33-7305 Решение об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании ответов налогового органа на обращения гражданина оставлено без изменения.



Судья Кушнаренко Н.В. Дело № 33 – 7305

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 июля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам

Ростовского областного суда в составе

председательствующего судьи Порутчикова И.В.,

судей Чайка Е.А., Сачкова А.Н.,

при секретаре Магакьян Е.М.,

заслушав в судебном заседании по докладу судьи Чайка Е.А. дело по апелляционной жалобе Звягина А.Д. на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 4 апреля 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Звягин А.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконными уведомлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Ростовской области, обязании их отозвать, принести извинения, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов.

В обоснование своих требований заявитель указал, что он является плательщиком налога на землю, т.к. ему принадлежит земельный участок НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенный в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

В октябре 2011 г. он получил уведомление от 29.09.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, согласно которому по состоянию на 23.09.2011 г. за ним числится задолженность по земельному налогу в сумме ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА. и пеня ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

Будучи несогласным с этим уведомлением, он обратился в МИФНС № 19 по Ростовской области с письменным заявлением, на которое получил ответ от 19.10.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым, по сути, ему было отказано в удовлетворении заявления.

Указанные уведомления, по мнению заявителя, являются незаконными, т.к. не учитывают льгот, установленных для инвалидов Великой Отечественной войны, которые распространяются и на него.

По этим основаниям заявитель просил суд признать незаконными уведомления налогового органа от 29.09.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от 19.10.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, обязать налоговый орган отозвать указанные уведомления и принести извинения заявителю; взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА и судебные расходы в размере ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА.

Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Ростовской области просил в удовлетворении заявления отказать.

Суд постановил решение, которым в удовлетворении заявления отказал.

Принимая решение, суд установил, что Звягин А.Д. является плательщиком налога на землю, как собственник земельного участка НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Ростовской области.

В октябре 2011 г. на его обращение из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Ростовской области поступил ответ за НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 29.09.2011 г., где дополнительно сообщается о наличии у него задолженности по земельному налогу.

Заявитель полагает, что указанный ответ налогового органа является неправомерным, т.к. по его мнению, наличие у него удостоверения инвалида НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.12.2002 г. даёт основание для освобождения его от уплаты налога на землю как инвалида Великой Отечественной войны, к категории которых заявитель относится.

Рассматривая доводы заявителя, суд установил, что налоговая база земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10.000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования, в частности, в отношении земельных участков инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

В данном случае заявитель является инвалидом 2 группы, установленной до 1 января 2004 года, поэтому льгота по оплате земельного налога за земельный участок представляется в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10.000 рублей.

Позиция заявителя об освобождении его от уплаты налога на землю свидетельствует, по мнению суда, о неверном толковании им положений действующего законодательства, определяющего основания и порядок предоставления льгот при уплате налога на землю.

Действительно, в соответствии с п. 6 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.

Категория граждан, отнесенных к участникам Великой Отечественной войны, установлена Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Основанием для предоставления им льготы является удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.

В то же время военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы, в районах боевых действий, не отнесены Федеральным законом «О ветеранах» к участникам Великой Отечественной войны.

Земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 371 НК РФ).

Решением собрания депутатов Чалтырского сельского поселения НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 25.10.2007 г. «О земельном налоге» льгота инвалидам (ветеранам) второй группы, к категории которых относится заявитель, не предусмотрена.

Наличие удостоверения о праве на льготы, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Великой Отечественной войны, само по себе не свидетельствует о наличии у заявителя права на льготы как инвалида Великой Отечественной войны, к категории которых он не относится, в связи с чем суд в удовлетворении заявленных требований отказал.

