Дело № 2-228/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 августа 2011 года р.п. Ромоданово Ромодановский районный суд республики Мордовия в составе председательствующего судьи Образцовой С.А., при секретаре Барановой М.И. с участием в деле: представителя истца – старшего помощника прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Епанешниковой Л.Ю., представителя ответчика – главы Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Киселевой В.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Ромоданово дело по иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия и понуждении администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия принять первичные меры пожарной безопасности, у с т а н о в и л: Прокурор Ромодановского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия и понуждении администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия принять первичные меры пожарной безопасности, указав в обоснование, что проведенной 16 мая 2011 года прокуратурой Ромодановского района Республики Мордовия проверкой исполнения администрацией Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия законодательства о пожарной безопасности, установлено, что в деятельности администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно пунктов 90, 94, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 года № 313. Так, <адрес> расположены три населенных пункта: <адрес>. В <адрес> имеется четыре пожарных гидранта и две водонапорные башни приспособленные для забора воды. В <адрес> имеется естественный водоем расположенный <адрес>. Гидранты на территории села отсутствуют. В <адрес> водоисточники для забора воды пожарными автомобилями и гидранты отсутствуют. В связи с чем, в <адрес> отсутствует запас воды для целей пожаротушения. Вместе с тем у находящихся на <адрес> гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до водоисточника. Кроме того, к имеющимся водоемам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Более того, на <адрес> отсутствует система звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Кроме того, в нарушение части 4 статьи 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» план спасательных работ на <адрес> не разработан. Неприятие предусмотренных нормативными правовыми актами мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения создает угрозу жизни и здоровью проживающего на территории поселения населения, а также имуществу граждан и юридических лиц, в том числе находящемуся в муниципальной собственности. Просит признать незаконным бездействие администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в не обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а именно: по непринятию мер к устройству подъездов с площадками с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. <адрес> для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; к определению места для забора воды пожарной техникой; к установлению в <адрес>, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (выполненных с использованием светоотражающих покрытий); к установлению системы звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на <адрес>; не принятию мер к обеспечению запаса воды для целей пожаротушения в <адрес>; к разработке плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и приведения аварийно-спасательных работ на <адрес>. Понудить администрацию Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия принять первичные меры пожарной безопасности, а именно: принять меры к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. к водоему, расположенному <адрес> для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; определить места для забора воды пожарной техникой; установить у гидрантов и водоема (водоисточника), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в <адрес>; к установлению системы звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; к обеспечению запаса воды для целей пожаротушения в <адрес>; разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и приведения аварийно-спасательных работ на <адрес> В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Епанешникова Л.Ю. требования, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что проведенной прокуратурой Ромодановского района Республики Мордовия проверкой исполнения законодательства о пожарной безопасности установлено, что в деятельности администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия имеются нарушения законодательства о пожарной безопасности. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения. В собственности поселений могут находится объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенное для обеспечения первичных мер по тушению пожаров. К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесены, в частности: оснащение территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. <адрес> расположены три населенных пункта: <адрес>. В соответствии с пунктом 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейна, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Однако в нарушении вышеуказанной нормы закона к имеющемуся водоему - <адрес> не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Гидранты на территории <адрес> отсутствуют. В <адрес> водоисточники для забора воды пожарными автомобилями и гидранты также отсутствуют. В связи с чем, в. <адрес> отсутствует запас воды для целей пожаротушения. В нарушение пункта 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации у находящихся на <адрес> гидрантов и водоема, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до водоисточника. Кроме того, на <адрес> отсутствует система звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, что является нарушением пункта 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации. Более того, в нарушение части 4 статьи 63 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территории <адрес> не разработан план спасательных работ. Просит признать незаконным бездействие администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района <адрес>, выразившееся в не обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а именно: по непринятию мер к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. к реке Салминка в <адрес> для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; к определению места для забора воды пожарной техникой; к установлению в <адрес> у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей (выполненных с использованием светоотражающих покрытий); к установлению системы звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на территории <адрес>; не принятию мер к обеспечению запаса воды для целей пожаротушения в <адрес>; к разработке плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и приведения аварийно-спасательных работ на территории <адрес>. Обязать администрацию Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района <адрес> принять первичные меры пожарной безопасности, а именно: принять меры к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. к водоему, расположенному в <адрес>, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; к определению места для забора воды пожарной техникой; к установке в <адрес>, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий; к установлению системы звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; к обеспечению запаса воды для целей пожаротушения в <адрес>; к разработке плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории <адрес> Представитель ответчика – Глава администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия – Киселева В.Ю., исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия признала частично, пояснив, что в <адрес> имеются водоисточники приспособленные для целей пожаротушения: четыре пожарных гидранта, находящиеся в рабочем состоянии. Кроме того, имеется две водонапорные башни, расположенные в <адрес> Действительно гидранты на территории <адрес> отсутствуют. В <адрес> водоисточники для забора воды пожарными автомобилями и гидранты также отсутствуют. У находящихся на <адрес> гидрантов и водоема, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до водоисточника и не разработан план спасательных работ. Вместе с тем, считают заявление прокурора в части признания незаконным бездействия администрации Салминского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. к <данные изъяты> расположенной в <адрес>, а также понуждения администрации принять меры к устройству подъезда с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. к <данные изъяты>, расположенной в <адрес>, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, несостоятельным и необоснованным по следующим основаниям. Абзацем 1 пункта 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В свою очередь, по смыслу норм, содержащихся в указанных Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации под объектом понимается обособленное предприятие или