Судья Галкина Е.А. Дело № 33 – 7644 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 5 июля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Чеботарёвой М.В., судей Чайка Е.А., Сачкова А.Н., при секретаре Магакьян Е.М., заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по апелляционной жалобе УФМС России по Ростовской области на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 апреля 2012 года, УСТАНОВИЛА: Айвазян Д.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий УФМС России по Ростовской области, выразившихся в отказе в предоставлении квоты для оформления разрешения на временное проживание. В обоснование своих требований заявитель указал, что он является уроженцем ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, прибыл в Ростовскую область РФ в 1996 году для постоянного проживания. 6.06.2009 года он приобрел земельный участок в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, на котором в 2009 - 2010 г.г. построил жилой дом, который зарегистрирован за ним на праве собственности. На основании выданного УФМС России по Ростовской области патента он осуществляет трудовую деятельность на территории Ростовской области. Заявитель неоднократно обращался в УФМС России по Ростовской области с заявлением о выдаче ему разрешения на временное проживание в РФ. Согласно ответу от 29.11.2011 года, в соответствии с протоколом от 17.11.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН заседания Комиссии УФМС России по Ростовской области по рассмотрению заявлений иностранных граждан о выдаче разрешений на временное проживание в РФ комиссией не установлена устойчивость его социальных, культурных и семейных связей с РФ, в частности, в Ростовской области. Ему рекомендовано обратиться в Комиссию с заявлением на выдачу квоты для оформления разрешения на временное проживание в 2012 году. Заявитель находит решение Комиссии незаконным и необоснованным, так как сама Комиссия не является органом, уполномоченным рассматривать вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание в РФ, деятельность такой Комиссии не предусмотрена законом либо другими нормативными актами. Незаконной заявитель считает и рекомендацию Комиссии обратиться за выдачей квоты для оформления разрешения на временное проживание в 2012 году, полагая, что такая обязанность вообще не предусмотрена законом. В связи с указанными обстоятельствами заявитель просит признать незаконными действия, решения и ответ УФМС России по Ростовской области от 29 ноября 2011 года в связи с нарушением Административного регламента по предоставлению ему государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ; введением для него процедуры, не предусмотренной Административным регламентом для оформления разрешения на временное проживание - подачи и рассмотрения Комиссией УФМС России по Ростовской области его заявления о выдаче разрешений на временное проживание в Ростовской области и заявления на выдачу квоты; возложением на него не предусмотренной законом обязанности обратиться в комиссию УФМС России по Ростовской области по рассмотрению заявлений иностранных граждан о выдаче разрешений на временное проживание в РФ с заявлением о выделении квоты в 2012 году; просил признать незаконными и необоснованными решение и протокол НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.11.2011 года Комиссии УФМС России по Ростовской области по рассмотрению заявлений иностранных граждан о выдаче разрешений на временное проживание в Ростовской области; обязать УФМС России по Ростовской области принять у него заявление для оформления разрешения на временное проживание в РФ с учетом квоты. Представитель УФМС России по Ростовской области заявленные требования не признал. Суд постановил решение, которым признал незаконным решение Комиссии УФМС России по Ростовской области по рассмотрению заявлений иностранных граждан о выдаче разрешений на временное проживание в РФ, протокол НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.11.2011 года в части рассмотрения заявления Айвазяна Д.А.; обязал УФМС России по Ростовской области принять у Айвазяна Д.А. заявление о выдаче разрешения на временное проживание в РФ с учетом квоты. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения со ссылкой на то, что Комиссия УФМС России по Ростовской области по рассмотрению заявлений иностранных граждан о выдаче разрешений на временное проживание в РФ создана в целях исключения коррумпированности в данном направлении деятельности и обеспечения справедливого и равномерного распределения квоты, она руководствуется в своей деятельности законами и иными нормативно-правовыми актами, в том числе критериями, установленными Правилами определения квоты. Комиссия может принять решение рекомендовать принять заявление в первоочередном порядке или рекомендовать заявителю обратиться с заявлением о получении РВП в более поздний срок. В отношении Айвазяна Д.А. комиссией принято решение рекомендовать ему обратиться за квотой в 2012 году, что апеллятор считает соответствующим закону. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя УФМС России по Ростовской области Землякову В.С., Айвазяна Д.А. и его представителя адвоката Сисюкина Е.Е., судебная коллегия приходит к следующим выводам. Согласно статье 6 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения. Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Так, Правилами определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2003 г. N 193, предусмотрено, что выдача иностранным гражданам разрешений на временное проживание осуществляется в пределах ежегодно устанавливаемой Правительством Российской Федерации квоты (п. 2). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 октября, направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, свои предложения по установлению квоты для соответствующего субъекта Российской Федерации на следующий год с учетом: а) целесообразности проживания в субъекте Российской Федерации иностранных граждан исходя из реального состояния экономики, природно-климатических особенностей и экологического состояния территории субъекта Российской Федерации; б) состояния рынка труда, демографической ситуации в субъекте Российской Федерации, возможности жилищного и культурно-бытового обустройства иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание; в) иммиграционных проблем и наличия средств для их решения; г) санитарно-эпидемиологического благополучия территории субъекта Российской Федерации, возможности оказания медицинской помощи иностранным гражданам, получившим разрешение на временное проживание; д) необходимости поддержания межнационального и межконфессионального мира и согласия, а также обеспечения общественного порядка и интересов безопасности государства; е) криминогенной обстановки в субъекте Российской Федерации и ее влияния на положение иностранных граждан, получивших разрешение на временное проживание; ж) Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, другой градостроительной документации (п. 4). Решение об установлении квоты пересмотру не подлежит и является обязательным для исполнения территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляющими выдачу разрешений на временное проживание, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 8). В соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утверждённым приказом ФМС РФ от 29.02.2008 г. N 40, при приеме от иностранных граждан заявлений учитывается распределение ежегодной квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации для соответствующего субъекта Российской Федерации. Если указанная квота исчерпана, то заявление к рассмотрению не принимается (п. 29). В территориальный орган ФМС России заявление подается иностранным гражданином лично или в электронной форме с использованием единого портала (п. 30). Сотрудник, принявший заявление к рассмотрению, вносит в журнал учета входящих документов запись о приеме документов (п. 48) Заявителю выдается справка установленной формы, подтверждающая прием заявления к рассмотрению (п. 49). Заявитель информируется о сроках рассмотрения заявления и об основаниях отказа в выдаче разрешения, установленных Федеральным законом (п. 50). Основания отказа в выдаче разрешения на временное проживание перечислены в статье 7 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Принимая решение, суд установил, что Айвазян Д.А. является гражданином ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, документирован паспортом гражданина ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА 2.06.2008 года. В 2009 года он приобрел земельный участок в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, на котором построил жилой дом, который зарегистрировал в установленном законом порядке на праве собственности. На основании выданного УФМС России по Ростовской области патента осуществляет на территории Ростовской области трудовую деятельность. В августе 2009 года, в марте 2010 года Айвазян Д.А. обращался в УФМС России по РО с заявлением о выдаче РВП, где ему было рекомендовано обратиться в Комиссию с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, соответственно, в ноябре 2009 года и в августе 2010 года. 16.09.2011 года Айвазян Д.А. обратился с заявлением на выдачу квоты для оформления разрешения на временное проживание в РФ. 29.11.2011 года ему был дан ответ, являющийся предметом оспаривания. Суд нашёл данный ответ не соответствующим закону, т.к. ни Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ», ни Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ, ни иными нормативными актами не предусмотрена такая отдельная процедура, как получение квоты, и обращение с заявлением о выделении квоты. Поэтому суд пришёл к выводу, что рекомендация Комиссии Айвазяну Д.А. обратиться с заявлением о выделении квоты для оформления РВП в 2012 году не соответствует требованиям закона, нарушает права заявителя, так как он вынужден проходить не предусмотренную законом процедуру. Поскольку процедура по выделению квоты не предусмотрена законом, суд указал, что принятое у Айвазяна Д.А. заявление необходимо было рассматривать, как заявление на выдачу РВП. Однако Комиссией по существу заявление Айвазяна Д.А. не было рассмотрено, и решение в соответствии с законом принято не было. Такого основания, как отсутствие устойчивых социально-бытовых, культурных и семейных связей заявителя с РФ, в качестве основания для отказа в выдаче РВП законом не предусмотрено. В связи с этим суд пришёл к выводу, что государственная услуга по выдаче заявителю РВП УФМС России по Ростовской области предоставлялась с нарушением закона, и потому решение Комиссии УФМС России по Ростовской области по рассмотрению заявлений иностранных граждан о выдаче разрешений на временное проживание в РФ, протокол от 17.11.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в части рассмотрения заявления Айвазяна Д.А. является незаконным. Судебная коллегия находит выводы суда мотивированными, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" указано, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В данном случае судом установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для признания незаконными оспариваемых действий и решений УФМС России по Ростовской области, поскольку указанные действия закону не соответствуют и нарушают права заявителя. При таком положении оснований для отмены решения судебная коллегия не усматривает. Доводы апелляционной жалобы аналогичны приведенным в суде первой инстанции, выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и субъективному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения. Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФМС России по Ростовской области – без удовлетворения. Председательствующий Судьи