33-8147 решение суда об отказе в удовлетворении заявления отменено, заявление удовлетворено



Судья Сухомлинова Е.В. Дело №33-8147

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 августа 2012 года г.Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего Мамедова Б.О.

судей Абрамова Д.М., Чайка Е.А.,

при секретаре Головань Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М.

дело по апелляционной жалобе ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, апелляционной жалобе Баландина А.С. на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 03.05.2012 года,

УСТАНОВИЛА:

Баландин А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, обязании отменить решение от №1379 от 26.12.2011 года и принять решение о постановке его и членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях. Заявитель утверждал, что оспариваемое решение незаконно, поскольку он являлся военнослужащим с календарной выслугой 21 год 2 месяца 1 день, уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом Командующего войсками Московского округа Военно-воздушных сил и ПВО от 12.07.1999 года. В период прохождения службы на основании ордера от 19.09.1991 года №47 на него и состав семьи 5 человек (всего 6 человек) ему выделена трехкомнатная квартира в (…) Волгоградской области, в этой квартире заявитель с семьей проживает в настоящее время. В 2011 году он решил воспользоваться правом, предусмотренным Федеральным законом «О статусе военнослужащих», на изменение места жительства после увольнения. С целью получения жилого помещения в Ленинградской области заявитель обратился в ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ документы о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а решением от 26.12.2011 года ему было отказано в постановке на учет, поскольку в период военной службы он не был признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Между тем такое основание отказа противоречит статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункту 6 пп. «а», пункту 7 пп. «и», пункту 8 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства").

Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 03.05.2012 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Баландина А.С. поставлено требование об отмене решения как незаконного в связи с неправильным применением судом норм материального права.

В апелляционной жалобе ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ставится требование об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления, поскольку судом неверно применены нормы материального права.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Баландина А.С. – Тарбаева А.А., просившего решение отменить и заявление удовлетворить, представителя ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ – Сахарчук С.З., просившей решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что Баландин А.С. являлся военнослужащим с календарной выслугой 21 год 2 месяца 1 день, уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом Командующего войсками Московского округа Военно-воздушных сил и ПВО от 12.07.1999 года. В период прохождения службы на основании ордера от 19.09.1991 года №47 на него и состав семьи 5 человек (всего 6 человек) ему выделена трехкомнатная квартира общей площадью … кв.м жилой … кв.м в (…) района Волгоградской области, в этой квартире заявитель с семьей проживает в настоящее время. Состав семьи составляет 6 человек (супруга, 4 сына, дочь).

Заявитель состоял в списках на получение государственного жилищного сертификата, что подтверждено списком получателей ГЖС по авиагарнизону … в 2006 году, сертификат Баландин А.С. не получил, что никем не оспаривается.

Решением ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от №1379 от 26.12.2011 года отказано в постановке Баландина А.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в период военной службы он не был признан нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, других мотивов отказа не приведено. При этом данные о жилищном положении, составе семьи и другие обстоятельства под сомнение поставлены не были.

Из материалов дела усматривается, что по делу оглашена резолютивная часть решения, которым в удовлетворении заявления отказано.

При этом решение суда в окончательной форме, принятое 10.05.2012 года, содержит выводы как в мотивировочной, так и в резолютивной частях выводы об удовлетворении заявления. Таким образом, резолютивная часть решения, постановленная в совещательной комнате и оглашенная в судебном заседании, противоречит решению, принятому в окончательной форме.

Принимая во внимание, что в силу статей 194-199 ГПК РФ и исходя из правовой природы судебного решения такое положение недопустимо, решение подлежит отмене в силу п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ как вынесенное при существенном нарушении норм процессуального права, учитывая, что решение об удовлетворении заявления не было принято и оглашено в судебном заседании.

Выводы судебного решения об отказе в удовлетворении заявления неправомерны, поскольку они сделаны при неправильном применении и толковании норм материального права.

Согласно ч.14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В силу пункта 6 пп. «а» Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:

по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

по состоянию здоровья;

в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с пунктом 7 Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;

и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.

Согласно пункту 8 Правил право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.

Пунктом 9 Правил установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:

не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

В силу пункта 10 Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

На основании пункта 12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.

Как усматривается из материалов дела, жилищное положение семьи заявителя после увольнения с военной службы не изменилось ко времени принятия оспариваемого решения. На время увольнения с военной службы Баландин А.С. не был надлежаще обеспечен жильем. Жилое помещение либо государственный жилищный сертификат на основании части 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» заявитель в порядке выбора места жительства после увольнения с военной службы не получил.

Оснований для непризнания заявителя нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (пункт 10 Правил) не установлено ни ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ни в ходе судебного разбирательства. Доказательств обратного в рамках статьи 249 ГПК РФ ФГУ не представило. Препятствий для постановки заявителя и членов семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях в рамках положений вышеприведенных Правил и норм Федерального закона не имеется. Доводы ФГУ о невозможности постановки на учет со ссылкой на пункт 9 Правил безосновательны, поскольку данный пункт не содержит оснований к отказу в постановке на учет, а лишь определяет процедуру постановки на учет в определенных этим пунктом случаях.

Запрета на обращение с заявлением о постановке на учет военнослужащего, уволенного в запас, Правила не содержат. При таком положении оспариваемое решение противоречит как нормам Правил, так и статье 15 Федерального закона, поскольку оно нарушает жилищные права заявителя, поэтому решение следует признать незаконным. В порядке восстановления прав заявителя в публичных правоотношениях на заинтересованное лицо необходимо возложить обязанность по принятию решения о постановке заявителя и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях.

В связи с тем, что обстоятельства дела установлены, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, принимает новое решение об удовлетворении заявления, а именно - в рамках статьи 258 ГПК РФ, статьи 13 ГК коллегия признает незаконным решение №1379 от 26.12.2011 года ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и обязывает ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ принять решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях капитана запаса Баландина А.С. и членов его семьи.

Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 03.05.2012 года отменить.

Принять новое решение:

признать незаконным решение №1379 от 26.12.2011 года ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Обязать ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ принять решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях капитана запаса Баландина А.С. и членов его семьи.

Председательствующий:

Судьи:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200