№ 7.1-158 Постановление по делу об АП изменено



Судья: Васильев А.А. Дело № 7.1 – 158

Р Е Ш Е Н И Е

29 апреля 2011г. г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Мамедов Б.О., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе адвоката Коряковской Т.В., в интересах Зиновьевой С.Д., на постановление судьи Багаевского районного суда Ростовской области от 31 марта 2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зиновьевой С.Д.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Багаевского районного суда Ростовской области от 31 марта 2011г. Зиновьева Светлана Дмитриевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

На данное постановление адвокатом Коряковской Т.В., действующей в интересах Зиновьевой С.Д., подана жалоба, в которой просит изменить постановление судьи, исключив из него наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.

При этом Коряковская Т.В. ссылается на то, что Зиновьева С.Д. вместе со своей дочерью Колякиной Е.А. приехала на территорию Российской Федерации, где постоянно проживает с 1993 года. С 1995 года до настоящего время находится в зарегистрированном браке с гражданином Российской Федерации. Из Литвы в РФ Зиновьева С.Д. уехала, ввиду, того, что все ее близкие родственники, мать, отец, сестра и муж проживают на территории РФ и являются гражданами этой страны. Каких-либо иных родственных связей на территории Литвы Зиновьева С.Д. не имеет. Кроме того, каких либо требований и предписаний покинуть пределы РФ в адрес Зиновьевой С.Д. за весь период ее проживания в стране с 1993 г. по 2011 г. от сотрудников УФМС РФ по РО не поступало. Денежных средств, для приобретения жилья в Литве, либо его найма у Зиновьевой С.Д. не имеется. В России Зиновьева С.Д. проживает 18 лет и имеет постоянное место жительства, семью и работу. Будучи юридически не грамотной, Зиновьева С.Д. не осознавала и не знала о таких последствиях за данное правонарушение.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав Зиновьеву С.Д., ее защитника Коряковскую Т.В., поддержавших жалобу и пояснивших, что о Зиновьевой С.Д. было известно только о трех случаях, в которых она была привлечена к административной ответственности, она имеет близких родственников, являющихся гражданами РФ <данные изъяты>, судья приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Согласно протоколу об административном правонарушении, <данные изъяты> в ходе проведения ОПМ совместно с сотрудниками ОВД по Веселовскому району при проверке домовладения <данные изъяты> было установлено, что гражданка Литвы Зиновьева С.Д. по окончанию срока действия вида на жительство <данные изъяты>., уклоняется от выезда с территории РФ по настоящее время, чем нарушила Правила пребывания иностранного гражданина на территории РФ, предусмотренные ФЗ от 25.10.2004г. №126 и от 05.11.2006г.

Указанные действия Зиновьевой С.Д. были квалифицированы по ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения Зиновьевой С.Д. административного правонарушения, подтверждается протоколом об административном правонарушении, который составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол подписан Зиновьевой С.Д.

Права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Зиновьевой С.Д. были разъяснены, о чем свидетельствует соответствующая запись и подпись лица, привлекаемого к административной ответственности.

Из объяснений данных Зиновьевой С.Д. при составлении протокола об административном правонарушении следует, что по окончании срока вида на жительство она не покинула пределы территории Российской Федерации и уклоняется от выезда.

Помимо указанного протокола, факт совершения Зиновьевой С.Д. данного правонарушения подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе объяснениями лица, в отношении которого возбуждено административное производство, ксерокопией паспорта гражданки Литвы Зиновьевой С.Д., удостоверением о виде на жительство, где указан срок окончания.

В силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические денные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Установив эти обстоятельства на основании имеющихся по делу доказательств, судья сделал обоснованный вывод о совершении Зиновьевой С.Д. административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.

При назначении, наказания, судья принял во внимание то, что Зиновьева С.Д. неоднократно привлекалась к административной ответственности за совершение административных правонарушений и уголовного преступления.

При этом судьей не учтено следующее.

Исполнение назначенного судом административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства влечет в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" невозможность получения им в течение 5 лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Вместе с тем исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к ней).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Федеральным законом от 15 июля 1999 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". В статьях 26 и 27 данной Конвенции закрепляется положение о том, что ее участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Аналогичные разъяснения содержатся и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных Кодексом.

В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Вместе с тем, решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.

Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения указанных Конвенций не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.

В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.

Кроме того, Европейский Суд по правам человека акцентировал внимание на том, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, должны быть оправданы крайней социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели.

По смыслу положений указанных Конвенций, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.

Поэтому при назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ч. 1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Указанные обстоятельства, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся гражданами Российской Федерации, должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 КоАП РФ.

Если с соблюдением указанных положений необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, не исключается.

Между тем, из материалов данного дела не усматривается, что применение к Зиновьевой С.Д. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации соответствует принципу баланса публичных и частных интересов и является единственно возможным способом достижения целей административного наказания.

При таком положении постановление судьи районного суда подлежит изменению путем исключения примененного к Зиновьевой С.Д. дополнительного наказания в виде административного выдворения.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

Изменить постановление судьи Багаевского районного суда Ростовской области от 31 марта 2011г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зиновьевой С.Д., исключив из него указание на назначение Зиновьевой С.Д. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

От содержания в спецприемнике ГУВД Ростовской области Зиновьеву С.Д. освободить.

Судья Ростовского областного Б.О.Мамедов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200