№ 33-6925 в части признания не предоставления жилого помещения незаконным , об обязании провести организационную работу по формированию и направлению в Администарацию Ростовской области дела квартирного учета для включения в списки предоставле



Судья Губарь Л.В. Дело № 33-6925/12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21июня 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Филиппова А.Е.

судей Перфиловой А.В., Cеник Ж.Ю.

при секретаре Роко М.С.,

заслушав в судебном заседании по докладу судьи Перфиловой А.В. дело по апелляционной жалобе Панченко С.Н. на решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 21 марта 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пролетарского района Ростовской области, действуя в интересах Панченко С.Н., обратился в суд с иском к Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области, в части не предоставления жилого помещения незаконным, об обязании Администрацию Опенкинского сельского поселения провести организационную работу по формированию и направлению в Администрацию Ростовской области дела квартирного учета для включения в списки предоставления жилого помещения, об обязании Администрацию Ростовской области, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области предоставить Панченко С.Н. жилое помещение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.

В обоснование иска истцовая сторона указала, что Панченко С.Н. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалиАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН группы.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА распоряжением Главы Администрации Пролетарского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поставлен на учет как инвалид вследствие участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС нуждающийся в получении жилья.

Распоряжением Главы Пролетарского района Ростовской области он был снят с квартирного учета со ссылкой на то, что Панченко С.Н. имеет жилую площадь в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, [ФИО]8 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, [ФИО]3 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Решением Пролетарского районного суда Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. истец восстановлен на квартирном учете в льготной очереди НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Данное судебное решение исполнено не было.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА постановлением Главы Пролетарского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в связи с передачей муниципального имущества муниципального образования «Пролетарский район» в собственность муниципального образования «Пролетарское городское поселение» на основании Областного закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ЗС «О внесении изменения в Областной Закон « О местном самоуправлении в [ФИО]3 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН» с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА упразднена жилищная комиссия Пролетарского района и в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА жилищной комиссии Пролетарского района осуществить передачу дел по квартирному учету граждан Пролетарского района администрации Пролетарского городского поселения.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА распоряжением Главы Пролетарского городского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН он был снят с учета в качестве нуждающегося в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решение вопроса о принятии на учет.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА учетное дело Панченко С.Н. было направлено Главе Опенкинского сельского поселения.

С момента направления учетного дела Панченко С.Н. в Администрацию Опенкинского сельского поселения по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА решение о постановке на учет либо об отказе не принято.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Постановлением Администрации Опенкинского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Панченко С.Н. поставлен на квартирный учет.

Определением Пролетарского районного суда Ростовской области ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. принят отказ Панченко С.Н. от представления его интересов прокуратурой Пролетарского района Ростовской области, при этом настаивал на удовлетворении требований.

Кроме этого, по мнению Панченко С.Н., несмотря на решение суда ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ответчики не исполнили и грубо нарушили его права как гражданина, инвалида, защитника, участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Также в обоснование своих требований Панченко С.Н. ссылается на то, что он провел на ликвидации аварии Чернобыльской АЭС семь месяцев, получил лучевую болезнь, вследствие чего потерял трудоспособность, cтал инвалидом, не может самостоятельно о себе позаботиться и заработать на жилье, вынужден ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА лет жить у своей престарелой матери в стареньком сарае без воды, отопления, а ответчики все это время ошибочно передают его учетное дело, теряя его.

В результате его проживания в условиях, не соответствующих санитарным нормам и правилам, предъявляемым к жилым помещениям, его состояние здоровья в последние годы очень сильно ухудшилось.

В процессе рассмотрения дела по существу Панченко С.Н. неоднократно уточнял свои требования и в окончательной редакции просил суд признать бездействие ответчиков Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области в части неисполнения решения Пролетарского районного суда Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и не постановки на льготный квартирный учет, неисполнения их обязанностей незаконными; признать бездействие ответчиков Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области, Правительства Ростовской области, Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области в части не предоставления жилого помещения незаконными; взыскать солидарно с Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области, Правительства Ростовской области, Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области за счет средств соответствующей казны денежные средства в сумме 1220100 руб. для приобретения жилья, выплатив в месячный срок и моральный вред в размере 100000 руб., а также судебные расходы.

Истец и его представитель -адвокат Ленская М.П., действующая на основании доверенности и ордера в судебном заседании настаивали на исковых требованиях в полном объеме.

Ответчик - представитель Администрации Пролетарского района Ростовской области Толкачева Л.Е. в силу доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Ответчик – представитель Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области Деменкова М.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Ответчик- представитель Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области – Глава Опенкинского сельского поселения Нечепуренко В.П. и представитель по доверенности Витушкина О.В. в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчиков Правительства Ростовской области и Министерства территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и в удовлетворении исковых требований просили отказать.

