именем Российской Федерации 25 июля 2011 года р.п. Ромоданово Ромодановский федеральный районный суд Республики Мордовия Судья Павлунин Ф.С., при секретаре Захаровой Е.А., с участием прокурора Епанешниковой Л.Ю., представителя администрации района Кузьминцева С.Н., представителя ОНД района ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ромодановского района РМ об оспаривании бездействия администрации Белозерьевскогосельского поселения Ромодановского района Республики Мордовия по обеспечению противопожарной безопасности, установил: Прокуратурой Ромодановского района 16 мая 2011 года проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности Белозерьевским сельским поселением, по результатам которой установлено:- на территории Белозерьевского сельского поселения Ромодановского района расположен один населенный пункт с. Белозерье с числом населения 2914 человек. Водоисточники для целей пожаротушения имеются: три водонапорные башни, оборудованные для целей пожаротушения; пожарные краны по улицам села на наружном водопроводе. Имеется один пожарный водоем на въезде в с. Белозерье, одна единица техники АЦ-40 для целей пожаротушения;- у гидрантов и водоема, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до водоисточника;- на водоеме при въезде в с. Белозерье не определены места для забора воды пожарными автомобилями. Подъезды с площадками с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года отсутствуют. По результатам проверки прокурор Ромодановского района РМ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском об оспаривании бездействия администрации Белозерьевскогосельского поселения,в котором просит обязать администрацию: - принять меры к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоему, расположенному на ручье Кочуновский в с. Белозерье, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, определив место для забора воды пожарной техникой; - установить у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели(выполненные с использованием светоотражающих покрытий); - разработать плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения. Непринятие предусмотренных законом мер по обеспечению противопожарной безопасности создает угрозу жизни и здоровью населения, а также имуществу граждан и юридических лиц сельского поселения. В судебном заседании помощник прокурора Ромодановского района Епанешникова Л.Ю. исковые требования поддержала по тем же основаниям. Представитель отделения надзорной деятельности Ромодановского района ФИО3, считает администрацию поселения обязанной устроить подъезд к водоему, установить указатели у гидрантов, разработать план привлечения сил и средств. Абдрашитов Г.Г., глава администрации Белозерьевскогосельского поселения, исковые требования признал частично, просит отказать прокурору в удовлетворении иска в части возложения обязанности по устройству к водоему подъезда с площадкой с твердым покрытием 12х12 м, считая это требование не соответствующим требованиям нормативных правовых актов. Кузьминцев С.Н., представляющий интересы администрации Ромодановского района,полагает исковые требования прокурора в части возложения обязанности по устройству к водоему подъезда с площадкой с твердым покрытием 12х12 м, не подлежащими удовлетворению, как не основанные на нормативных правовых актах. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований. На основании ст.14 ч. 1 п. 8, п. 9 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: 8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; В соответствии со ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности", в целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров; В силу ст. 19 ФЗ "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313, I. Общие требования. Наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. На основании п. 90 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313, I. Общие требования. У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В силу п. 94 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313, I. Общие требования. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). В соответствии с п. 114 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313, II. Населенные пункты. На территории сельских населенных пунктов, должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Согласно ст. 3 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О техническом регулировании", Федеральный закон "О пожарной безопасности" и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции). Согласно ст. 4 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой: 2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; 3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Согласно ст. 6 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, 4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. На основании ст. 62 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", источники противопожарного водоснабжения. 1. Здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. 2. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). В соответствии со ст. 63 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; В силу ст. 68 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", противопожарное водоснабжение поселений и городских округов. 1. На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. 2. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. 4. В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. В соответствии со ст. 98 п. 8 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта, к водоемам, являющимся источниками противопожарного водоснабжения, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками для разворота пожарных автомобилей, их установки и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12 x 12 метров. Материалами дела и пояснениями сторон установлено, что в с. Белозерье Ромодановского района с численностью населения 2914 человек, для целей пожаротушения имеется: один автомобиль АЦ-40, три водонапорные башни, пожарные гидранты по улицам поселения. Имеется водоем при въезде в село. Стороны не оспаривают, что: - у гидрантов и водоема, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до водоисточника; - не имеется плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения. Суд считает, что в этой части исковые требования подлежат удовлетворению, как соответствующие требованиям - ст. 14 ч. 1 п. 9 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности"; - п. 114 Правил пожарной безопасности 01-03 от 18.06.2003 № 313; - ст. 6 ч. 4; ст. 63 ч. 4; ст. 68; ст. 98 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Прокурор и специалист ОНД считают необходимым возложить на администрацию сельского поселения обязанность по устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоему, расположенному на ручье Кочуновский в с. Белозерье, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, определив место для забора воды пожарной техникой. При этом утверждают, что это предусмотрено п. 94 ППБ 01-03 от 18.06.2003 № 313. Глава администрации Абдрашитов Г.Г. и представитель администрации района Кузьминцев С.Н. полагают, что названные требования нормативного документа применяются в отношении территорий производственных объектов, то есть предприятий и организаций, а сельское поселение таковым не является. Суд исходит из положений ст. 68 и 98 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которым, территория населенного пункта должна быть оборудована противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В поселении с количеством жителей до 5000 человек, не имеющем кольцевого противопожарного водопровода, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в соответствии с требованиями о первичных мерах пожарной безопасности, населенный пункт село Белозерье должен быть оборудован противопожарным водопроводом, а в случае отсутствия такового, должно быть предусмотрено водоснабжение из естественного или искусственного водоема. При использовании водоснабжения из естественного или искусственного водоема, по оценке суда, следует применять правила п. 94 ППБ 01-03 от 18.06.2003 № 313, на чем настаивают прокурор и специалист ОДН. Как установлено в судебном заседании, численность с. Белозерье составляет 2914 человек, в населенном пункте для целей пожаротушения имеется противопожарный водопровод с установленными на нем пожарными гидрантами по улицам села, а также один автомобиль АЦ-40, три водонапорные башни, то есть село оборудовано в соответствии с требованиями ст. 68 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоему расположенному на ручье Кочуновский в с. Белозерье, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года - не подлежат удовлетворению, поскольку нормативными документами не предусмотрено обязательное наличие в сельском поселении двух альтернативных противопожарных источников водоснабжения: противопожарного водопровода с гидрантами и природного или искусственного водоема. Руководствуясь ст. ст.194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск прокурора Ромодановского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить частично: - признать незаконным бездействие администрации Белозерьевскогосельского поселения Ромодановского района Республики Мордовия по обеспечению мер пожарной безопасности; - обязать администрацию Белозерьевского сельского поселения Ромодановского района Республики Мордовия: - установить у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели(выполненные с использованием светоотражающих покрытий); - разработать плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения. В иске прокурору о возложении на администрацию Белозерьевского сельского поселения Ромодановского района Республики Мордовия обязанности по устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м к водоему, расположенному на ручье Кочуновский в с. Белозерье, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года и определения места для забора воды пожарной техникой - отказать. Взыскать с администрации Белозерьевского сельского поселения Ромодановского района Республики Мордовия государственную пошлину в доход государства в сумме 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти дней через Ромодановский районный суд. Судья Ф.С. Павлунин