Судья Зусикова Н.А. Дело № 33-7830 «24» июля 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Нестеровой Е.А., судей Баташевой М.В., Авиловой Е.О., при секретаре Обориной С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авиловой Е.О. гражданское дело по иску Кузьмичева А.И. к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» о признании незаконным решения комиссии, об обязании выдать удостоверение, по апелляционное жалобе ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12.04.2012 г., УСТАНОВИЛА: Кузьмичев А.И. обратился в суд с иском к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», просил признать незаконными действия комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, отменить заключение комиссии от июля 2011 г. об отказе в выдаче удостоверения, а также признать за ним право на получение удостоверения ветерана боевых действий и обязать комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать указанное удостоверение. В обоснование заявленных требований истец указывал, что с 23.10.2006 г. по 30.09.2008 г. он проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ, а с 08.08.2008 г. по 10.09.2008 г. был направлен для выполнения боевой задачи в Республику Южная Осетия, о чем имеется документальное подтверждение. 01.02.2011 г. истцом в Комиссию Северо-Кавказского военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий были направлены документы для признания его ветераном боевых действий. Однако, ответ на данное обращение поступил только в декабре 2011 г. и было дано заключение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Истец не согласился с данным отказом и с учетом п.п. 1 п. 1 ст. 3, ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 17.12.2009 г. № 311-ФЗ о внесении изменений в ФЗ «О ветеранах», Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», Приказа Министра обороны РФ от 02.11.2009 г. № 1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ» полагал отказ в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий незаконным. Истец также указывал, что комиссия проигнорировала представленные им документы в подтверждение участия в боевых действиях, основываясь только на командировочном удостоверении, в котором отсутствует дата прибытия в Южную Осетию и убытия из нее. Однако, по мнению истца, данное обстоятельство не имеет значения, так как факт участия в боевых действиях подтверждается иными представленными на рассмотрение документами. Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12.04.2012 г. признано незаконным решение южного военного округа без указания даты об отказе Кузьмичеву А.И. в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий». На ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» возложена обязанность выдать Кузьмичеву А.И. удостоверение «Ветеран боевых действий». Разрешая спорное правоотношение, суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», Приказом Министра обороны РФ от 02.11.2009 г. № 1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ» (действовавшим на момент обращения истца за выдачей удостоверения) и исходил из того, что истец действительно являлся военнослужащим, был направлен в командировку командиром войсковой части и в период с 08.08.2008 г. по 10.09.2008 г., а также с … г. по … г. принимал участие в выполнении боевой задачи в Республике Южная Осетия. Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с 08.08.2008 г. по 22.08.2008 г. включено в раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, являющегося приложением к Федеральному закону «О ветеранах» (в ред. ФЗ от 17.12.009 г. № 311-ФЗ). Таким образом, суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение льгот, установленных для ветеранов боевых действий. Отказ в выдаче истцу удостоверения по мотивам заполнения ненадлежащим образом командировочного удостоверения суд признал не основанным на законе. При этом суд указал, что отсутствие в командировочном удостоверении истца подписи должностного лица и даты при наличии только гербовых печатей Миротворческих сил по поддержанию мира в районе Грузино-Осетинского конфликта г. Цхинвал не имеет правового значения, поскольку непосредственное участие истца в выполнении боевой задачи в Республике Южная Осетия в период, установленный Законом РФ «О ветеранах» достоверно установлено на основании иных представленных документов. Кроме того, согласно Порядку выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ доказательством участия в выполнении указанных задач и определенный период являются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), а не командировочные удостоверения. ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» не согласилось с указанным решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке. Апеллянт указывает, что пунктом 9 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 02.11.2009 г. № 1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ», установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению, которые могут являться основанием для принятия комиссией решения о выдаче удостоверения. При рассмотрении документов Кузьмичева А.