33-8780 решение, которым отказано в удовлетворении заявления, оставлено без изменения



Судья Семеняченко А.В. Дело №33-8780

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2012 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Порутчикова И.В.,

судей Абрамова Д.М.,

Москаленко Ю.М.,

при секретаре Магакьян Е.М.,

с участием прокурора Корниенко Г.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М.

дело по апелляционной жалобе Литвиненко В.А., Рублева И.Ф. на решение Таганрогского городского суда от 15.05.2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Литвиненко В.А., Рублев И.Ф. обратились в суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия постановления Мэра г.Таганрога от 20.12.2006 года №5380 в части утверждения норматива потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,013 Гкал на 1 кв.м общеполезной площади, постановления Мэра от 30.11.2009 года №5828 в части использования указанного норматива, признании названного норматива не соответствующим требованиям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №306. В обоснование своих требований заявители указали, что в постановлении Администрации г. Таганрога от 30.11.2009 №5828 на 2010 год использован норматив потребления тепловой энергии на отопление в размере 0,013 Гкал на 1 кв.м общеполезной площади со ссылкой на норматив, утвержденный Постановлением Мэра г. Таганрога от 20.12.2006 № 5380, такой норматив незаконен, не соответствует требованиям «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», нарушает их права и законные интересы, возникающие в соответствие с пунктом 2 части 1 ст. 8 ГК РФ, на оплату за отопление по нормативам потребления, соответствующим требованиями Федеральных законов, Правил, утвержденных Правительством РФ, установленных уполномоченным лицом. Норматив на отопление 0,013 Гкал на 1 кв.м устанавливался Администрацией г. Таганрога расчетным методом, который предусмотрен Правилами №306. При расчетном методе в соответствии с подпунктом (в) пункта 7 Правил №306 норматив потребления тепловой энергии на отопление должен устанавливаться на 1 кв.м общей площади жилых помещений, а в соответствие с Таблицей 7 Приложения к Правилам №306 норматив должен быть дифференцирован по этажности и году постройки дома. Однако норматив потребления 0,013 Гкал/1 на кв.м установлен Администрацией г. Таганрога на 1 кв.м общеполезной площади, а не общей площади жилых помещений, установлен один и тот же для всех домов без его дифференцирования в зависимости от их года постройки и этажности. Таким образом, норматив потребления тепловой энергии на отопление, установленный на 1 кв.м общеполезной площади без дифференцирования в зависимости от их года постройки и этажности, не соответствует требованиям Правил №306. Норматив потребления тепловой энергии на отопление 0,013 Гкал на 1 кв.м общеполезной площади, разработанный и утвержденный Решением Городской Думы г.Таганрога от 26.03.1998 года №302, переустановлен Постановлением Мэра г.Таганрога от 20.12.2006 №5380. Однако на 20.12.2006 года - дату утверждения Постановления Мэра г.Таганрога №5380, Решение Городской Думы г.Таганрога от 26.03.1998 года №302 в части установления норматива потребления на отопление уже не могло применяться. Правила №306 приняты Правительством РФ 23.05.2006 года в соответствие со статьей 157 ЖК РФ. Следовательно, нормативные правовые акты, в том числе, Решение Городской Думы г.Таганрога от 26.03.1998 года №302, с 23.05.2006 применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ, Федеральному закону №189-ФЗ и Правилам №306. Поскольку норматив потребления тепловой энергии на отопление 0,013 Гкал на 1 кв.м общеполезной площади, утвержденный Решением Городской Думы г.Таганрога от 26.03.1998 года №302, противоречит Правилам №306, то с введением в действие Правил №306 в соответствии с частью 1 ст. 4 Федерального закона №189-ФЗ в части установления норматива потребления тепловой энергии на отопление 0,013 Гкал на 1 кв.м общеполезной площади Решение Городской Думы г. Таганрога от 26.03.1998 года №302 применяться уже не могло. Поэтому на момент переустановления Постановлением Мэра г.Таганрога от 20.12.2006 года №5380 норматива 0,013 Гкал на 1 кв.м общеполезной площади переустанавливать было нечего. Федеральным законом №210-ФЗ от 22.12.2004 года в редакции Федерального закона №237-Ф3 от 27.07.2010 года органам местного самоуправления, в том числе и г.Таганрога, не предоставлены полномочия на установление тарифов и коэффициентов при расчете за поставляемую тепловую энергию на 2011 и 2012 годы. Такие полномочия предоставлены Региональной службе по тарифам Ростовской области. Следовательно, в части лица, уполномоченного утверждать норматив потребления на отопление, Правила №306 вступили в противоречие с Федеральным законом №210-ФЗ от 22.12.2004 года в редакции Федерального закона №237-Ф3 от 27.07.2010 года. В соответствии с пунктом 16 Правил №306 срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами №306. Пунктом 13 Правил №306 установлены основания изменения нормативов потребления - изменение климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменился более чем на 5 процентов. Норматив потребления по г.Таганрогу был утвержден Постановлением Мэра г.Таганрога от 20.12.2006 года №5380 и через 4 года новое уполномоченное лицо Региональная служба по тарифам Ростовской области в 2010 году имело все основания для пересмотра норматива потребления на отопление по г.Таганрогу. Региональная служба по тарифам Ростовской области как уполномоченное лицо по утверждению норматива потребления должна была провести такую проверку и либо переустановить норматив на отопление без его изменения, либо установить новый норматив, соответствующий требованиям Правил 306. Таким образом, по г.Таганрогу в 2011 и 2012 годах действовал и продолжает действовать норматив потребления на отопление, установленный неуполномоченным лицом и не соответствующий требованиям Правил №306.

