Судья: Шаповалова С.В. Дело № 33-7865 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 июля 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Горбатько Е.Н. судей Романова П.Г., Толстика О.В. при секретаре Недоруб А.Г., заслушав в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Романова П.Г. по апелляционной жалобе ЯЯП А.Д. на решение Тарасовского районного суда Ростовской области от 16 апреля 2012 года, УСТАНОВИЛА: ЯЯП А.Д. обратилась в суд с иском к администрации Большинского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области об отмене постановления об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на квартирный учёт, вынесенноего администрацией Большинского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области, и обязании поставить на учёт на улучшение жилищных условий. В обоснование заявленных требований указала, что является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей. Поскольку истец не имеет собственного жилого помещения, она через своего представителя ПЛЯ обратилась в орган местного самоуправления с целью постановки на учёт для получения льгот по улучшению жилищных условий. Однако постановлением главы Большинского сельского поселения от 03.11.2011 года ей было отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на квартирный учёт, поскольку она не представила все необходимые документы, подтверждающие данное её право. В свою очередь она считает, что представила все необходимые документы для подтверждения своего права на льготы; домовладение, в котором она проживает вместе с мужем, им на праве собственности не принадлежит, иного недвижимого имущества супруги не имеют. Таким образом, представленных документов достаточно для постановки её на учёт. Являясь участником ВОВ, она нуждается в улучшении жилищных условий путём обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета. Жилое помещение, в котором она проживает, является непригодным для проживания, поскольку не имеет инженерных систем: отопления, холодного водоснабжения, что может поставить её жизнь под угрозу в связи с преклонным возрастом и наличием заболеваний. Считает, что не должна нести ответственность за неоформление чиновниками договора социального найма или иного документа. В судебное заседание истец ЯЯП А.Д., представитель истца ПЛЯ не явились, были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела. Истец не просила суд об отложении рассмотрения дела, рассмотрении дела в её отсутствие, не представила доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, в связи с чем, суд рассмотрел дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ч. 4 ГПК РФ. Представитель истца ПЛЯ представила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, ходатайство истца об отложении рассмотрения дела в связи с отсутствием представителя суду не поступало, в связи с чем, суд пришёл к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя истца в соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ. В судебном заседании представитель ответчика МТВ заявленные исковые требования не признала. Решением Тарасовского районного суда Ростовской области от 16 апреля 2012 года исковые требования ЯЯП А.Д. к администрации Большинского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области об отмене постановления об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на квартирный учёт, вынесенного администрацией Большинского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области, и обязании поставить на учёт на улучшение жилищных условий, оставлены без удовлетворения. Не согласившись с решением суда, ЯЯП А.Д. в лице представителя ПЛЯ обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по делу нового решения. Апеллянт не согласен с выводами суда о том, что, поскольку ЯЯП и ЯЯП А.Д. фактически проживают в указанном доме более 40 лет, несут бремя содержания данного жилого помещения, то дом принадлежит им на праве собственности и ответственность за оформление документов о собственности на данное домовладение лежит на них. Апеллянт считает, что в данном случае суд фактически исказил и трактовал в непонятной форме статью 234 ГК РФ, а именно: право приобретательной давности. Апеллянт ссылается на то, что факт отсутствия инженерной сети системы отопления и вентиляции, которые отсутствуют в доме, в котором проживает ЯЯП А.Д. совместно с мужем, уже дают основания применить ст.51 ЖК РФ. По мнению апеллянта, орган местного самоуправления должен обеспечивать теплом помещения и иные объекты в отопительный период, что должно выражаться в подвозе угля, дров и иных энергоносителей к объекту обогрева, тем самым выполнять установленные законодательством нормы по обеспечению теплом жилого помещения. Однако указанные требования не выполняются, уголь, дрова и иные энергоносители до бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей второй мировой войны и совместно проживающего с ней недееспособного члена семьи не доставляются, следовательно, и теплом они (отоплением) не обеспечиваются. Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства и материалами дела. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 № 30) было постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»- «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, при этом обеспечение жильём осуществляется независимо от их имущественного положения. Объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, формы обеспечения жильём и порядок их предоставления и определяются в соответствии с пп.2 п. 3, п. 3.1, п. 11 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах». В силу вышеприведенных норм, право па обеспечение жильём путём предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения имеют участники Великой Отечественной войны, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. В силу п. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Постановлением Администрации Ростовской области от 03.08.2007 года № 312 «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утверждено Положение о форме и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Из материалов дела следует, что ЯЯП А.Д. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, что подтверждается свидетельством установленного образца. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 15.10.1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» (далее - Указ Президента РФ № 1235) проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Льготы, указанные в п. 1 настоящего Указа, предоставляются за счёт тех источников, за счёт которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной воины (п. 2 Указа Президента РФ № 1235). Вместе с тем, Указ Президента РФ № 1235 фактически утратил силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 01.01.2005 года Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». В п. 5 Разъяснений № 4 «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», утверждённых постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 года -№ 20, указано, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента РФ № 1235 не определён объём предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы, соответственно, ст. 14 и ст. 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы. В соответствии с копией свидетельства о браке ЯЯП и ЯТА состоят в зарегистрированном браке с 29.10.1952 года. Истец проживает со своим супругом ЯЯП в жилом доме по адресу: сл. Большинка Тарасовского района Ростовской области ул. Красных партизан, 12.10.2011 года ЯЛД обратилась в администрацию Большинского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области с заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС «Об учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» принятие на учёт гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи. Согласно ст.2. ч. 1, ч. 3 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС орган местного самоуправления ведёт учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по единому списку в порядке очередности принятия на учёт. На каждого гражданина, принятого на учёт, заводится учётное дело по форме, утверждённой нормативным правовым актом Администрации Ростовской области. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие правовой статус занимаемого жилья (пп. 6 ч. 6 ст. 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 года № 363-ЗС). Постановлением главы администрации Большинского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области от 03.11.2011 года № 74 ЯЯП А.Д. в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано на основании ст. 52 ч. 4, ст. 54 ч. 1 ЖК РФ, ст. 3 ч. 1 п.п. 1, 2 Областного закона от 07.10.2005 г. № 363-ЗС «Об учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области». В соответствии с протоколом № 2 от 01.11.2011 года при формировании учётного дела был выявлен неполный пакет документов, необходимых для признания ЯЯП А.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условии и принятия её на квартирный учёт, поскольку в перечне отсутствовали документы, подтверждающие правовой статус жилья, и копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма (поднайма). При этом, ЯЯП А.Д. 25.10.2011 года уведомлялась ответчиком о необходимости дополнительного предоставления указанных документов. В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета. Таким образом, условие о нуждаемости в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ, является необходимым для постановки на учёт и последующего предоставления мер социальной поддержки в соответствии с нормами ФЗ РФ «О ветеранах». Истица обратилась с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, следовательно, в соответствии с положениями ст.51 ЖК РФ, ст.56 ГПК РФ она обязана доказать обоснованность своего требования о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьёй 51 ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 52 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Из выписки из похозяйственной книги №4, лицевой счет 286, усматривается, что в похозяйственной книге администрации Большинского сельского поселения значится ЯЯП, которому принадлежит на праве личной собственности целый жилой дом, общей площадью 48 кв.м., жилой площадью 40 кв.м., 1970 года постройки, расположенный по адресу: сл. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН партизан, 1, на земельном участке площадью 2600 кв.м., принадлежащем ЯЯП на праве собственности. Из справки администрации Большинского сельского поселения от 13.10.2012 года также установлено, что правоустанавливающие документы на домовладение отсутствуют, граждане уведомлены о необходимости государственной регистрации объектов недвижимого имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства. По данным визуального обследования домовладений, земельных участков домовладение, расположенное на земельном участке по адресу: сл. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН партизан, 1, принадлежит ЯЯП По данным Тарасовского филиала ГУПТИ РО сведениями о зарегистрированном праве собственности на недвижимое имущество за ЯЯП А.