И. комиссия действовала в строгом соответствии с действующим законодательством, в том числе с требованиями названного Приказа. Выводы суда о предоставление истцом в комиссию выписок из приказов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, по мнению апеллянта, являются ошибочными, так как фактически Кузьмичевым А.И. были представлены выписки из приказов командира в/ч …, в которой истец проходил военную службу, свидетельствующие лишь о направлении его в зону конфликта и о прибытии назад в часть. Однако, как указывает заявитель, информации о непосредственном участии военнослужащего в боевых действиях они не содержат и не являются документами, указанными в п. 9 Порядка. Документами, которые предусматривает данное положение Порядка, являются выписки из приказов Командования Миротворческих сил по поддержанию мира в районе Грузино-Осетинского конфликта (г. Цхинвал), содержащие информацию о том, что военнослужащий считается принимавшим участие непосредственно в боевых действиях, информация о возникновении прав на соответствующие льготы по выслуге лет военной службы, о размере дополнительных выплат в связи с участием в боевых действиях. На основании таких выписок издаются соответствующие приказы по войсковой части, где также указывается информация о периодах непосредственного участия в боевых действиях, льготном исчислении выслуги лет и размере дополнительных денежных выплат за участие в боевых действиях. Заявитель же (Кузьмичев А.И.) к заявлению, поданному в комиссию, документы, указанные в п. 9 Порядка, не приобщил. Как считает апеллянт, суд при разрешении спора данные обстоятельства во внимание не принял, в связи с чем, судебное решение в части признания незаконным заключения комиссии об отказе истцу в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» является незаконным и необоснованным. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, поддержавшего жалобу, истца, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Как следует из материалов дела и установлено судом, истец проходил военную службу по призыву в период с 23.10.2006 года по 30.09.2008 года в войсковой части … (… военный округ, г. …, Республика …) в звании … в должности …. В период с 08.08.2008г. по 10.09.2008г. (34 дня) истец выполнял боевые задачи в Республике Южная Осетия в соответствии с боевым распоряжением № … от … года в/ч ….. В период с 14.09.2008г. по 25.09.2008г. (12 дней) истец также выполнял боевые задачи в Республике Южная Осетия в соответствии с боевым распоряжением № … от … года в/ч.. . 08.02.2011г. истец обратился в Комиссию по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Северо-Кавказского военного округа с заявлением о признании его участником боевых действий и о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», приложив к заявлению: копию военного билета, выписки из приказов командира войсковой части № … от …. года № …, от …. года № …, от … года №…, от … года № … об убытии для выполнения боевой задачи в Республику Южная Осетия на основании боевого распоряжения № … от … года в/ч …, и о прибытии с выполнения боевой задачи в Республике Южная Осетия, а также копии командировочных удостоверений № … и №.. , 2 фотографии. Решением Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий СКВО от июля 2011 года Кузьмичеву А. И. отказано в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», причина отказа «командировочное удостоверение не оформлено, выписки не заверены печатями, нет выписки из приказа о фактическом участии в выполнении задач на территории РЮО». Отказ в выдаче удостоверения по указанным основаниям судом первой инстанции признан незаконным. Свои выводы, суд первой инстанции обосновал, со ссылкой на положения ст. 16, ст. 28 Федерального закона «О ветеранах», устанавливающие меры социальной поддержки ветеранов боевых действий; п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" предусматривающий заявительный порядок выдачи удостоверений; Приказ Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2009 N 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" Учитывая, что истец, являясь военнослужащим, был направлен в командировку командиром войсковой части и принимал участие в выполнении боевой задачи в Республике Южная Осетия в период с 08.08.2008года по 10.09.2008 года и в период с … года по … года, что предусмотрено разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону «О ветеранах» (абзац введен Федеральным законом от 17.12.2009 N 311-ФЗ), суд пришел к выводу о наличии у истца права на получение льгот, установленных для ветеранов боевых действий, поскольку судом было установлено непосредственное участие истца в выполнении боевой задачи в Республике Южная Осетия в период, установленный Законом РФ "О ветеранах". Судебная коллегия не оспаривая выводы суда первой инстанции относительно доказанности участия истца в боевых действиях в Республике Южная Осетия и признания права на получение льгот, установленных действующим законодательством для ветеранов, не может согласиться с выводами суда относительно необоснованности отказа в выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий. Доводы жалобы в указанной части, судебная коллегия находит заслуживающими внимания, учитывая следующее. Из материалов дела усматривается, что решением Комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий от июля 2011 г. Кузьмичеву А.И. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий на том основании, что им не представлены документы, указанные в п. 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах РФ, а именно приказы соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, или реализованный наградной материал, подтверждающий тот же факт. Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Кузьмичев А.И. указывал на то, что его непосредственное участие в боевых действиях в период 08.08.2010г. по 10.09.2010г. на территории Южной Осетии подтверждается приказами командира в/ч … о направлении его в Республику Южная Осетия для выполнения боевой задачи и прибытии в воинскую часть …, командировочным удостоверением, соответствующей записью в военном билете. Не соглашаясь в указанной части с выводом суда, судебная коллегия исходит из того, что в силу норм действующего законодательства, регулирующего вопросы выдачи удостоверений ветеранов боевых действий, непосредственное участие в боевых действиях должно быть подтверждено определенными документами, в частности, приказами командиров или реализованным наградным материалом. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий, в частности, относятся, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.11.2009 N 1177, в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверения, в частности, выдаются военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах"). В разд. III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации указана позиция - выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 08 по 22 августа 2008г. Также в указанном Порядке предусмотрен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению об оформлении удостоверения ветерана боевых действий. Указанные документы должны подтверждать непосредственное участие в боевых действиях. К таким документам относятся: выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, или реализованный наградной материал. Учитывая, что Комиссии по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий СКВО Кузьмичевым А.И. не были представлены приказы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, а представленные им приказы о командировании его для выполнения боевого задания не приравниваются к документам, указанным в п. 9 Порядка, решение комиссии об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действия следует признать правомерным. В данном случае, судебная коллегия считает, что, поскольку предметом спора является право истца на получение льгот, установленных для ветеранов боевых действий, то обстоятельством значимым для разрешения данного спора и подлежащим установлению в ходе судебного разбирательства, являлось непосредственное участие истца в оспариваемый им период в боевых действиях на территории республики Южная Осетия. Что касается выводов суда относительно признания за истцом права на получение льгот, установленных для ветеранов боевых действий, судебная коллегия считает их правильными основанными на материалах дела и нормах законодательства, регулирующего спорные правоотношения. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники. Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Как уже было указано, выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 08 по 22 августа 2008г. включено в раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону. Статьей 16 Федерального закона установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий. Реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца (ст. 28 Федерального закона). Согласно п. 2 Постановление Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы. Данный порядок предусмотрен в "Порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденном Приказом Министра обороны РФ от 02.11.2009 N 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", действующем с 27 апрели 2010 года. Обстоятельства, указанные вышеперечисленными нормативными правовыми актами, установленные в качестве основания для выдачи удостоверений, подтверждаются материалами дела. Из материалов дела следует, что в период с 08.08.2008г. по 10.09.2008г. истец выполнял боевые задачи в Республике Южная Осетия в соответствии с боевым распоряжением № … от 08.08.2008 года в/ч …, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части № … от 08.08.2008 года № … и выпиской из приказа командира войсковой части № … от … года № … (л.д. 13); военным билетом, в п. 12 которого указано, что истец принимал участие в операции по принуждению Грузии к миру в период с 08.08.2008 года по 10.09.2008 года (л.д.9). Командиром войсковой части … истцу 08.08.2008 года было выдано командировочное удостоверение № …, согласно которому рядовой Кузьмичев А.И. командируется в Южную Осетию. Срок командировки - 34 дня, период командировки - с 08.08.2008 года по 10.09.2008 года, цель командировки - выполнение боевой задачи, основание направления в командировку - боевое распоряжение …. №… Командировочное удостоверение подписано врио командира войсковой части № … С. и заверено гербовой печатью (л.