постановление по делу об АП изменено - исключено наказание в виде выдворения за пределы РФ



Судья: Михайлова А.Л. Дело № 7.1-72

Р Е Ш Е Н И Е

24 февраля 2011 г. г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Мамедов Б.О., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе Кочарян Карлена Степановича на постановление судьи Обливского районного суда Ростовской области от 31 января 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кочарян К.С.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Обливского районного суда Ростовской области от 31 января 2011 г. Кочарян Карлен Степанович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Не согласившись с указанным постановлением, Кочарян К.С. обратился в Ростовский областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи Обливского районного суда Ростовской области от 31 января 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кочарян С.Ш. изменить, исключив из него наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В жалобе заявитель указывает, что он въехал к родителям на территорию РФ ........ службы в армии. В связи с тем, что он плохо владеет русским языком, не знает законов, неоднократно обращался в отдел ФМС в Обливском районе и УФМС России по Ростовской области за получением гражданства РФ, при этом получал многочисленные отказы, не имеет финансовой возможности выехать за пределы РФ, а также возможности нанимать адвокатов по вопросам получения юридической помощи, помимо этого, его брат – ......... является гражданином России с 2006 года, имеет в собственности домовладение по адресу Ростовская область, ........, у которого он и проживал вместе с родителями все это время, просит не выдворять его за пределы Российской Федерации.

Кочарян К.С., представитель ТП в Обливском районе УФМС России по Ростовской области надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, каких-либо ходатайств не заявили.

Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующему.

В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 24.01.2011 г., составленному УУМ ОВД по Обливскому району, ........ установлено, что гражданин Армении Кочарян С.Ш. проживает в ........ без регистрации с 15.11.2010 г. и не покинул территорию РФ, тем самым своими действиями нарушил ФЗ № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства».

Указанные действия Кочарян К.С. были квалифицированы по ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела усматривается, что Кочаряну К.С. выдана миграционная карта .........

По окончанию срока действия миграционной карты Кочарян К.С. из Российской Федерации не выехал.

Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении установленных правил въезда в РФ, проживании без документов на право жительства в России или проживании по недействительным документам, утрате документов, подтверждающих право на проживание, без обращения с заявлением об их утрате, несоблюдение установленных правил миграционного учета, порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонении от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания, а также несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане или лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту, которая подлежит возврату в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из России (ст. 25.9). Согласно ст. 25.10 указанного Закона, иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, квалификация действий Кочарян К.С. является правильной.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подписан Кочарян К.С.

Права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 51 Конституции РФ, Кочарян К.С. были разъяснены, о чем в протоколе имеется соответствующая запись и подпись лица, привлекаемого к административной ответственности.

Помимо протокола об административном правонарушении факт совершения Кочарян К.С. данного правонарушения подтверждается совокупностью других представленных суду доказательств: ксерокопией паспорта и миграционной карты Кочарян К.С.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел достаточное подтверждение факт уклонения Кочарян К.С. от выезда по истечении определенного для данного лица срока пребывания в РФ, что и образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установив факты, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, и оценив представленные в материалах дела и добытые в ходе судебного разбирательства доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Обливского районного суда Ростовской области обоснованно признал Кочарян К.С. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Основное наказание назначено в пределах санкции с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного.

Что касается дополнительного наказания, то при его назначении судья районного суда исходил из личности правонарушителя, который ранее привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения. Между тем, из материалов дела следует, что Кочарян К.С. проживает на территории РФ в домовладении своего брата - ........ который является гражданином России, имеет в собственности домовладение по адресу ........

Указанное выше обстоятельство при решении вопроса о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ судьей районного суда во внимание принято не было.

Судья также не учел, что исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" невозможность получения им в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Вместе с тем исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В связи с этим, решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Таких данных материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, постановление судьи подлежит изменению в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации

Руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Обливского районного суда Ростовской области от 31 января 2011 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кочарян К.С., изменить, исключив из него указание на назначение Кочарян Карену Степановичу дополнительного административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, в остальной части постановление судьи оставить без изменения.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200