В апелляционной жалобе Звягин А.Д. просит об отмене решения, настаивая на том, что он, как инвалид Великой Отечественной войны, имеет право на льготы по уплате земельного налога в соответствии с законом «О ветеранах».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Ростовской области Леонтьева А.А., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В данном случае заявителем оспариваются ответ МИФНС № 19 по Ростовской области от 29.09.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на заявление Звягина А.Д. от 26.09.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в котором, помимо разъяснения порядка взимания земельного налога, Звягину А.Д. дополнительно сообщено о наличии у него задолженности по земельному налогу на 23.09.2011 г., а также ответ от 19.10.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на его обращение от 17.10.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, которым разъяснен порядок предоставления льгот по оплате земельного налога.

Как следует из пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

Налоговое законодательство РФ предусматривает, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога, которым признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Между тем сами по себе ответы на заявления и содержащаяся в них информация о наличии у заявителя задолженности по уплате налога ни к решениям, ни к действиям названных органов и лиц, подлежащих обжалованию в порядке главы 25 ГПК РФ, не отнесены, поскольку они не содержат властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для Звягина А.Д.

При таком положении оснований считать, что оспариваемые ответы нарушают права заявителя, не имеется.

Оценивая оспариваемые ответы с точки зрения соответствия их закону, судебная коллегия приходит к следующему.

Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", пунктом 6 статьи 12 которого от уплаты земельного налога полностью освобождались участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, признан утратившим силу с 1 января 2006 года на основании Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ.

Действующим налоговым законодательством установлено, что земельный налог (далее - налог) устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387 НК РФ).

Налогоплательщиками налога (далее - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1 статьи 388 НК РФ).

При этом налоговая база, как следует из п. 1 статьи 391 НК РФ, определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В п.п. 5, 6 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, в частности, следующих категорий налогоплательщиков:

1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;

3) инвалидов с детства;

4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 настоящей статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговые льготы, предусмотренные статьёй 395 НК РФ, на Звягина А.Д., как физическое лицо, не распространяются.

Материалами дела подтверждается, что Звягин А.Д. является инвалидом II группы, инвалидность ему установлена до 1 января 2004 года, следовательно, он имеет право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму 10 000 рублей.

Кроме того, Звягин А.Д. является ветераном боевых действий, что, согласно удостоверению, даёт ему право на льготы, установленные п. 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно п. 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

5) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

6) первоочередная установка квартирного телефона;

7) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

8) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ

10) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

11) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

12) - 15) утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

16) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;

17) обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя;

18) прием вне конкурса для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также для получения профессиональной подготовки в образовательные учреждения и образовательные подразделения организаций, имеющих соответствующие лицензии, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

Таким образом, предусмотренные п. 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки не включают в себя право ветеранов боевых действий на освобождение от уплаты земельного налога.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований – в данном случае Чалтырского сельского поселения - ветеранам боевых действий льготы по уплате земельного налога не установлены.

При таком положении оснований считать оспариваемые ответы МИФНС № 19 по Ростовской области не основанными на законе не имеется.

Доводы апеллятора о том, что он имеет право на льготы, установленные для инвалидов Отечественной войны, не могут быть приняты во внимание, т.к. статьёй 4 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ в редакции от 16.11.2011 г. «О ветеранах» к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий ветераны боевых действий, каким является заявитель, не отнесены.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено наличия совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявления об оспаривании ответов МИФНС № 19 по Ростовской области от 29.09.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от 19.10.2011 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, а именно несоответствия ответов закону и нарушения в результате их направления прав заявителя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным, и оснований для его отмены не усматривает.

Учитывая, что условием удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого гражданину в результате действий налогового органа, является незаконность действий этого органа, установленная решением суда, то при изложенных обстоятельствах основания для взыскания с МИФНС № 19 по Ростовской области компенсации морального вреда и возмещения судебных расходов отсутствуют.

Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы исследованы либо опровергали бы выводы суда. Её доводы являются результатом субъективной оценки заявителем имеющихся в деле доказательств и положений действующего законодательства. С учетом изложенного оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм материального, гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену решения, не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 4 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Звягина А.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

-32300: transport error - HTTP status code was not 200