организация, а имеющиеся на их территории или вблизи них (в радиусе 200 м.) естественные или искусственные водоисточники входят в систему пожарной безопасности данных объектов, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. В то же время населенный пункт не может быть определен как объект. Таким образом, данное требование прокурора не применимо для населенных пунктов и не может предъявляться к администрации Салминского сельского поселения. В силу же абзаца второго пункта 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность по поддержанию в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств, и лишь в том случае, если указанные водоемы и водоисточики расположены в населенных пунктах. Более того, указанной нормой не предусмотрено требование о том, что подъезды к водоисточникам должны быть выполнены в виде площадки с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения, подтверждающие, что в указанных в заявлении прокурора населенных пунктах имеются искусственные или естественные водоемы либо водоисточники. Следовательно, необоснованными являются требования прокурора об обязании администрации Салминского сельского поселения поддерживать в постоянной готовности водоемы и подъезды к водоисточникам. Просит отказать в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в части признания незаконным бездействия администрации Салминского сельского поселения, выразившегося в непринятии мер к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. к водоему, расположенному в <адрес>, а также понуждения администрации Салминского сельского поселения принять меры к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. к водоему, расположенному в <адрес>, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Против удовлетворения иных требований изложенных в заявлении прокурора не возражает. Выслушав стороны, суд считает, что исковое заявление прокурора Ромодановского района Республики Мордовия подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно пункта 6 части 2 статьи 50 вышеуказанного Федерального закона, в собственности поселений могут находиться объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности – это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. В силу статьи 19 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесены, в частности: оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Из пункта 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313, усматривается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: - реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; - создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; - оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; - создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; - организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; - принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; - обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. Кроме того, согласно пунктов 90, 94, 114 вышеуказанных правил, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации, в населенных пунктах - на органы местного самоуправления. На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Законом Республики Мордовия от 01.12.2004 года № 99-З «Об установлении границ муниципальных образований Ромодановского района и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района» установлены границы Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия. Из схематической карты Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, усматривается, что на <адрес> расположены три населенных пункта: <адрес> (л.д.7). Согласно акта проверки исполнения требований пожарной безопасности от 16 мая 2011 года, в ходе проверки установлено, что в <адрес> имеются водоисточники приспособленные для целей пожаротушения: четыре пожарных гидранта и две водонапорные башни. В <адрес> имеется естественный водоем - <адрес>. В нарушение пункта 21 приложения №3 к Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, на территории <адрес> имеется только один пожарный щит с размещением первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента, расположенный возле здания сельского поселения. На территории <адрес>, отсутствуют пожарные щиты с размещением первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря. В нарушение пункта 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, у находящегося на <адрес> гидрантов и водоема, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели с указанием расстояния до водоисточника. Гидранты на территории <адрес> отсутствуют. В нарушение пункта 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации на всей территории Салминского сельского поселения отсутствует система звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара. Кроме того, в нарушение пункта 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации в <адрес> на имеющемся естественном водоеме не устроены подъезды с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, кроме того не определены места для забора воды пожарными автомобилями (л.д.8-9). Судом установлено, что свои обязанности по исполнению законодательства о пожарной безопасности на <адрес>, администрация Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия не выполняет надлежащим образом, т.е. уклоняется от выполнения действий, относящихся к ее компетенции и соответствующих правовым предписаниям. В связи с чем, непринятие предусмотренных нормативными правовыми актами мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения создает угрозу жизни и здоровью проживающего на территории поселения населения, а также имуществу граждан и юридических лиц, в том числе находящемуся в муниципальной собственности. В связи с вышеизложенным суд, считает, что заявление прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия и понуждении администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия принять первичные меры пожарной безопасности, подлежит удовлетворению. Доводы представителя ответчика – главы администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района РМ - Киселевой В.Ю. о том, что требования о понуждении принять меры к устройству подъезда с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м. к водоему, расположенному в <адрес>, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года не применимы для населенных пунктов и не могут предъявляться к администрации Салминского сельского поселения, не могут повлечь принятие другого судебного решения, поскольку на законе они не основаны. Также суд не может принять во внимание довод представителя ответчика об отсутствии в материалах дела, каких-либо сведений, подтверждающих, что в указанных в заявлении прокурора населенных пунктах имеются естественный водоем либо водоисточники, поскольку он опровергается находящимся в материалах дела актом проверки исполнения требований пожарной безопасности от 16 мая 2011 года. Руководствуясь статьями 194, 198, 258 ГПК Российской Федерации, суд р е ш и л: Заявление прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия и понуждении администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия принять первичные меры пожарной безопасности, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности, а именно: по непринятию мер к устройству подъезда с площадкой, с твердым покрытием, размером не менее 12х12 м. к водоему, расположенному в <адрес>, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; к определению места для забора воды пожарной техникой; к установлению в <адрес>, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей, выполненных с использованием светоотражающих покрытий; к установлению системы звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара на <адрес>; не принятию мер к обеспечению запаса воды для целей пожаротушения в <адрес>; к разработке плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и приведения аварийно-спасательных работ на <адрес>. Обязать администрацию Салминского сельского поселения Ромодановского муниципального района Республики Мордовия принять первичные меры пожарной безопасности, а именно: принять меры к устройству подъезда, с площадкой, с твердым покрытием размером, не менее 12х12 м. к водоему, расположенному в <адрес>, <данные изъяты>, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, определить места для забора воды пожарной техникой; установить в <адрес> у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели, выполненные с использованием светоотражающих покрытий; к установлению системы звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; к обеспечению запаса воды для целей пожаротушения в <адрес>; разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и приведения аварийно-спасательных работ на <адрес> Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 10-ти дневный срок, в Верховный суд Республики Мордовия, через Ромодановский районный суд Республики Мордовия. Председательствующий: