Судья: Терентьева Т.А. Дело №11-260 РЕШЕНИЕ 17 августа 2010 года г.Ростов-на-Дону Судья Ростовского областного суда Маримов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Королева А.Н. о привлечении его постановлением заместителем главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы восточного отдела Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 24.05.2010 года к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, по жалобе начальника восточного отдела Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области – заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы на решение судьи Волгодонского районного суда Ростовской области от 17.06.2010 года, УСТАНОВИЛ: постановлением заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы восточного отдела Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 24.05.2010 года Королев А.Н. привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере … рублей. Королев А.Н. обжаловал данное постановление в суд, решением судьи Волгодонского районного суда Ростовской области от 17.06.2010 года постановление отменено, производство по делу прекращено, ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В жалобе начальника восточного отдела государственного экологического контроля Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области – заместителя главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы ставится требование об отмене решения, как незаконного. В судебное заседание явились: представитель Королева А.Н. – по доверенности Еременко А.В. (доверенность в материалах дела); представитель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области Григорчук А.Г. (доверенность в материалах дела). Рассмотрев дело об административном правонарушении, заслушав представителя Комитета, полагавшего решение незаконным, настаивавшего на его отмене, выслушав объяснения представителя Королева А.Н., просившего решение оставить без изменения, судья приходит к следующим выводам. Из материалов дела видно, что в период с 16.04.2010 года по 17.05.2010 года, в соответствии с планом проведения плановых проверок Комитета на 2010 год, утвержденным председателем Комитета 31.12.2009 года и на основании приказа начальника восточного отдела Комитета №151 от 18.03.2010 года проведена проверка деятельности Администрации Милютинского района на предмет соблюдения требований законодательства по охране окружающей среды. В результате проверки установлено, что деятельность Администрации Милютинского района осуществляется с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: на территории Милютинского района размещение (утилизация) бытовых отходов осуществляется на 24-х санкционированных объектах (собственник данных объектов - МО «Милютинский район»), которые не соответствует требованиям законодательства в области охраны окружающей среды (не организована постоянная работа по приему, складированию и изоляции ТБО, отсутствуют технологические схемы эксплуатации свалок; не ведется учет размещаемых ТБО, территории свалок не обвалованы и не ограждены, прилегающие к свалкам территории захламлены бытовыми отходами, не проводится мониторинг состояния окружающей среды в зоне влияния объектов размещения отходов, имеет место несанкционированное размещение жидких бытовых отходов на участке свалки ТБО ст. Милютинской, свалки не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов). Таким образом, Администрацией Милютинского района не приняты надлежащие меры по организации утилизация (размещения) и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района. Указанные факты являются нарушением п.2 ст.7 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которой установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, п.2 ст.8 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, п.1, п.2 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», которой установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, п.3 ст.12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», согласно которой на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, п.6 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Нарушения, указанные в протоколе, зафиксированы в акте проверки № 151 от 17.05.2010г. и предписании № 151 от 17.05.2010г. За совершение указанного правонарушения предусмотрено привлечение к административной ответственности в соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, которой установлено: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей В результате рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по данному факту постановлением главного государственного инспектора Ростовской области по охране природы восточного отдела Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области от 24.05.2010 года Королев А.Н. привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ. Рассмотрев дело по жалобе на указанное постановление должностного лица, судья пришел к выводу о том, что Глава Администрации Милютинского района Королев А.Н. не может быть привлечен к административной ответственности по данному составу, ссылаясь на то, что при совершении правонарушения, предусмотренного ст.4.1 КоАП РФ. Кроме того, согласно Постановления Главы Милютинского района от 10.09.2009г. №339 «О распределении обязанностей между и.о. Главы района и заместителем Главы Администрации Милютинского района» вопросы по охране окружающей среды ведет Заместитель Главы Милютинского района - начальник Милютинского районного управления по координации организации сельскохозяйственного производства, землепользованию и охране окружающей среды, с 29.03.2010г. данные обязанности возложены на Шаталова В.П. При таких обстоятельствах, судья пришел к выводу, что данные обстоятельства влекут безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении. Решение судьи подлежат отмене, как постановленное с существенным нарушением норм процессуального характера и неполном выяснении обстоятельств дела. Срок давности по статье 8.2 КоАП РФ составляет 1 год со дня обнаружения факта правонарушения согласно ст.4.5 КоАП РФ. В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, совершившее административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Руководители несут административную ответственность как должностные лица. Частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ не установлено каких-либо ограничений, связанных с привлечением к административной ответственности нескольких должностных лиц юридического лица при выявлении какого-либо правонарушения в деятельности данного юридического лица, в том числе, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ. В данном случае к административной ответственности привлечено два должностных лица за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, следовательно, применение ч.5 ст.4.1 КоАП РФ судьей в данном случае неправомерно. Согласно Устава Муниципального образования «Милютинский район» единоличным исполнительным органом является Глава Администрации, который руководит его текущей деятельностью и обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, в том числе в области охраны окружающей среды. Следовательно, за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в данном случае может нести ответственность, как заместитель Главы Администрации Милютинского района, так и Глава Администрации Милютинского района. Как следствие, неправильное применение закона, неправильное и неполное исследование фактических обстоятельств дела, а также несоответствие выводов судьи, содержащихся в решении, фактическим обстоятельствам дела привело к вынесению судьей незаконного решения. В решении правовой анализ (действий) бездействия Главы Администрации Милютинского района Королева А.Н., в результате исполнения своих должностных обязанностей Главы, не приведен вопреки требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Изложенное приводит к выводу о не исследованности обстоятельств, имеющих значение для дела, и преждевременности суждения об отсутствии в действиях (бездействии) Королева состава административного правонарушения. Таким образом, вынесенное по делу решение судьи подлежит отмене, с направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в Волгодонской районный суд. Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: решение судьи Волгодонского районного суда Ростовской области от 17.06.2010 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд на новое рассмотрение. Судья: