решение о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии



- -

Дело № 2-1557/2010г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Россошь 29 сентября 2010 года

Россошанский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Гладько Б.Н.

при секретаре Литвиновой Т.А.,

с участием /Истец/

/Представитель ответчика/,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску /Истец/ к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии,

установил:

/Истец/ предъявила в суде иск к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области (далее ГУ-УПФР) о признании незаконным отказа в назначении трудовой пенсии, ссылаясь на то, что 17.06.2010г. она обратилась в ГУ-УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так как с 16 августа 1984 года, то есть более 25 лет, работает /Должность 1/ Решением комиссии ГУ-УПФР (протокол от 23.06.2010г. № 291) в назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано по мотивам недостаточности педагогического стажа работы. В её специальный трудовой стаж включена работа в течение 23 лет 9 месяцев 29 дней. Из её специального трудового стажа ответчиком исключены следующие периоды: с 16.08.1984г. по 01.01.1985г., с 11.01.1985г. по 12.06.1985г., с 03.07.1985г. по 31.08.1985г. работы в /Должность 2/; с 28.10.1991г. по 09.07.1992г. отпуск по уходу за ребёнком до достижения возраста 3-х лет; ученические отпуска с 02.01.1985г. по 10.01.1985г., с 13.06.1985г. по 02.07.1985г., с 02.01.1986г. по 11.01.1986г., с 24.03.1986г. по 31.03.1986г., с 09.06.1986г. по 28.06.1986г., с 02.01.1987г. по 11.01.1987г., с 23.03.1987г. по 31.03.1987г., с 03.01.1988г. по 11.01.1988г., с 02.01.1989г. по 18.01.1989г., с 24.03.1989г. по 08.04.1989г.

Не согласившись с выводами комиссии ГУ-УПФР, она со ссылками на нормативные акты и судебную практику просит признать отказ ГУ-УПФР в их включении в льготный стаж вышеуказанных периодов незаконным, обязать ответчика включить эти периоды в стаж, назначить пенсию с момента обращения за ней, взыскать в её пользу судебные расходы л.д. 3-7).

Свои исковые требования /Истец/ полностью поддержала в судебном заседании, обосновала их аналогично тексту искового заявления, пояснила, что она без отрыва от производства обучалась в Воронежском государственном педагогическом институте заочно, в связи с чем уходила в ученические отпуска. В этой и остальной части свои требования считает законными, основанными на действовавшем в то время законодательстве.

/Представитель ответчика/ просила в иске отказать, огласив в обоснование своих доводов письменные возражения на иск л.д. 29-31).

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска по следующим основаниям.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Удовлетворяя исковые требования о включении периода работы ст. пионервожатой, суд руководствуется следующим.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года. В разделе «Наименование должностей» Списка должность пионервожатой (старшей пионервожатой) не указана. Не предусматривалась вышеназванная должность и действовавшими до 1 января 2002 года нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Вместе с тем согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии.

В силу п. 4 данного Положения период работы в /Должность 3/ засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».

С учетом этого обстоятельства и, исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В отношении истца это требование было соблюдено, то есть период работы её старшей пионервожатой подлежит включению в специальный трудовой стаж.

Удовлетворяя исковые требования о включении учебных отпусков, суд руководствуется следующим.

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Истец, осуществляя педагогическую деятельность в указанный период, обучалась в Борисоглебском педагогическом училище.

Поскольку /Истец/ осуществляя /Должность 1/, обучаясь заочно в /Название обезличено/ л.д. 17), находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права (1984-1989г.г.), а потому с учетом положений ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения /Истец/ в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

В части удовлетворения иска по отпуску по уходу за ребёнком до 3 лет суд учётом позиции Верховного Суда РФ, выраженной в определении от 05 марта 2009 года № 19-В09-2, руководствуется следующим:

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Ссылки ответчика на положения пункта 7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года /Номер обезличен/ не указывающего, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данный пункт не содержит и каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях. Единственным ограничением по учету времени дополнительных отпусков, в настоящем пункте, поименован стаж, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска.

Кроме того, положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года /Номер обезличен/, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года, пенсия назначается со дня обращения за нею. На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, с учётом выводов суда, у неё имелся необходимый стаж для назначения пенсии, то есть пенсия должна быть назначена с 17 июня 2010 года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы, подтверждённые квитанциями л.д. 2, 8).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области включить /Истец/ в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, периоды: с 16.08.1984г. по 01.01.1985г., с 11.01.1985г. по 12.06.1985г., с 03.07.1985г. по 31.08.1985г. работы в /Должность 2/ с 28.10.1991г. по 09.07.1992г. отпуск по уходу за ребёнком до достижения возраста 3-х лет; ученические отпуска с 02.01.1985г. по 10.01.1985г., с 13.06.1985г. по 02.07.1985г., с 02.01.1986г. по 11.01.1986г., с 24.03.1986г. по 31.03.1986г., с 09.06.1986г. по 28.06.1986г., с 02.01.1987г. по 11.01.1987г., с 23.03.1987г. по 31.03.1987г., с 03.01.1988г. по 11.01.1988г., с 02.01.1989г. по 18.01.1989г., с 24.03.1989г. по 08.04.1989г.,

и назначить ей указанную пенсию с 17 июня 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области в пользу /Истец/ расходы на уплату государственной пошлины в сумме 200 рублей и расходы на оплату помощи по составлению искового заявления в сумме 4000 рублей, а всего взыскать 4200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение 10 дней после его принятия.

Председательствующий

судья Б.Н. Гладько