Дело №33-4366. Компенсация морального вреда не может быть взыскана в случае недоказанности ненадлежащих условий содержания обвиняемого в СИЗО



Судья Сухомлинова Е.В. Дело №33-4366

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2012г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

Председательствующего ГОРБАТЬКО Е.Н.

Судей БАРАНОВОЙ Н.В., ПАНОВОЙ Л.А.

При секретаре Кочергиной А.О.

Заслушав в судебном заседании по докладу судьи ГОРБАТЬКО Е.Н. дело по апелляционной жалобе Чепрасова А.В. на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 27 сентября 2011 года,

У С Т А Н О В И Л А :

Чепрасов А.В. обратился в суд с иском к ФБК ИЗ-61/1 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области о признании несоответствующими действующему законодательству, нормам международного права и санитарно-эпидемиологическим нормам условий содержания, взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что в период с 26 февраля по 25 октября 2008 года он содержался в следственном изоляторе №1 (ИЗ-61/1) г.Ростова-на-Дону в камерах №117 и №122, которые были идентичны по своей площади, не превышающей 10 кв.м, были оборудованы двумя 3-ярусными спальными местами, из которых самое верхнее располагалось на высоте более 2 метров, что само по себе не безопасно. Количество лиц, содержащихся в камере, составляло от 3 до 7 человек, при этом на санузел приходилось около 1 метра, на стол с лавкой 2 кв.м, соответственно, полезная площадь составляла 7 кв.м, а в расчёте на одного содержащегося – от 2,3 до 1 кв.м. При поступлении и размещении в учреждении не соблюдался порядок раздельного размещения лиц, истец содержался с лицами, совершившими преступления особой тяжести, а также с больными опасными инфекционными заболеваниями. Не соблюдались нормы по материально-бытовому обеспечению, утвержденные приказом МВД РФ №486 от 20 декабря 1995 года. На бетонном полу возле туалета в обеих камерах была плесень, в углу на стенах – грибок, много насекомых-паразитов, т.к. санитарная и дезинфицирующая обработка камер не проводилась, средства дезинфекции не выдавались, продукты питания были некачественными, безвкусными, однообразными, воду для питья не выдавали, бака для питьевой воды не было, медицинская помощь в учреждении практически отсутствовала. Истец просил признать условия его содержания в СИЗО-1 г.Ростова-на-Дону не соответствующими действующему законодательству, нормам международного права, санитарно-эпидемиологическим нормам, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда 361500 руб. либо иную справедливую сумму, определенную судом.

Решением суда от 27 сентября 2011 года Чепрасову А.В. отказано в удовлетворении исковых требований к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области о компенсации морального вреда, причиненного условиями содержания в местах лишения свободы, противоречащими действующему законодательству.

Вынося такое решение, суд руководствовался положениями ст.151 ГК РФ, ст.ст.7, 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и исходил из недоказанности заявленных Чепрасовым А.В. исковых требований.

В апелляционной жалобе Чепрасов А.В. просит решение суда отменить в виду его незаконности и необоснованности.

При этом Чепрасов А.В. ссылается на то, что суд указал и анализировал, дал оценку обстоятельствам его содержания в СИЗО-1 в камерах, в которых он не содержался.

Кроме того, Чепрасов А.В. несвоевременно извещался о назначенных судебных заседаниях, а о судебном разбирательстве, состоявшемся 27 сентября 2011 года, он вообще не уведомлялся.

Чепрасов А.В. считает неправильными выводы суда относительно того, что ответчиками представлено достаточно доказательств, опровергающих обстоятельства причинения ему морального вреда ненадлежащими условиями содержания, поскольку суд не проверил, какими первичными сведениями подтверждаются различные справки и журналы, представленные ответчиком, не принял мер к истребованию таких доказательств.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель СИЗО-1 просила оставить решение суда без изменения, представитель ГУФСИН России по Ростовской области в суд не явился, Чепрасов О.В. отбывает наказание в местах лишения свободы, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Судебная коллегия, ознакомившись с материалами дела, выслушав представителя СИЗО-1, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 10 августа 2011 года судом в адрес ФБУ ИК-3 ГУФСИН России, где в настоящее время отбывает наказание Чепрасов О.В., было направлено для вручения Чепрасову О.В. извещение о рассмотрении дела по его иску 26 сентября 2011 года в 14-00 (л.д.178 т.1).

В соответствии с распиской Чепрасова А.В. от 18 августа 2011 года уведомление Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 10 августа 2011 года он получил (л.д.193 т.1).

При таких обстоятельствах доводы жалобы Чепрасова О.В. о том, что он не был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, назначенного на 26 сентября 2011 года, являются необоснованными.

