33-5759 решение суда оставлено без изменения. поскольку нормы Земельного кодекса РФ нарушены не были



Судья Черныш Е.С. Дело №33-5759

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 мая 2012 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе:

председательствующего Порутчикова И.В.,

судей Абрамова Д.М.,

Шикуля Е.В.

при секретаре Магакьян Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М.

дело по апелляционной жалобе представителя Филатова Г.А. – Филатовой А.В. на решение Донецкого городского суда от 21.03.2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Филатов Г.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения заместителя главы Администрации г.Донецка по территориальному развитию – главного архитектора от 10.02.2012 об отказе в предоставлении двух земельных участков в аренду на 5 лет для целей, не связанных со строительством площадью 15 кв.м и 40 кв.м под озеленение по заявлению от 05.05.2011 года, отказе в предоставлении земельного участка под размещение пляжа площадью 0,6 га, отказе принять и выдать на руки для постановки на государственный кадастровый учет решений органа местного самоуправления об образовании испрашиваемых земельных участков, обязании Администрации г.Донецка устранить допущенное нарушение. В обоснование требований указано, что 26.12.2011 года в результате рассмотрения обращений заявителем получены утвержденные заместителем главы Администрации схемы границ земельных участков в количестве 6 экземпляров, однако они не содержат всех необходимых сведений об участках, необходимых для проведения межевых работ и постановки на кадастровый учет, к ним не прилагается постановление главы г.Донецка о формировании земельных участков. Схемы границ не содержат сведений о границах кадастрового деления территории, номере кадастрового квартала, не указана категория земель, не указан вид разрешенного использования испрашиваемых участков, не указана их площадь. Отсутствие постановления главы города послужило основанием для приостановки кадастровых работ. 11.01.2012 года заявитель обратился к мэру города с просьбой о принятии и выдаче решения органа местного самоуправления об образовании испрашиваемых земельных участков с указанием категории земель, вида разрешенного использования, площади земельных участков. В ответе заместителя главы Администрации от 10.02.2012 года указаны основания для отказа в предоставлении земельных участков, выданные схемы границ участков правомерно утверждены главным архитектором, а постановление главы города для утверждения схем границ участков и их формирования не требуется. Данный ответ является незаконным, поскольку он противоречит ч.4 ст.34, ст.11.3 Земельного кодекса РФ, приказу Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 года №412, нарушающим права заявителя в сфере земельных правоотношений.

Представитель администрации г.Донецка возражал против удовлетворения заявления.

Решением Донецкого городского суда от 21.03.2012 года отказано в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе представителя Филатова Г.А. – Филатовой А.В. ставится требование об отмене решения суда первой инстанции.

Представитель Администрации г.Донецка просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Филатова Г.А. и его представителя адвоката Филатовой А.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Установлено, что решением Донецкого городского суда от 21.11.2011 года, вступившим в законную силу, признаны незаконными действия администрации г.Донецка по отказу в разработке и утверждении схем земельных участков, администрация г.Донецка обязана утвердить и выдать Филатову Г.А. схемы расположения испрашиваемых земельных участков в районе … и …. на кадастровом плане муниципального образования г.Донецка. Признана незаконной публикация информационного сообщения в газете «Донецкий рабочий» от 03.11.2011 года №127-129 о намерении Администрации г.Донецка предоставить в аренду земельные участки в районе …. Признан незаконным отказ в предоставлении Филатову Г.А. земельных участков в районе ….

Решение принято по обстоятельствам обращения Филатова Г.А. в Администрацию г.Донецка по вопросам о предоставлении земельных участков в мае – октябре 2011 года по различным адресам в г.Донецке, в предоставлении которых было отказано.

В соответствии с решением суда заявителю выданы схемы границ земельных участков на кадастровой карте г.Донецка в районе … (площадью 15 кв.м и 40 кв.м) и ул…. (площадью 0,6 га, 0,4 га, 0,12 га, 0,12 га). Схемы утверждены главным архитектором г.Донецка.

Филатов Г.А. 11.01.2012 года обратился с заявлением к Мэру г.Донецка в котором просил изготовить и выдать решения органа местного самоуправления об образовании испрашиваемых им земельных участков в районе ул…. и ул…. и выполнении в отношении данных участков кадастровых работ с указанием категории земель, вида разрешенного использования, площади земельных участков. При этом заявитель сослался на получение им 26.12.2011 года схем границ испрашиваемых земельных участков, которые не утверждены в соответствии с требованиями законодательства, к ним не приложены решения органа местного самоуправления об образовании земельных участков, отсутствуют сведения о принадлежности к категории земель и сведения о виде разрешенного использования, в связи с чем они не могут быть поставлены на кадастровый учет.

В ответе от 10.02.2012 года за подписью заместителя главы Администрации г.Донецка по территориальному развитию – главного архитектора указано, что предоставление обособленных земельных участков под благоустройство не предусмотрено Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Донецк», предоставление участков под благоустройство возможно за счет граничащих территорий (по вопросу о предоставлении участков в районе ул…). Размещение пляжа в районе ул…. не предусмотрено на основании указанных Правил, поскольку земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственных угодий.

Статьей 11.3 Земельного кодекса РФ установлено следующее:

1. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:

1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;

2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;

3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;

4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;

5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.

2. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы:

1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;

2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

2.1. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).

Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

4. В указанных в пункте 1 настоящей статьи решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:

1) реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);

2) сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).

В статье 34 Земельного кодекса РФ (пункты 2-5) предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Принимая решение суд, исходя из установленных обстоятельств, приведенных выше, указал, что схемы границ 6 участков выданы Филатову Г.А. на основании судебного решения, которые надлежаще оформлены. В соответствии с п.4 ст.34 Земельного кодекса РФ к обязанности органа местного самоуправления относится утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель впоследствии обращается с заявлением о проведении государственного кадастрового учета. При этом утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории кадастрового квартала не относится к вопросам местного значения, принятие постановления по этому вопросу не требуется, достаточно простановки грифа «Утверждено» на документе. При таком положении, учитывая содержание вышеприведенных правовых норм и содержание ответа от 10.02.2012 года, суд исходи из того, что ответ не является решением об отказе в предоставлении участков, а является ответом на обращение от 11.01.2012 года по конкретному вопросу, ответ носит разъясняющий характер. Вопрос об обязанности Администрации принять решение об образовании земельных участков поставлен преждевременно.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Исходя из положений, предусмотренных п.4 ст.258 ГПК РФ, основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В данном случае нельзя согласиться с утверждением апелляционной жалобы о том, что должностное лицо органа местного самоуправления в ответе от 10.02.2012 года неправомерно отказало в предоставлении земельных участков по заявлениям, поданным в 2011 году. Данный вопрос являлся предметом судебного решения от 21.11.2011 года.

Заявление от 11.01.2012 года не связано с вопросом о предоставлении каких-либо земельных участков на определенном праве с учетом вида разрешенного использования.

В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса РФ не имелось оснований на данном этапе для принятия решений об образовании земельных участков. Выполнение кадастровых работ органом местного самоуправления законом не предусмотрено.

Дело рассмотрено с учетом предмета заявленных требований.

В силу п.4 ст.34 ЗК РФ заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, если заявитель считает, что ему созданы препятствия в этом, он не лишен возможности заявить соответствующие требования, надлежаще их обосновав.

В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы суда, как и не приведено мотивов, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ могли бы являться основанием для отмены решения суда.

Иное толкование вышеприведенных норм земельного права не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Принимая во внимание изложенное, оснований к отмене решения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Донецкого городского суда от 21.03.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Филатова Г.А. – Филатовой А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200