именем Российской Федерации 25 июля 2011 года р.п. Ромоданово Ромодановский федеральный районный суд Республики Мордовия Судья Павлунин Ф.С., при секретаре Захаровой Е.А., с участием прокурора Епанешниковой Л.Ю., представителя администрации района Кузьминцева С.Н., представителя ОНД района Храмова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ромодановского района РМ об оспаривании бездействия администрации Константиновка сельского поселения Ромодановского района Республики Мордовия по обеспечению противопожарной безопасности, установил: Прокуратурой Ромодановского района 13 мая 2011 года проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности Константиновским сельским поселением, по результатам которой установлено:- на территории Константиновского сельского поселения Ромодановского района расположены три населенных пункта: с. Константиновка с числом населения 378 человек; д. Ивановка с числом населения 97 человек; д. Каменка с числом населения 45 человек. В с. Константиновка водоисточники для целей пожаротушения имеются: две водонапорные башни, оборудованные для забора воды пожарной техникой; два пожарных гидранта на улице села. Отсутствует система звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. В д. Ивановка имеются два пожарных гидранта и естественный водоем река Аморда. У гидрантов и водоема, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до водоисточника; не определены места для забора воды пожарными автомобилями. В д. Каменка имеется естественный водоем река Инсар в черте деревни. Отсутствуют подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, не определены места для забора воды пожарными автомобилями; - по направлению движения к водоему не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до водоисточника; По результатам проверки прокурор Ромодановского района РМ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском об оспаривании бездействия администрации Константиновского сельского поселения, в котором просит обязать администрацию: - принять меры к установлению в с. Константиновка, в д. Ивановка, в д. Каменка системы звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара;- принять меры к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоему река Аморда в д. Ивановка; к водоему река Инсар в д. Каменка, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, определив место для забора воды пожарной техникой;- установить у гидрантов и водоемов вс. Константиновка, в д. Ивановка, в д. Каменка, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели(выполненные с использованием светоотражающих покрытий); - разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения. Непринятие предусмотренных законом мер по обеспечению противопожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью населения, а также имуществу граждан и юридических лиц сельского поселения. В судебном заседании помощник прокурора Ромодановского района Епанешникова Л.Ю. исковые требования поддержала по тем же основаниям. Представитель отделения надзорной деятельности Ромодановского района Храмов А.М., считает администрацию поселения обязанной устроить подъезды к водоемам, установить указатели у гидрантов, разработать план привлечения сил и средств. Толкушова Т.С., глава администрации Константиновского сельского поселения, исковые требования признала частично, просит отказать прокурору в удовлетворении иска в части возложения обязанности по устройству к водоемам подъездов с площадкой с твердым покрытием 12х12 м, считая это требование не соответствующим требованиям нормативных правовых актов. Кузьминцев С.Н., представляющий интересы администрации Ромодановского района, полагает исковые требования прокурора в части возложения обязанности по устройству к водоемам подъездов с площадкой с твердым покрытием 12х12 м, не подлежащими удовлетворению, как не основанные на нормативных правовых актах. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежат частичному удовлетворению. На основании ст.14 ч. 1 п. 8, п. 9 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; В соответствии со ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности", в целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; В силу ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313, I. Общие требования. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. На основании п. 90 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313, I. Общие требования. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В силу п. 94 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313, I. Общие требования. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с п. 114 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313, II. Населенные пункты. На территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Согласно ст. 3 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции). Согласно ст. 4 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Согласно ст. 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, 4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. На основании ст. 62 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", источники противопожарного водоснабжения. 1. Здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. 2. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). В соответствии со ст. 63 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; В силу ст. 68 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", противопожарное водоснабжение поселений и городских округов. 1. На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. 2. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. 4. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. 5. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. В соответствии со ст. 98 п. 8 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта, к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров. Материалами дела и пояснениями сторон установлено, что вс. Константиновка Ромодановского района с численностью населения 378 человек, для целей пожаротушения имеется: две водонапорные башни, пожарные гидранты. Стороны не оспаривают, что в с. Константиновка отсутствует звуковая сигнализация на случай пожара, не имеется плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения. Суд считает, что в этой части исковые требования подлежат удовлетворению, как соответствующие требованиям - ст. 14 ч. 1 п. 9 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности"; - п. 114 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313; - ст. 6 ч. 4; ст. 63 ч. 4; ст. 68; ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Материалами дела и пояснениями сторон установлено, что в д. Ивановка Ромодановского района с численностью населения 97 человек, для целей пожаротушения имеется: водопровод, водонапорная башня, пожарные гидранты. Стороны не оспаривают, что в д. Ивановка отсутствуют: звуковая сигнализация на случай пожара: - у гидрантов и водоема, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до водоисточника; - не имеется плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Суд считает, что в этой части исковые требования подлежат удовлетворению, как соответствующие требованиям - ст. 14 ч. 1 п. 9 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности"; - п. 114 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313; - ст. 6 ч. 4; ст. 63 ч. 4; ст. 68; ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Прокурор и специалист ОНД считают необходимым возложить на администрацию сельского поселения обязанность по устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоему, расположенному на реке Амордав д. Ивановка, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, определив место для забора воды пожарной техникой. При этом утверждают, что это предусмотрено п. 94 ППБ 01-03 от 18.06.2003 № 313. Глава администрации Толкушова Т.С. и представитель администрации района Кузьминцев С.Н. полагают, что названные требования нормативного документа применяются в отношении территорий производственных объектов, то есть предприятий и организаций, а сельское поселение таковым не является. Суд исходит из положений ст. 68 и 98 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которым, территория населенного пункта должна быть оборудована противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселении с количеством жителей до 5000 человек, не имеющем кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в соответствии с требованиями о первичных мерах пожарной безопасности, населенный пункт д. Ивановка должен быть оборудован противопожарным водопроводом, а в случае отсутствия такового, должно быть предусмотрено водоснабжение из естественного или искусственного водоема. При использовании водоснабжения из естественного или искусственного водоема, по оценке суда, следует применять правила п. 94 ППБ 01-03 от 18.06.2003 № 313, на чем настаивают прокурор и специалист ОДН. Как установлено в судебном заседании, численность д. Ивановка составляет 97 человек, в населенном пункте для целей пожаротушения имеется противопожарный водопровод с установленными на нем пожарными гидрантами, водонапорная башня, то естьпоселение оборудовано в соответствии с требованиями ст. 68 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоему расположенному на реке Аморда в д. Ивановка, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - не подлежат удовлетворению, поскольку нормативными документами не предусмотрено обязательное наличие в сельском поселении двух альтернативных противопожарных источников водоснабжения: противопожарного водопровода с гидрантами и природного или искусственного водоема. Материалами дела и пояснениями сторон установлено, что в д. Каменка Ромодановского района с численностью населения 45 человек, для целей пожаротушения имеется водоем на реке Инсар. Стороны не оспаривают, что в д. Каменка отсутствуют: звуковая сигнализация на случай пожара: - у водоема, а также по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до водоисточника; - не имеется плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. Суд считает, что в этой части исковые требования подлежат удовлетворению, как соответствующие требованиям - ст. 14 ч. 1 п. 9 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности"; - п. 114 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313; - ст. 6 ч. 4; ст. 63 ч. 4; ст. 68; ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Прокурор и специалист ОНД считают необходимым возложить на администрацию сельского поселения обязанность по устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоему, расположенному на реке Инсар в д. Каменка, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, определив место для забора воды пожарной техникой. При этом утверждают, что это предусмотрено п. 94 ППБ 01-03 от 18.06.2003 № 313. Глава администрации Толкушова Т.С. и представитель администрации района Кузьминцев С.Н. полагают, что названные требования нормативного документа применяются в отношении территорий производственных объектов, то есть предприятий и организаций, а сельское поселение таковым не является. Суд исходит из положений ст. 68 и 98 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которым, территория населенного пункта должна быть оборудована противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в соответствии с требованиями о первичных мерах пожарной безопасности, в населенном пункте д. Каменка, имеющем количество жителей 45 человек, застроенном одноэтажными домами, допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения. При таких обстоятельства суд приходит к выводу, что исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоему расположенному на реке Инсар в д. Каменка, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - не подлежат удовлетворению, поскольку нормативными документами допускается возможность не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения. Руководствуясь ст. ст.194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск прокурора Ромодановского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить частично: - признать незаконным бездействие администрации Константиновского сельского поселения Ромодановского района Республики Мордовия по обеспечению мер пожарной безопасности; - обязать администрацию Константиновского сельского поселения Ромодановского района Республики Мордовия: - принять меры к установлению в с. Константиновка, в д. Ивановка, в д. Каменка системы звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; - установить у гидрантов и водоемов в с. Константиновка, в д. Ивановка, в д. Каменка, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели(выполненные с использованием светоотражающих покрытий); - разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения. В иске прокурору о возложении на администрацию Константиновского сельского поселения Ромодановского района Республики Мордовия обязанности по устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоему, расположенному на реке Аморда в д. Ивановка, к водоему река Инсар в д. Каменка, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, определения места для забора воды пожарной техникой - отказать. Взыскать с администрации Константиновского сельского поселения Ромодановского района Республики Мордовия государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней через Ромодановский районный суд. Судья Ф.С. Павлунин