В тоже время, как следует из материалов дела и содержания искового заявления Чепрасова О.В., исковые требования о компенсации морального вреда им были заявлены со ссылкой на несоответствующие действующему законодательству, нормам международного права и санитарно-эпидемиологическим нормам условий его содержания в камерах №117 и №122 СИЗО-1, суд же при вынесении обжалуемого решения от 27 сентября 2011 года исходил из того, что в указанных камерах он не содержался, предметом исследования суда первой инстанции были условия его содержания в иных камерах (л.д.281-284 т.1).

Из справки, прилагаемой Чепрасовым О.В. к апелляционной жалобе, усматривается, что Чепрасов О.В. в период с 26 февраля по 25 октября 2008 года содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РО в камерах №№26, 117, 45, 122 (л.д.5 т.2), данное обстоятельство не оспаривалось представителем СИЗО-1 и в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда, которым Чепрасову О.В. отказано в иске о взыскании компенсации морального вреда в связи с содержанием в камерах №№93, 36, 7, 77, 12, 21, 92, 76, 9, 7, 13, 94, а не №№117, 122, в которых находился Чепрасов О.В., нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

В соответствии со ст.7 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственный изолятор уголовно-исполнительной системы является местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

В силу ст.22 указанного Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством РФ.

Согласно ст.23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере 4 кв.м.

В соответствии со ст.24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Статья 33 указанного Федерального закона предусматривает требования о раздельном размещении в камерах, в частности лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, ранее содержавшихся в местах лишения свободы, требования об отдельном от других содержании, в частности подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжких преступлений, а также больных инфекционными заболеваниями или нуждающихся в особом медицинском уходе и наблюдении.

В силу ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом обязанность представить в суд доказательства законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.

Как следует из материалов дела, Чепрасов А.В. в период пребывания с 26 февраля по 25 октября 2008 года в СИЗО-1 содержался в камерах, в том числе №122, 117 (л.д.5 т.2), указанные камеры являются 2-местными, каждая оборудована 2-ярусной кроватью, санитарно-гигиенический блок в этих камерах отгорожен, облицован плиткой.

Из материалов дела также следует, что в период пребывания Чепрасова А.В. в СИЗО-1 он был обеспечен ежедневным бесплатным трехразовым питанием, индивидуальным спальным местом, постельными и столовыми принадлежностями.

Камерная мебель учреждения оборудована в соответствии с приказом ФСИН России от 26 июля 2007 года №407, температура в камерах учреждения в зимнее время не допускается ниже предельной – 18 градусов, каждое камерное помещение оснащено городским водоснабжением и канализацией, доступ к которым не ограничивается, в камерах установлены емкости для питьевой воды, в них имеется система приточно-вытяжной и естественной вентиляции.

За период нахождения Чепрасова А.В. в учреждении нарушений в системе отопления, случаев аварийного отключения отопления и водоснабжения не было.

Судом установлено, что подозреваемые и обвиняемые в СИЗО-1 не реже одного раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность пользования душем продолжительностью не менее 15 минут, еженедельно осуществляется смена постельного белья.

В учреждении периодически проводятся дезинсекционные и дератизационные мероприятия.

Качество, калорийность пищи проверяется путём снятия проб готовой пищи в установленном порядке.

При необходимости подозреваемым и обвиняемым оказывается медицинская помощь, для чего в учреждении производятся ежедневные обходы камер медицинскими работниками.

Как следует из материалов дела, в период содержания в СИЗО-1 Чепрасов А.В. был обследован на сифилис, ВИЧ-инфекцию, в экстренных мерах медицинского характера не нуждался.

В учреждении имеются отдельные камеры для инфицированных туберкулезом и иными инфекционными заболеваниями, при этом суду не представлено сведений о том, что Чепрасов А.В. содержался в указанных камерах либо содержавшиеся в указанных камерах контактировали с Чепрасовым А.В.

Из материалов дела также следует, что за период содержания в СИЗО-1 Чепрасов А.В. с жалобами в адрес администрации учреждения, прокуратуры и иных органов на ненадлежащие условия содержания, на неоказание медицинской помощи не обращался.

На основании изложенного, учитывая то, что приведенные выше обстоятельства судом установлены на основании представленных ответчиками доказательств, не опровергнутых истцом, судебная коллегия считает необходимым отказать Чепрасову А.В. в удовлетворении его исковых требований.

При этом судебная коллегия учитывает также то, что Чепрасов А.В. в обоснование своих требований приводит сведения общего характера, без ссылки на какие-либо конкретные доказательства, а также то, что в суд с иском он обратился спустя более двух лет после периода содержания в СИЗО-1.

Руководствуясь ст.ст.327, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 27 сентября 2011 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чепрасова А.В. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области о признании условий содержания несоответствующими действующему законодательству, нормам международного права и санитарно-эпидемиологическим нормам, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200