Представители 3-их лиц – Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ, финансового отдела Администрации Пролетарского района Ростовской области в судебное заседание не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями не согласны.

Решением Пролетарского районного суда Ростовской области от 21 марта 2012 года в удовлетворении исковых требований Панченко С.Н. отказано в полном объеме.

Не согласившись с судебным решением, Панченко С.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

Заявитель в жалобе ссылается на то, что с момента вступления решения Пролетарского районного суда Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в законную силу о его восстановлении на квартирном учете, Администрации Пролетарского района Ростовской области, Пролетарского городского поселения, Опенкинского сельского поселения на протяжении более восьми лет не выполняли требования действующего законодательства по надлежащему ведению квартирного дела и по организации мер, обеспечивающих предоставление жилого помещения инвалиду, cтоящему на квартирном учете в льготной очереди поАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что является грубым нарушением конституционного права на жилище, гарантированное государством.

В защиту своих жилищных прав он неоднократно обращался в прокуратуру Пролетарского района Ростовской области и в дальнейшем прокуратура района осуществляла проверки по жалобам Панченко С.Н., направляла органу местного самоуправления представления об устранения нарушений жилищного законодательства, в дальнейшем, действуя в его интересах, обратилась в суд с настоящим иском.

Кроме этого, по мнению Панченко С.Н., cудом первой инстанции проигнорированы обстоятельства, что еще ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА им подано заявление на выдачу жилищного сертификата и предназначенные ему бюджетные средства в размере 151000 руб. исчезли.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Панченко С.Н., его представителей Токареву Е.М., Гончарову Р.И., действующие на основании доверенностей, представителя Администрации Пролетарского района Ростовской области по доверенности Толкачеву Л.Е., представителя Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казачейства в силу доверенности Червинскую Н.М., судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции, действовавшей до вступления в законную силу ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. № 866 « О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и приравненных к ним лиц» и исходил из того, что решением Пролетарского районного суда Ростовской области ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. в постановке Панченко С.Н. в льготной очереди на квартирный учет поАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН Администрацией Пролетарского района Ростовской области, был исполнен. В связи с внесением изменений в Областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» передано учетное дело истца в Администрацию Пролетарского городского поселения, затем по месту жительства Панченко С.Н. учетное дело направлено в Администрацию Опенкинского сельского поселения.

Также суд первой инстанции указал, что Администрации Пролетарского района, Пролетарского городского поселения, Опенкинского сельского поселения не наделены полномочиями по обеспечению жильем граждан данной категории как истец, а обеспечение жильем указанной категории граждан относится к федеральным полномочиям.

Кроме этого, учитывая положения федеральной целевой программы «Жилище» на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА годы форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет федерального бюджета социальной выплаты на приобретения жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, а не выплатой денежной компенсации. Реализация такого право имеет заявительный и добровольный характер. Такого заявления от Панченко С.Н. не поступало, то при формировании списка граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году Панченко С.Н. не учитывался.

Суд, дав оценку указанным обстоятельствам, пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований в части признании бездействий неисполнения решения Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону, не предоставления жилого помещения, взыскании в солидарном порядке денежные средства для приобретения жилья.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований о признании бездействий ответчиков Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области в части неисполнения их обязанностей в отношении Панченко С.Н. незаконными; о взыскании солидарно с Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области за счет средств соответствующей казны моральный вред в размере 100000 руб., а также судебные расходы, cудебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, постановленными с нарушением норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом, следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

С 1 марта 2005 г. принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ ( п.1 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Пунктом 3 ст. 52 ЖК РФ определено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Принятие граждан на жилищный учет по месту их работы настоящим Кодексом не предусмотрено.

За гражданами, принятыми на жилищный учет до 01.03.2005 г., сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма ( ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).

По общему правилу, cогласно ст.ст. 49,51 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются только малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В то же время ЖК РФ сохранил порядок обеспечения жилым помещением отдельных категорий граждан.

Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» участникам ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., гарантировано обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В силу п.6 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Следует также отметить, что такая программа был утверждения Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 (в ред. от 15.12.2010 г.) на период ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

В данном постановлении указано, что участие в подпрограмме добровольное.

Однако, данными Правилами предусмотрено, что подразделения федеральных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления, в которых граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, информируют граждан, принимающих решение об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, а указанные граждане дают письменное согласие на участие в ней.

Пункт 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в п.5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин-участник подпрограммы в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, предшествующего планируемому, представив в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Принятие органом местного самоуправления указанного заявление ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА предшествующего планируемому, не допускается.

Орган местного самоуправления до ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане-участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( п.24 Правил).

Согласно п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, предшествующего планируемому, cводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат ( далее-сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы.

Включение граждан-участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.

Кроме этого, п.30 Правил указывает на то, что органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в сводные списки получателей сертификатов.

Как следует из материалов дела Панченко С.Н. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалиАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН группы.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА распоряжением Главы Администрации Пролетарского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поставлен на учет как инвалид вследствие участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС нуждающийся в получении жилья.

Распоряжением Главы Пролетарского района Ростовской области он был снят с квартирного учета со ссылкой на то, что Панченко С.Н. имеет жилую площадь в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, [ФИО]8 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, [ФИО]3 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Решением Пролетарского районного суда Ростовской области от ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. истец восстановлен на квартирном учете в льготной очереди НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

В течение ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. имеется переписка непосредственного между Администрацией Ростовской области и Главой Администрации Пролетарского района Ростовской области на предмет получения жилищного сертификата.

Протоколом заседания жилищной комиссии Администрации Пролетарского района Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА принято решение о направлении ходатайства перед Администрацией области о направлении выделенных средств в размере 151000 руб. для приобретения жилья инвалиду ЧАЭС Панченко С.Н.. Глава Пролетарского района Ростовской области в апреле ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. направил в адрес заместителя Главы Администрации области, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства письма о направлении выделенных средств на приобретении жилья.

Согласно письму Администрации Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА решением межведомственной комиссии от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА утверждено распределение по территориям области денежных средств на приобретение жилья льготным категориям в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. и [ФИО]8 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН выделено 151,8 руб.. Однако, данная сумма ни на счет ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Пролетарского района, ни в бюджет Пролетарского района не поступала, что подтверждается ответами ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и финансового отдела Администрации Пролетарского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

На основании факсограммы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, представленная Администрацией Пролетарского района Ростовской области кандидатура Панченко С.Н. не прошла в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Панченко С.Н. подал заявление в адрес Главы Пролетарского района Ростовской области о выдачи жилищного сертификата и Администрация Пролетарского района Ростовской области приняла его, несмотря на то, что по федеральной целевой программе такое заявление подается до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, предшествующего в планируемом году..

Представитель Администрации Пролетарского района Ростовской области подтвердила, что Панченко С.Н. действительно подал заявление о получении жилищного сертификата, оно имеется в материалах учетного дела и такое заявление необходимо писать ежегодно.

Согласно письму Заместителя Главы Администрации Ростовской области- министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА во исполнение решения коллегии Администрации области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАг. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О мероприятиях по обеспечению роста объемов жилищного строительств ( в том числе социального жилья) в Ростовской области» в соответствии с Областным законом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ЗС обязали Глав Администрации городов (районов) ежемесячно в срок до ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА каждого месяца представлять информацию о численности граждан, состоящих на квартирном учете в муниципальном образовании в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение указанного выше письма Администрация Пролетарского района Ростовской области предоставляла информацию о численности такой категории граждан за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г..При этом, из приложений к этим письмам не следует, что Администрацией Пролетарского района Ростовской области информация предоставлялась и в отношении апеллянта.

Более того, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Распоряжением Главы Пролетарского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Панченко С.Н. был снят с квартирного учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма ( п.2).

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА вынесено прокурорское представление об устранений нарушений жилищного законодательства, в том числе и в отношении Панченко С.Н..

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Распоряжением Главы Пролетарского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН отменен п.2 Распоряжения Главы Пролетарского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА постановлением Главы Пролетарского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в связи с передачей муниципального имущества муниципального образования «Пролетарский район» в собственность муниципального образования «Пролетарское городское поселение» на основании Областного закона от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ЗС «О внесении изменения в Областной Закон « О местном самоуправлении в Ростовской области» с ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА г. упразднена жилищная комиссия Пролетарского района и в срок до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА жилищной комиссии Пролетарского района осуществить передачу дел по квартирному учету граждан Пролетарского района администрации Пролетарского городского поселения.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Распоряжением Главы Пролетарского городского поселения истец поставлен на квартирный учет.

В соответствии со ст.2 Областного Закона Ростовской области « Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области от 07.10.2005 г. № 363-ЗС принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г. прокуратурой Пролетарского района Ростовской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, Областного Закона Ростовской области от 07.10.2005 г. № 363-ЗС учетное дело Панченко С.Н., проживающего в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН [ФИО]8 АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН сформировано и находится в администрации Пролетарского городского поселения, т.е. не по месту жительства (регистрации) гражданина, что следует из распоряжения Главы Пролетарского городского поселения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в соответствии с которым Панченко С.Н. снят с учета в качестве нуждающегося в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решение вопроса о принятии на учет.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА учетное дело Панченко С.Н. было направлено Главе Опенкинского сельского поселения.

Таким образом, несмотря на то, что квартирное дело в отношении Панченко С.Н. находилось в Администрации Пролетарского городского поселения в нарушение требований действующего жилищного законодательства, за период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Администрация Пролетарского городского поселения не информировала Панченко С.Н. об участии в подпрограмме, об условиях ее реализации, не предоставляла информацию в Администрацию Пролетарского района Ростовской области ежемесячно о численности граждан, состоящих на квартирном учете в муниципальном образовании в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий для дальнейшей передачи информации в Администрацию Ростовской области.

В адрес Главы Опенкинского сельского поселения Прокуратурой Пролетарского района Ростовской области ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА вынесено представление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН об устранении нарушений жилищного законодательства в отношении Панченко С.Н., из которого следует, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на письменное обращение председателя союза ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА» [ФИО]21, Главой Пролетарского района [ФИО]22 дан ответ, согласно которому Панченко С.Н, отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что он проживает и зарегистрирован по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН вместе с матерью [ФИО]23, которая согласно свидетельству ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА серия АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА является собственником домовладения. В ходе проверки данная информация не подтвердилась. В учетном деле указанное свидетельство отсутствовало, специалистом ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА администрации Опенкинского сельского поселения свидетельство также не представлено, в Пролетарском отделе ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА области сведения о правах собственности на объекты недвижимости в отношении [ФИО]23 отсутствует.

Кроме этого, в прокурорском представлении отмечено, что решение об отказе в принятии на учет в силу ст. 3 Областного Закона Ростовской области от 07.10.2005 г. «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» оформляется правовым актом органа местного самоуправления и должно содержать мотивированные основания такого отказа с обязательной ссылкой на Закон. При этом, отказ в постановке на учет правовым актом не оформлен, решение об отказе гражданину не направлено.

В силу данного Областного Закона прокурорской проверкой также установлено, что заявление на принятие в качестве нуждающегося на получение жилья и все предусмотренные законодательством документы в учетном деле Панченко С.Н., переданным из администрации Пролетарского городского поселения в администрацию Опенкинского сельского поселения имеются. Кроме того, в материалах учетного дела имеется копия решения Пролетарского районного суда от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА согласно которому Панченко С.Н, признан нуждающимся в получении жилья. При таких обстоятельствах, администрации Опенкинского сельского поселения после передачи учетного дела из администрации Пролетарского городского поселения следовало поставить Панченко С.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В порядке выполнения прокурорского представления Панченко С.Н. был поставлен на квартирный учет Постановлением Администрации Опенскинского сельского поселения только лишь ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА передано из Администрации Опенкинского сельского поселения в Администрацию Пролетарского района Ростовской области дело на Панченко С.Н.для предоставления в Администрацию Ростовской области, что подтверждается письмом Главы Опенкинского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

При таких обстоятельствах, Администрацией Опенкинского сельского поселения в период с момента передачи учетного дела до вынесения постановления о постановке на учет Панченко С.Н. действия по выполнению положений норм ЖК РФ, Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 г. «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательcтв по обеспечению жильем категорий граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и приравненных к ним лиц», Областного закона Ростовской области «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» не осуществлялись.

Таким образом, судебная коллегия считает, что факт бездействие Администраций Пролетарского района Ростовской области, Пролетарского городского поселения, Опенкинского сельского поселения нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, в связи с чем, имеются основания полагать, что жилищные права заявителя жалобы бездействиями данных Администраций нарушены. Доказательств осуществления указанными выше ответчиками действий в силу своей компетенции суду не представлены, а также доказательств наличия причин, объективно препятствующих исполнять полномочия в пределах своей компетенции.

Судебная коллегия, в связи с изложенным выше, приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании бездействий ответчиков Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области в части неисполнения их обязанностей в отношении Панченко Сергея Николаевича незаконными и удовлетворении иска в данной части

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Из материалов дела усматривается, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА прокурор Пролетарского района Ростовской области, действуя в интересах Панченко С.Н., обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями.

ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в его адрес [ФИО]4 Опенкинского сельского поселения направлено постановление НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН о постановке на квартирный учет, что подтверждается заявлением Панченко С.Н. от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.

Согласно ответу Прокуратуры Ростовской области от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, направленного в адрес Панченко С.Н. последний узнал о нарушении органами местного самоуправления порядка проведения организационной работы по формированию, постановке и снятии с квартирного учета и направлению в Администрацию Ростовской области дела квартирного учета для включения в списки предоставления жилого помещения, установленной в ходе прокурорской проверки.

Таким образом, пропуск срока обращения в суд судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о том, что права Панченко С.Н. на жилище, состоящее в необходимости обеспечить удовлетворение материальной потребности в жилище, бездействиями Администраций Пролетарского района Ростовской области, Пролетарского городского поселения, Опенкинского сельского поселения нарушены, следовательно, имеются основания для компенсации морального вреда.

Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении иска в части взыскания солидарно с Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области за счет средств соответствующей казны моральный вред в размере 100000 руб. подлежит отмене.

По правилам ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется в зависимости от характера причиненных лицу физических либо нравственных страданий, степени вины причинившего вред лица, а также с учетом требований разумности и справедливости.

В обоснование требования о компенсации морального вреда Панченко С.Н. указал, получил лучевую болезнь, вследствие чего потерял трудоспособность, cтал инвалидом, не может самостоятельно о себе позаботиться и заработать на жилье, вынужден 15 лет жить у своей престарелой матери в стареньком сарае без воды, отопления. На протяжении более восьми лет ответчики не выполняли требования действующего законодательства по надлежащему ведению квартирного дела и по организации мер, обеспечивающих предоставление жилого помещения инвалиду, cтоящему на квартирном учете в льготной очереди поАДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что является грубым нарушением конституционного права на жилище, гарантированное государством.

Учитывая характер причиненных Панченко С.Н. страданий, характер и степень вины Администраций Пролетарского района Ростовской области, АдПролетарского городского поселения, Опенкинского сельского поселения в нарушении прав истца, судебная коллегия полагает возможным взыскать в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 100000 руб. с каждого по 33333 руб. 33 коп.. Относительно же солидарной обязанности (ответственности), то оснований, в силу ст. 322 ГК РФ, не имеется, поскольку солидарность обязанности или требования возникает, если предусмотрена договором или установлена законом

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях,, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Следовательно, обязанность по компенсации морального вреда подлежит возложению на финансовый отдел Администрации Пролетарского района Ростовской области за счет казны муниципального образования «Пролетарский район», Администрации Пролетарского городского поселения за счет казны муниципального образования «Пролетарское городское поселение», Администрации Опенкинского сельского поселения за счет средств казны муниципального образования «Опенкинское сельское поселение».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным вынести по настоящему гражданскому делу новое решение и взыскать с Администрации Пролетарского района Ростовской области за счет средств казны муниципального образования «Пролетарский район» в лице финансового отдела, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области за счет казны муниципального образования«Пролетарское городское поселение», Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области за счет казны муниципального образования «Опенкинское сельское поселение» в пользу Панченко Сергея Николаевича моральный вред в размере 100000 руб.00 коп. в равных долях с каждого по 33333 руб.00 коп..

C учетом положений ст. 103 ГПК РФ, поскольку заявленные истцом требования удовлетворены частично, в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина с Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области в размере 200 руб.00 коп. в равных долях с каждого по 66 руб. 67 коп..

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 21 марта 2012 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требовании о признании бездействий ответчиков Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области в части неисполнения их обязанностей в отношении Панченко Сергея Николаевича незаконными; о взыскании солидарно с Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области за счет средств соответствующей казны моральный вред в размере 100000 руб., а также судебные расходы.

В отмененной части вынести новое решение, по которому признать бездействия ответчиков Администрации Пролетарского района Ростовской области, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области в части неисполнения обязанностей в отношении Панченко Сергея Николаевича незаконными.

Взыскать с Администрации Пролетарского района Ростовской области за счет средств казны муниципального образования «Пролетарский район» в лице финансового отдела, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области за счет казны муниципального образования«Пролетарское городское поселение», Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области за счет казны муниципального образования «Опенкинское сельское поселение» в пользу Панченко Сергея Николаевича моральный вред в размере 100000 руб.00 коп. в равных долях с каждого по 33333 руб.00 коп..

Взыскать с Администрации Пролетарского района Ростовской области за счет средств казны муниципального образования «Пролетарский район» в лице финансового отдела, Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области за счет казны муниципального образования«Пролетарское городское поселение», Администрации Опенкинского сельского поселения Пролетарского района Ростовской области за счет казны муниципального образования «Опенкинское сельское поселение» госпошлину в местный бюджет в размере 200 руб.00 коп. в равных долях с каждого по 66 руб. 67 коп..

В остальной части решение Пролетарского районного суда Ростовской области от 21 марта 2012 года оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200