Дело № 2-1384/10 г. Р Е Ш Е Н И Е г. Россошь 10.08.2010 г. Россошанский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Плакида И.Д. при секретаре Шаиповой Л.Н. с участием прокурора /Бондарь А.В./, представителя ответчика /Кисель М.С./, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Россошанского района в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Россошанского муниципального района о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Россошанского района обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с заявлением о понуждении Администрации Россошанского муниципального района к совершению действий по открытию дополнительных муниципальных дошкольных образовательных учреждений на территории города Россошь, ссылаясь на следующее. В настоящее время на территории города Россошь функционирует 17 детских садов, которые фактически посещают 2749 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Однако количество имеющихся мест в дошкольных образовательных учреждениях не соответствует потребности города для полного охвата детей дошкольным образованием. По состоянию на 1.06.2010 года в очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении состоит 641 ребёнок в возрасте от 2 до 6 лет. Кроме того, в городе Россошь в дошкольные образовательные учреждения принимаются дети с двухлетнего возраста, поскольку в детских садах отсутствуют специальные условия для воспитания и ухода за детьми в возрасте до 2 лет. Потребность города по предоставлению дошкольного образования на сегодняшний день удовлетворена лишь на 69 %, и имеется необходимость в открытии новых детских садов на 1270 мест. Администрация Россошанского муниципального района не выполняет свои обязанности по созданию условий для реализации конституционного права граждан города Россошь на дошкольное образование, что прямо предусмотрено Законом РФ «Об образовании», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Уставом Россошанского муниципального района. В связи с этим прокурор просит обязать Администрацию Россошанского муниципального района устранить вышеуказанные нарушения и открыть дополнительные муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории города Россошь для их посещения детьми города в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Опрошенный в судебном заседании представитель ответчика Администрации Россошанского муниципального района /Кисель М.С./ иск не признал и пояснил, что Администрация Россошанского муниципального района не отрицает наличия в городе Россошь указанной прокурором проблемы в области охвата детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет дошкольным образованием. В городе действительно имеется очередь на получение места в детском саду среди детей в возрасте от 2 до 7 лет. Фактическое количество мест в дошкольных образовательных учреждениях действительно не отвечает потребностям города в этой части. Что касается открытия дополнительных дошкольных образовательных учреждений в сёлах Россошанского района, то эта работа Администрацией Россошанского района ведётся. В городе же на сегодняшний день эта проблема не решается, поскольку в бюджете района на эти цели денежные средства не выделены. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года государство обеспечивает гражданам право на образование путём создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно ст. 18 вышеназванного Закона РФ для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. В силу ст. 31 ч. 1 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования, в частности, относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений. Аналогичные положения содержатся и в ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 года, а также в статье 8 Устава Россошанского муниципального района, утверждённого решением сессии Совета народных депутатов Россошанского муниципального района от 17.06.2009 года. В судебном заседании при рассмотрении данного дела установлено, что ответчиком не выполняется должным образом установленная вышеназванными правовыми актами обязанность по созданию условий для реализации прав граждан городского поселения г. Россошь на получение дошкольного образования, поскольку на сегодняшний день в городе имеется потребность в открытии новых детских дошкольных образовательных учреждений для обеспечения получения дошкольного образования детьми в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Это подтвердили обе стороны. Это же подтверждается и представленными прокурором материалами дела. Как видно из справки, представленной ОГС в Россошанском районе от 15.07.2010 года, численность городского поселения г. Россошь в возрасте от 0 до 6 лет составляет 4151 человек л.д. 4). Согласно сведениям, представленным Отделом образования Администрации Россошанского муниципального района, в Россошанском районе отсутствуют детские сады для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет), так как для их функционирования необходимы специальные условия, которые не созданы, и возможности принимать в детские сады детей в возрасте от 2 месяцев в районе нет. По состоянию на 1.06.2010 года для детей в возрасте 2-3 лет очерёдность на места в детских садах составляет 641 место л.д. 5). Возрастной и списочный состав детей, находящихся на сегодняшний день в 17 детских садах, расположенных на территории города Россошь, приведён в таблице л.д. 7), общее число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения в г. Россошь составляет 2749 человек л.д. 7). Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Ответчиком суду не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих работу органа местного самоуправления в указанном направлении. Понимая и признавая наличие в городе проблемы с обеспечением получения жителями города Россошь в возрасте от 2 месяцев до 7 лет дошкольного образования, Администрация Россошанского муниципального района никаких действий по решению данной проблемы до сегодняшнего дня не предпринимала. С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию Россошанского муниципального района Воронежской области устранить нарушение права жителей города Россошь на дошкольное образование и открыть в г. Россошь дополнительные муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья: И.Д. Плакида