решение по иску о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



                                                                                                                 Дело № 2-995/11 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор. Россошь                    30.06.2011 г.

Россошанский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Плакида И.Д.

при секретаре Шаиповой Л.Н.

с участием истицы /Чехова Е.А./,

представителя ответчика /Маклакова И.А./,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску /Чехова Е.А./ к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

17.02.2011 года /Чехова Е.А./ обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району от 6.04.2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у неё на день обращения за пенсией требуемого специального трудового стажа 25 лет. При этом указано, что в стаж работы по специальности, дающий ей право на обращение за назначением досрочной пенсии по старости, исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, не были включены, в частности, следующие периоды:

- с 1.09.1985 года по 31.08.1986 года- - работа в должности /Должность 1 и место работы обезличено/;

-со 2.01.1987 года по 11.01.1987 года и с 23.03.1987 года по 31.03.1987 года- ученические отпуска.

Истица /Чехова Е.А./ обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, включении вышеуказанных периодов в специальный трудовой стаж и о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости с момента её обращения с заявлением о назначении такой пенсии, то есть с 17.02.2011 года, ссылаясь при этом на следующее. Работая /Должность 1 и место работы обезличено/, она фактически постоянно была занята работой с детьми. По ранее действовавшему законодательству работа в должности /Должность 2/ засчитывалась в стаж, дающий право на пенсию по выслуге лет. Изменения в законодательство были внесены лишь в 1991 году. Однако /Должность 1/ она работала до внесения изменений в пенсионное законодательство. По мнению истицы, отказ ответчика во включении этого периода в её специальный стаж нарушает её права. Кроме того, истица просит включить в специальный трудовой стаж периоды её нахождения в ученических отпусках, поскольку в этот период за ней сохранялось место работы, заработная плата, из которой производились все необходимые отчисления, в том числе и в пенсионный фонд. При включении в специальный трудовой стаж вышеуказанных периодов специальный трудовой стаж её будет достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Отказ ответчика в назначении пенсии нарушает её права.

         Опрошенная в судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФР по Россошанскому району /Маклакова И.А./ иск не признала, указывая на то, что сотрудники Управления Пенсионного фонда правомерно отказали /Чехова Е.А./ во включении вышеуказанных периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и строго руководствовались действующим пенсионным законодательством, которое не предусматривает включение в специальный трудовой стаж работу в должности /Должность 1/. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, не предусмотрено включение в специальный трудовой стаж ученических отпусков. Согласно принятому решению, продолжительность специального трудового стажа у /Чехова Е.А./ на день её обращения за пенсией 17.02.201 года в наиболее выгодном для неё варианте составляла 24 года 4 месяца 19 дней, что является недостаточным для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.В разделе «Наименование должностей» этого Списка должность /Должность 1/ не указана.

Однако, согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №-1397) учителям и другим работникам просвещения работа в качестве штатных /Должность 2/ включалась в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях, должностях, трудовая деятельность в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Вдальнейшем Постановлениями Правительства РФ от 6.09.1991 года № 463, от 22.09.1999 года № 1067 и от 29.10.2002 года № 781 указанная должность была исключена из списков, дающих право на назначение пенсии по выслуге лет.

           Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему правовому смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

           Законодатель же в данном случае не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть, что в дальнейшем работа в должности /Должность 2/ будет исключена из педагогического стажа.

           Статья 55 Конституции РФ гласит, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Требования истицы не затрагивают этих положений Конституции, в связи с чем её права и интересы не могут быть нарушены, а отказ во включении в её трудовой стаж периода работы в должности /Должность 1/ ущемляет её право на пенсию.

Факт работы истицы в должности /Должность 1 и место работы обезличено/ в период с 1.09.1985 года по 31.08.1986 года подтверждается копией представленной ею трудовой книжки (л.д. 11-14), справкой работодателя (л.д. 15) и не оспаривается ответчиком. По состоянию на день обращения истицы за назначением пенсии специальный трудовой стаж её составлял более 2/3 от необходимой продолжительности данного стажа, установленного законом.

С учётом изложенного, суд полагает, что вышеуказанный период работы /Чехова Е.А./ в должности /Должность 1 и место работы обезличено/ должен быть включён в специальный трудовой стаж истицы (продолжительность этого стажа составляет 1 год).

Как видно из представленных суду истицей документов, периоды её нахождения в ученических отпусках имели место со 2.01.1987 года по 11.01.1987 года и с 23.03.1987 года по 31.03.1987 года (л.д. 15). В этот период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, в соответствии с пунктом 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. В данном случае установленное действовавшим законодательством условие имело место. Истица с 1.09.1985 года работала /Должность 1 и место работы обезличено/ и до настоящего времени продолжает работать в /Вид деятельности обезличен/. При этом, её обучению предшествовала и непосредственно за ним следовала /Вид деятельности обезличен/ деятельность истицы, что подтверждается копией её трудовой книжки (л.д. 11-14). Кроме того, согласно ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительны отпуска с сохранением среднего заработка. Причём данные дополнительны отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В данном случае в период обучения истицы работодателем ежегодно ей предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением заработной платы и уплачивались взносы в пенсионный фонд, чего не отрицает ответчик. Таким образом, периоды нахождения истицы в ученических отпусках подлежат включению в её специальный трудовой стаж. Продолжительность ученических отпусков составляет 19 дней.

Таким образом, специальный трудовой стаж истицы на день её обращения за назначением пенсии фактически составлял: 24 года 4мес. 19 дней (не оспариваемый период) + 1 год /Должность 1/) + 19 дней (ученические отпуска) = 25 лет 5 месяцев 8 дней, что является достаточным для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, исковые требования /Чехова Е.А./ подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области в назначении /Чехова Е.А./, <Дата обезличена> года рождения, проживающей в /Адрес/, досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области включить в специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, /Чехова Е.А./ следующие периоды:

-с 1.09.1985 года по 31.08.1986 года- - работа в должности /Должность 1 и место работы обезличено/;

-со 2.01.1987 года по 11.01.1987 года и с 23.03.1987 года по 31.03.1987 года- ученические отпуска.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району Воронежской области назначить /Чехова Е.А./ досрочно трудовую пенсию по старости со дня её обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Россошанскому району за назначением пенсии, то есть с 17.02.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

     

    Судья:                                                                                                             Плакида И.Д.