д. 12). В данном командировочном удостоверении имеется отметка о выбытии 08.08.2008г. из войсковой части …, заверенная подписью должностного лица и гербовой печатью войсковой части …. Имеется отметка о прибытии 10.09.2008г. в войсковую часть …, заверенная гербовой печатью войсковой части …, однако не имеется подписи должностного лица. Также в удостоверении в графе «прибыл в пункт назначения» и графе «выбыл из пункта назначения» имеются гербовые печати Миротворческих сил по поддержанию мира в районе Грузино-Осетинского конфликта г. Цхинвал, однако отсутствуют подписи должностного лица и даты. Согласно расчетно-платежной ведомости № … на выплату суточных военнослужащим войсковой части 77197 выполнявшим боевые задачи на территории Южной Осетии, … Кузьмичеву А.И. на основании расходного кассового ордера № …, ….2008г. выплачена денежная сумма за период пребывания в командировки с 08.08.2008г. по 10.09.2008г. (34 суток). В суде апелляционной инстанции, представитель ответчика утверждал, что выплаченная истцу сумма является обычными суточными, выплачиваемыми каждому пребывающему в командировке, и не является выплатой боевых. Указанные доводы представителя ответчика судебная коллегия находит несостоятельными, учитывая, что истец в спорный период проходил срочную службу и обеспечивался питанием и проживанием, находясь на полном государственном обеспечении. Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в подтверждение иного характера данных выплат (не как боевые), доказательств представителем ответчика не представлено. Из служебной характеристики на … Кузьмичева А.И. следует, что он с 08.08.2008г. по 25.09.2008г. выполнял боевую задачу по поддержанию мира в республике Южная Осетия (л.д. 16). Оценивая все вышеприведенные доказательства, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о том, что факт участия Кузьмичева А.И. в боевых действиях на территории Южной Осетии в период с 08.08.2008г. по 10.09.2008г., подтвержден совокупностью исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, а потому требование о признании за ним права на получение удостоверения ветерана боевых действий и обязании Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий выдать такое удостоверение, следует признать обоснованным, поскольку в судебном заседании установлен факт выполнения Кузьмичевым А.И. боевой задачи по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Южная Осетия, что было подтверждено прямыми и косвенными доказательствами о нахождении истца в служебной командировке в воинской части, привлекавшейся к выполнению боевых задач на территории Южной Осетии. Принимая во внимание положения ст. 258 ГПК РФ, суд первой инстанции обоснованно обязал Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» выдать Кузьмичеву А.И. удостоверение «Ветеран боевых действий», обеспечивающее ему предоставление соответствующих мер социальной поддержки. Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в указанной части обоснованными. В апелляционной жалобе представитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа указывает на то обстоятельство, что Кузьмичевым А.И. не представлено доказательств, подтверждающих его личное участие в боевых действиях на территории Южной Осетии. Такими документами являются приказы Командования Миротворческих сил по поддержанию мира в зоне Грузино-Осетинского конфликта. Имеющиеся в деле документы подтверждают направление Кузьмичева А..И. в командировку в Южную Осетию, а документов, подтверждающих его участие в боевых действиях на территории Республики Южная Осетия не имеется. С доводами представителя ответчика, судебная коллегия согласиться не может, поскольку согласно архивной справке от 10.07.2012г. № 2583, приказы Командования Миротворческих сил по поддержанию мира в зоне Грузино-Осетинского конфликта за период с 08.08.2008г. по 10.09.2008г. и с 14.09.2008г. по 28.09.2008г. в филиал Центрального архива МО РФ (Южный военный округ) не поступали. Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно дал оценку представленным доказательствам и сделал вывод о том, что данные материалы подтверждают факт выполнения истцом боевой задачи на указанной территории. Вместе с тем, как уже было указано выше, поскольку предметом спора являлось право истца на получение льгот, установленных для ветеранов боевых действий, более того, одним из заявленных истцом требование было признание права на получение удостоверения ветерана боевых действий, а в резолютивной части решения данное требование не нашло своего разрешения, постановленное судом решение подлежит отмене, с вынесением нового решения о признании за Кузьмичевым А.И. права на получение удостоверения ветерана боевых действий и обязании ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» выдать Кузьмичеву А.И. удостоверение «Ветеран боевых действий», Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 апреля 2012 года отменить и постановить новое решение, которым исковые требования Кузьмичева А.И. к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» удовлетворить частично. Признать за Кузьмичевым право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», обязав ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» выдать Кузьмичеву А.И. удостоверение «Ветеран боевых действий». В остальной части требований отказать. Председательствующий: Судьи: