольно отказавшись от проживания в ней, тем самым ухудшил свои жилищные условия. При таком положении судебная коллегия доводы заявителей апелляционных жалоб об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Штогрина В.В., находит обоснованными, заслуживающими внимания. Доводы истца, о том, что в 2005 году брак расторгнут, в настоящее время решением Одинцовского городского суда Московской области от 19.09.2011 года истцу отказано в удовлетворении исковых требований о признании за ним права проживания на квартиру, расположенную в «обезличено», не могут быть приняты во внимание, поскольку истец добровольно покинул квартиру, фактически отказавшись от нее, оставил своей семье еще в 1997 году, реализовав свое право на получение квартиры по последнему месту службы. При указанных обстоятельствах, судебное решение об отказе в праве проживания гражданину не может заменить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту службы, в связи с тем, что исчерпывающий перечень обязательных документов, прилагаемых к заявлению, утвержден Положением о порядке предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторых категорий граждан. По приведенным выше мотивам судебная коллегия не может признать законным и обоснованным постановление судом решение, в связи с нарушением норм материального права оно подлежит отмене. Судебная коллегия, исходя из выводов, содержащихся в настоящем определении, отменяя решение суда, полагает возможным постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Штогрину В.В. о предоставлении единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета отказывает в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 199, 329 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 февраля 2012 года отменить. Постановить новое решение, которым в удовлетворении иска Штогрину В.В. к администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, Правительству Ростовской области в лице министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области о предоставлении единовременной денежной выплаты (субсидии) на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджет, отказать. Председательствующий: Судьи :