Представитель администрации г.Таганрога просил отказать в удовлетворении заявления.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области.

Решением Таганрогского городского суда от 15.05.2012 года постановлено: в удовлетворении заявления отказать.

В апелляционной жалобе Литвиненко В.А., Рублева И.Ф. ставится требование об отмене решения как незаконного, не соответствующего нормам материального права, на которые заявители ссылались при обращении в суд.

Представитель Региональной службы по тарифам Ростовской области в суд апелляционной инстанции не явился, извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя службы в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения Литвиненко В.А., Рублева И.Ф., просивших решение отменить, представителя администрации г.Таганрога Елитенко Н.В., просившего решение оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение законным, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к следующим выводам.

Постановлением Мэра г.Таганрога от 20.12.2006 года №5380 установлены нормативы на услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению для населения, проживающего в жилищных фондах всех форм собственности, для гаражных, гаражно-строительных кооперативов, мастерских творческих работников на территории города. Норматив потребления установлен на 1 кв.м общеполезной площади в размере 0,013 Гкал.

Постановлением Мэра г.Таганрога от 30.11.2009 года №5828 установлено: довести до сведения граждан расчеты за услугу по централизованному отоплению при отсутствии приборов учета на территории муниципального образования «Город Таганрог» с 01.01.2010 года согласно приложению. В приложении указано, что размер платы за услугу рассчитывается исходя из норматива потребления 0,013 Гкал с кв.м общеполезной площади в месяц.

Согласно пункту 4 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.

Вышеприведенный норматив был рассчитан в 1998 году на основании методических указаний Академии коммунального хозяйства 1994, впервые утвержден Решением Городской Думы от 26.03.1998 №302 «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг по г. Таганрогу на 1998 год». В 2006 году в связи с отнесением полномочий по установлению нормативов потребления коммунальных услуг к компетенции Мэра города Таганрога, было решено признать утратившим силу Решение городской Думы города Таганрога от 26.03.1998 №302 и переустановить норматив 0,013 Гкал./кв.м. общеполезной площади в месяц в постановлении Мэра города Таганрога.

В 2009 году с целью подтверждения обоснованности величины установленного норматива на отопление Администрацией г.Таганрога был произведен расчет норматива на отопление помещений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Правила предусматривают три метода формирования нормативов: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (п. 24 Правил).

До 13.08.2010 года уполномоченным органом по установлению нормативов на водоснабжение, водоотведение, отопление являлся орган местного самоуправления (ст. 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

Ввиду отсутствия результатов измерений объема (количества) потребления тепловой энергии коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями, Администрацией г.Таганрога в 2009 году был применен расчетный метод для подтверждения обоснованности норматива на отопление, утвержденного ранее.

Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В Ростовской области таким органом является Региональная служба по тарифам.

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 года №258 в «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» внесены изменения, вступающие в силу с 01.07.2012 года.

На время рассмотрения данного дела тариф на отопление по г.Таганрогу указанной службой не принят, срок принятия – до 01.09.2012 года.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что в г.Таганроге по состоянию на 2009 год имелось 2261 многоквартирных домов, утверждение нормативов на отопление для каждого дома применительно к году постройки, этажности являлось нецелесообразным, а утверждение нормативов только дифференцированно по году строительства и этажности Правилами №306 не предусмотрено. Установленный норматив Правилам не противоречит. Срок действия нормативов потребления составляет не менее 3 лет, поэтому постановление от 20.12.2006 года №5380 не действует, а срок действия постановления от 30.11.2009 года истекает 30.11.2012 года, лишение юридической силы данного постановления приведет к неурегулированности до 01.09.2012 года норматива потребления коммунальной услуги, что затронет интересы других лиц, суд также указал, что не вправе оценивать целесообразность принятия нормативного акта и содержащихся в нем правил.

Выводы судебного решения основаны на материалах дела, не противоречат нормам материального права, как в области местного самоуправления, так и в сфере жилищных правоотношений.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к повторению аргументов заявителей в суде первой инстанции, они являлись предметом исследования в решении, им дана надлежащая оценка.

Доводы о применении судом закона, не подлежащего применению, ничем конкретно не подтверждены и сводятся к ошибочному толкованию вышеприведенных правовых норм.

Применение же постановления к конкретным правоотношениям, о чем также указывают по существу заявители, не является предметом проверки в порядке нормоконтроля.

Ссылка на нарушения норм процессуального права несостоятельна, юридически значимым доводам заявления в решении дана оценка по правилам статей 67,198 ГПК РФ.

Поскольку оснований к отмене решения суда первой инстанции в рамках оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется, решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Таганрогского городского суда от 15.05.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Литвиненко В.А., Рублева И.Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200