Д., ЯЯП Тарасовский филиал не располагает. Истец в своём заявлении ссылается на то, что жилой дом, в котором она проживает, не принадлежит ей или членам её семьи на праве собственности. Однако заявитель более 40 лет проживает в домовладении, несёт бремя содержания жилого помещения как собственник недвижимого имущества, в связи с чем, отсутствие государственной регистрации права собственности на жилой дом не может расцениваться, как основание считать заявителя не имеющим собственного жилья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Доказательств, свидетельствующих о наличии препятствий для осуществления государственной регистрации прав заявителя на дом, суду не представлено. Более того, в настоящее время произведена техническая инвентаризация домовладения, расположенного по адресу: сл. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН партизан, 1, изготовлен технический паспорт, документы находятся на этапе постановки на кадастровый учёт. Судом также учтено положение п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Сведений о принадлежности указанного дома другим лицам или правопритязаниях на него других лиц, суду не представлено. Пунктом 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы. Согласно п.п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Постановлением главы администрации Тарасовского района Ростовской области от 27.06.2006 года № 529 для постановки на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена учётная норма площади жилого помещения на одного члена семьи - 10 квадратных метров на человека. Ни истцом, ни её представителем не представлено в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств, свидетельствующих о нуждаемости ЯЯП А.Д. в улучшении жилищных условий; общая площадь жилого помещения истца в два раза превышает учётную норму площади жилого помещения на одного члена семьи для постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Истец утверждает, что она представила ответчику сведения, подтверждающие место её проживания, сообщила ответчику об отсутствии заключённых договоров. Отсутствие факта заключения договоров найма (поднайма) жилого помещения, в котором истец проживает, подтверждается материалами дела. ЯЯП А.Д. ссылается на то, что домовая книга является документом, подтверждающим принадлежность определённого жилого помещения гражданину. В соответствии с выпиской из домовой книги в домовладении, расположенном по адресу: сл. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН партизан, 1, значатся зарегистрированными с 24.07.1980 года ЯЯП А.Д. и ЯЯП При изложенных обстоятельствах ссылка истца на то, что она не является нанимателем (членом семьи нанимателя), официальным собственником (членом семьи собственника) жилого помещения, не нашла своего подтверждения в судебном заседании для удовлетворения её заявления о постановке на учёт как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Принимая во внимание ссылку истца на отсутствие в её доме водопровода и канализированной уборной, суд обоснованно учитывал положения п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, в соответствии с которым в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В соответствии с актом проверки жилищных условий ЯЯП А.Д. от 03.02.2012 года, жилой дом состоит из 2 смежных комнат, находится в хорошем состоянии, имеется печное отопление, сжиженный баллонный газ, отсутствуют водопровод и канализированная уборная, жилое помещение пригодно для проживания. На территории Большинского сельского поселения нет централизованного водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения. Обстоятельства, указанные в акте, не опровергнуты стороной истца иными доказательствами. В соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы. По смыслу Федерального закона «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной воины 1941 - 1945 годов» правовое регулирование направлено на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильём, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указ Президента РФ направлен на социальную поддержку в виде обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета не всех участников (ветеранов, инвалидов) ВОВ, а лишь ветеранов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принадлежность к которым истец не подтвердил необходимыми документами. Поскольку из представленных документов не может быть установлено, что истец относится к гражданам, которым может быть предоставлена просимая ею мера социальной поддержки ввиду отсутствия нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, то суд обоснованно посчитал, что ответчиком не нарушено её право на постановку на учёт как нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она такое право не подтвердила. Таким образом, суд пришёл к правильному выводу о том, что решение, оформленное постановлением главы Большинского сельского поселения Тарасовского района Ростовской области от 03.11.2011 года № 74 в части отказа ЯЛД в постановке на учёт как ветерана ВОВ в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на квартирный учёт, является законным и обоснованным. Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации. В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: решение Тарасовского районного суда Ростовской области от 16 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЯЯП А.Д. – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: