Судья Ракуц В.С. Дело №11-49 РЕШЕНИЕ 8 февраля 2011 года г.Ростов-на-Дону Судья Ростовского областного суда Абрамов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Языкова Владимира Викторовича – генерального директора ОАО «Каспийская финансовая компания» по ст.15.27 КоАП РФ по его жалобе на постановление заместителя Руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЮФО от 10.06.2010 года, решение судьи Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 02.09.2010 года, УСТАНОВИЛ: постановлением заместителя Руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЮФО от 10.06.2010 года Языков В.В. - генеральный директор ОАО «Каспийская финансовая компания» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 15 000 рублей. Языков В.В. обжаловал это постановление в Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону, решением судьи от 02.09.2010 года жалоба оставлена без удовлетворения. В жалобе, направленной в Ростовский областной суд, Языков В.В. просит об отмене постановления и решения как незаконных, ссылаясь на недоказанность вмененного состава правонарушения, неправильное применение норм материального права. Изучение материалов дела показывает, что срок на подачу жалобы не пропущен, поэтому не требует разрешения ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Заявитель жалобы в суд явился, жалобу поддержал, дополнил доводом о малозначительности правонарушения. Представитель Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЮФО в суд не явился. Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам. Согласно статье 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Из материалов дела видно, что в отношении заявителя жалобы протоколом об административном правонарушении от 02.06.2010 года возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 15.27 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, выразившегося в неисполнении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Юридическое лицо поставлено на налоговый учет 14.09.2005 года. Основным видом деятельности организации является деятельность по предоставлению денежных ссуд под залог недвижимого имущества, оказание посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи, в соответствии со статьёй 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», поэтому организация относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на общество распространяются все права и обязанности, установленные ст.7 Федерального Закона для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. В постановлении должностного лица указано, что административное правонарушение, допущенное генеральным директором ОАО «Каспийская финансовая компания», выразилось в неисполнении требований вышеприведенного Федерального закона. В силу п.2 ст.7 Закона, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. В силу п.1.1 статьи 6 названного Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее. Сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, организации обязаны представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения. Установлено в ходе выборочной проверки установлено, что юридическим лицом сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, в Росфинмониторинг не направлялись по ряду сделок (договор займа от 24.12.2009 года, договор возмездного оказания услуг от 15.03.2010 года, договор возмездного оказания услуг от 01.03.2010 года). При таком положении сделан вывод об отсутствии организации работы по выявлению операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю и направлению сведений по данным операциям в уполномоченный орган. Кроме того, специальным должностным лицом ОАО «КФК» обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (целевой инструктаж) в 2009 году не пройдено. Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 года N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования: б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению. Данное требование не выполнено. Объяснения Языкова В.В. в ходе производства по делу сводятся к тому, что в марте 2010 года он и специальное должностное лицо прошли целевой инструктаж в аккредитованном организации (копия свидетельства от 13.03.2010 года приобщена к материалам дела). Обучение в 2009 году не пройдено по причине незнания того, где и как необходимо проходить обучение. Применительно к сделкам с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, Языков В.В. указал, что таких сделок не имелось, сделки, указанные в протоколе и в постановлении, не подпадают под действие п.1.1 статьи 6 вышеназванного Федерального закона. Судья районного суда согласился с выводами постановления о наличии указанных в нем нарушений закона, образующих состав вмененного административного правонарушения. Выводы постановления и судебного решения в части наличия признаков состава правонарушения не противоречат как ст.15.27 КоАП РФ, так и Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», исходя из материалов дела, применительно к нарушению требований п.1 Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 года N 715. Обязанность организовать соответствующее обучение возлагается на должностное лицо соответствующей организации. Доказательств обращения в Межрегиональное управление Росфинмониторинга по ЮФО по вопросу прохождения обучения в 2009 году не имеется, ссылка на отсутствие определенных учебных заведений, осуществляющих обучение, при этих данных не свидетельствует об отсутствии факта нарушения обязанности. Следует согласиться с заявителем жалобы о том, что приведенные в постановлении сделки не подлежали обязательному контролю, поскольку они по своему предмету не являлись сделками с недвижимым имуществом при сумме свыше 3000 000 рублей. Между тем это обстоятельство само по себе не освобождает Языкова В.В. от административной ответственности при наличии другого нарушения. Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку они сводятся к переоценке доказательств и не свидетельствуют о нарушении вышеприведенных норм материального права в полном объеме. Малозначительным административным правонарушением в силу статьи 2.9 КоАП РФ является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Устранение нарушений закона не препятствует возбуждению дела об административном правонарушении по ст.15.27 КоАП РФ и не позволяет прийти к выводу о малозначительности правонарушения, состав правонарушения не указывает на обязательность установления негативных правовых последствий правонарушения. Состав правонарушения является формальным, его признаки установлены. Оценка малозначительности дана в обжалуемом постановлении. Событие и состав правонарушения установлены, а санкция применена в соответствии с законом, постановление и решение являются мотивированными в соответствии с доказательствами. Таким образом, жалоба удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: постановление заместителя Руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЮФО от 10.06.2010 года, решение судьи Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 02.09.2010 года оставить без изменения, а жалобу Языкова В.В. – без удовлетворения. Судья: