о назначении государственной пенсии муниципальному служащему (33-7588)



Судья Дуюнова О.П. Дело № 33-7588

АПЕЛЛЯ Ц И Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«02» июля 2012 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе:

Председательствующего Нестеровой Е.А.

судей Жиляевой О.И., Баташевой М.В.

при секретаре Т.

Заслушав в судебном заседании по докладу судьи Баташевой М.В. дело по апелляционной жалобе Администрации Зерноградского района Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 09 февраля 2012 г. по гражданскому делу по иску Бондаренко Любовь Ивановны к Администрации Зерноградского района Ростовской области, третье лицо: Управление социальной защиты населения по Зерноградскому району, об установлении государственной пенсии за выслугу лет и взыскании образовавшейся задолженности, признании незаконным и отмене пп.30 п.2 Протокола №17 от 19.10.2011г. заседания районной комиссии по вопросам стажа муниципальной службы и п.4 приложения №1 к Постановлению Администрации Зерноградского района от 19.10.2011г. №981 «О прекращении выплаты государственной пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим выборные и другие должности в органах представительной и исполнительной власти Зерноградского района, взыскании убытков, компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л А:

Бондаренко Л.И. обратилась в суд с иском к Администрации Зерноградского района Ростовской области, третье лицо: Управление социальной защиты населения по Зерноградскому району Ростовской области, об установлении государственной пенсии за выслугу лет и взыскании образовавшейся задолженности, в обоснование которого указала, что на основании распоряжения Главы Зерноградского района от 03.04.2008 г. № 32 ей, как лицу, замещавшему должность – ведущий специалист по ценообразованию и приватизации Агропромышленного комитета Администрации Зерноградского района, назначена государственная пенсия за выслугу лет в размере 1794 руб.

С момента назначения пенсии её размер неоднократно изменялся в связи с принятием Собранием депутатов Зерноградского района Ростовской области решения от 27.05.2009 г. № 164 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Зерноградского района от 2.04.2008 г. № 16 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района».

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 апреля 2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 мая 2010г., решение Собрания депутатов Зерноградского района от 27.05.2009 г. № 164 признано недействующим.

С 01 августа 2010 года истице прекращена выплата государственной пенсии за выслугу лет в связи с тем, что пунктом 5 решения Собрания депутатов Зерноградского района №15 от 30 июня 2010 года «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» признано утратившим силу решение Собрания депутатов Зерноградского района от 02 апреля 2008 года №16 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района», на основании которого истице ранее была назначена пенсия.

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 22 ноября 2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 января 2011 г., пункты 2 и 3 решения Собрания депутатов Зерноградского района №15 от 30 июня 2010 года «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» признаны недействующими и неподлежащими применению в отношении лиц, приобретших право на пенсию в соответствии с решением Собрания депутатов Зерноградского района от 02 апреля 2008 года №16 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района».

С учетом вышеприведенных обстоятельств у ответчика, по мнению истицы, не имелось правовых оснований для снижения размера пенсии и прекращения её выплаты, в связи с чем, она просила суд обязать ответчика выплачивать ей государственную пенсию за выслугу лет с 01.02.2012г. в размере 2 963 руб. 07 коп.. с последующим перерасчетом в соответствии с Положением «Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района», утвержденным решением Собрания депутатов Зерноградского района №16 от 02.04.2008 г.; взыскать с ответчика задолженность по выплате государственной пенсии за выслугу лет с 01.01.2009г. по 30.01.2012г. в размере 61150,99 руб., убытки в размере 6197,14 руб., расходы на оплату услуг по оформлению доверенности в размере 563 руб., а всего – 67946,13 руб.

В ходе судебного разбирательства истец требования уточнила, окончательно просила признать незаконным и отмене пп.30 п.2 Протокола №17 от 19.10.2011г. заседания районной комиссии по вопросам стажа муниципальной службы и п.4 приложения №1 к Постановлению Администрации Зерноградского района от 19.10.2011г. №981 «О прекращении выплаты государственной пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим выборные и другие должности в органах представительной и исполнительной власти Зерноградского района, обязать ответчика выплачивать ей государственную пенсию за выслугу лет с 01.02.2012г. в размере 3 170 руб. 48 коп.. с последующим перерасчетом в соответствии с Положением «Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района», утвержденным решением Собрания депутатов Зерноградского района №16 от 02.04.2008 г.; взыскать с ответчика задолженность по выплате государственной пенсии за выслугу лет с 01.01.2009г. по 30.01.2012г. в размере 59953,14 руб., убытки в размере 5365,04 руб., компенсации морального вреда в размере 100000 рублей, расходы на оплату услуг по оформлению доверенности в размере 563 руб..

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 21.10.2011г. иск Бондаренко Л.И. был удовлетворен частично.

Суд признал незаконными и отменил пп.30 п.2 Протокола №17 т 19.10.2011г. заседания районной комиссии по вопросам стажа муниципальной службы Администрации Зерноградского района и п.4 приложения №1 к Постановлению Администрации Зерноградского района от 19.10.2011г. №981 «О прекращении выплаты государственной пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим выборные и другие должности в органах представительной и исполнительной власти Зерноградского района» в отношении Василенко Г.С.

Обязал Администрацию Зерноградского района Ростовской области выплачивать в пользу истицы государственную пенсию за выслугу лет с 1.01.2012 г. в размере 3170,48 руб., взыскал в её пользу недоплату за период с 1.01.2009 г. по 31.01.2012 г. в сумме 59952,69 руб., убытки - 5801,81 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей., расходы на оформление доверенности в сумме 598 рубля.

В остальной части иска отказал.

В апелляционной жалобе Администрацией Зерноградского района Ростовской области ставится вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения по мотивам его незаконности и необоснованности.

Заявитель указывает, что правом на получение государственной пенсии за выслугу лет обладают пенсионеры, которые при осуществлении своей трудовой деятельности имели статус муниципальных служащих в соответствии со статьей 11 Областного Закона Ростовской области №786-ЗС, в соответствии с которой в стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, которые включаются в стаж государственной гражданской службы РО, а также могут быть включены иные периоды трудовой деятельности на должностях руководителей и специалистов в организациях, опыт и знания работы в которых были необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности.

Протоколом заседания районной комиссии по установлению стажа муниципальной службы Бондаренко Л.И. никогда не являлась муниципальным служащим, не замещала должности муниципальной службы, ей неправомерно в 2008 году был установлен стаж муниципальной службы 18 лет 09 мес. 28 дней.

Также судом первой инстанции не разрешался вопрос о наличии у истицы всех установленных законом условий назначения пенсии по выслуге лет, включая стаж требуемой продолжительности.

Также заявитель жалобы полагал неправомерным взыскание компенсации морального вреда, поскольку никакими действиями моральных нравственных страданий не причинял, доказательств этому истицей не представлено.

Считает необоснованным вывод суда о том, что требования о признания Протокола незаконным подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, при этом необоснованно не применен 3-х месячный срок для обращения в суд с требованиями об оспаривании действий государственных и муниципальных органов.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудовых договоров (контрактов).

Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3).

В Ростовской области порядок поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы, а также определение правового положения (статуса) муниципальных служащих установлены Областным законом Ростовской области от 09.10.2007 г. №786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области».

В соответствии со статьей 8 названного Областного закона Ростовской области муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Нормами ст. 10 Областного закона Ростовской области от 09.10. 2007г. № 786-ЗС объем прав государственного гражданского служащего в области - пенсионного обеспечения распространяется на муниципальных служащих. Той же статьей Областного закона Ростовской области п. 3 установлено, что условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Решением Собрания депутатов Зерноградского района № 57 от 19 августа 2008 года, № 164 от 27.05.2009 года, № 184 от 22.07.2009 года были внесены изменения в решение № 16, касающиеся порядка исчисления размера пенсий.

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 апреля 2010 года, вступившим в законную силу 31 мая 2010 года, решение № 164 от 27 мая 2009 года было признано недействующим с момента его принятия.

Кроме того, решением № 15 от 30.06.2010 года Собрание депутатов Зерноградского района утвердило Положение «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» и признало утратившим силу решение № 126 от 02.04.2008 года, № 164 от 27.05.2009 года и № 184 от 22.07.2009 года. Данное решение вступило в законную силу со дня официального опубликования, то есть с 15 июля 2010 года.

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 22 ноября 2010 года, вступившим в законную силу 27 января 2011 года, были признаны недействующими с 30 июня 2010 года и не подлежащими применению второй и третий пункты решения № 15 от 30 июня 20120 года Собрания депутатов Зерноградского района «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» в отношении лиц, пенсия которым была назначена до вступления в силу настоящего решения, то есть приобретших право на государственную пенсию за выслугу лет в соответствии с решением Собрания депутатов Зерноградского района от 02 апреля 2008 года № 16 «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района.

Таким образом, основания и порядок назначения государственной пенсии муниципальным служащим определены Положением «Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района, утвержденным решением Собранием депутатов Зерноградского района №16 от 92.04.2008г., действовавшим на момент назначения пенсии истцу, как и действующим после 30.06.2010г., когда решение Собрания депутатов Зерноградского района №15, отменившим Решение №16, было признано недействующим с момента его принятия (т.е. с 30.06.2010г).

Главой 2 указанным Положения установлен круг лиц, имеющих право на назначение государственной пенсии.

Так, правом на назначение государственной пенсии имеют лица, замещавшие на 20.02.1997г. не менее 3-х лет на профессиональной основе муниципальные должности Зерноградского района и не менее 15-ти лет - муниципальные должности муниципальной службы.

Бондаренко Л.И. являлась инспектором по учету заготовок Зерноградской территориальной инспектуры госстатистики с 05.09.1962г. по 28.08.1970г. (7 лет 11 мес. 23 дня), старшим экономистом по вопросам планирования и развития промышленных предприятий Зерноградского районного агропромышленного объединения в период с 28.03.1986г. по 31.03.1992г., с 01.04.1992г. по 03.02.1997г. ведущим специалистом по ценообразованию и приватизации Зерноградского РАПО, впоследствии Агропромышленного комитета Администрации Зерноградского района (10 лет 10 мес. 05 дней)..

Согласно Реестру муниципальных должностей и реестру должностей муниципальной службы в Ростовской области указанная должность истца относится к должностям муниципальной службы, что свидетельствует о необходимости наличия 15 -ти летнего стажа для получения права на государственную пенсию.

Стаж муниципальной службы истицы составляет 10 лет 10 мес. 05 дней.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что ранее занимаемые истцом должности (инспектор по учету заготовок Зерноградской территориальной инспектуры госстатистики) соответствуют какой либо должности Реестра муниципальных должностей муниципальной службы и в совокупности дают необходимый 15-ти летний стаж.

Таким образом, истец не имеет необходимых условий для назначения государственной пенсии, в частности необходимого стажа муниципальной службы.

Ссылка истца на Положение о порядке назначения пенсии, утвержденном Решением №16 Совета депутатов Зерноградского района не свидетельствует о наличии права на назначение государственной пенсии, 03.04.2009г. указанное положение действовало, однако у истца и на тот период отсутствовал необходимых для назначения такой пенсии стаж муниципальной службы.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части назначения государственной пенсии истице с 01.02.2012г., не учел вышеизложенные обстоятельства, необоснованно при этом, с учетом отсутствия достаточного стажа муниципальной службы, признал незаконными Протокол №17 заседания комиссии по вопроса стажа муниципальной службы, а также Постановления №981 Администрации Зерноградского района Ростовской области в отношении Бондаренко Л.И. о прекращении выплаты государственной пенсии.

Судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции в указанной части отменить, постановить новое решение, которым в иске о назначения государственной пенсии истице с 01.02.2012г., признании незаконными Протокол №17 заседания комиссии по вопроса стажа муниципальной службы, а также Постановления №981 Администрации Зерноградского района Ростовской области в отношении Бондаренко Л.И. о прекращении выплаты государственной пенсии – отказать.

Кроме того, судебная коллегия полагает постановленное решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда также отменить, постановить и в этой части новое решение, которым в иске Бондаренко Л.И. о взыскании компенсации морального вреда отказать, поскольку оснований для взыскания такой компенсации в силу закона не имеется, а доказательств причинения истице действиями ответчика физических и нравственных страданий материалы дела не содержат.

Что касается вопроса о взыскании задолженности по выплате государственной пенсии, в этой части оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку выплата государственной пенсии Бондаренко Л.И. обоснованно отменена постановлением № 981 от 19.10.2011 г., следовательно, до указанного времени спорная государственная пенсия истцу должна быть выплачена.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 09 февраля 2012 г. в части требований о признании незаконным пп.30 п.2 Протокола №17 от 19.10.2011г. заседания районной комиссии по вопросам стажа муниципальной службы и п.4 приложения №1 и п.4 Приложения №2 к Постановлению Администрации Зерноградского района от 19.10.2011г. №981 «О прекращении выплаты государственной пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим выборные и другие должности в органах представительной и исполнительной власти Зерноградского района, компенсации морального вреда - отменить.

В отмененной части постановить новое решение, которым в удовлетворении иска Бондаренко Л.И. о признании незаконным пп.30 п.2 Протокола №17 от 19.10.2011г. заседания районной комиссии по вопросам стажа муниципальной службы и п.4 приложения №1 и п.4 Приложения №2 к Постановлению Администрации Зерноградского района от 19.10.2011г. №981 «О прекращении выплаты государственной пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим выборные и другие должности в органах представительной и исполнительной власти Зерноградского района, компенсации морального вреда - отказать.

В остальной части решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 09 февраля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Зерноградского района Ростовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200