О признании отказа администрации в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении недействительным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Ромоданово 29 сентября 2011 г.

Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Пурцакина В.В.,

при секретаре Ежовой Е.Г.,

с участием истца Макаровой А.Я., представителя ответчика Кузьминцева С.Н. по доверенности от 02.03.2011г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаровой Анастасии Яковлевны к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании недействительным постановление от 19 августа 2011 года администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об отказе в принятии на жилищный учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий; об обязании администрации Ромодановского муниципального района поставить её на учёт в качестве нуждающейся вдовы участника Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий,

установил:

Макарова А.Я. обратилась в суд с иском к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании недействительным постановление от 19 августа 2011 года администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об отказе в принятии на жилищный учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий; об обязании администрации Ромодановского муниципального района поставить её на учёт в качестве нуждающейся вдовы участника Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий. В обоснование в заявлении указала, что она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО6 умершего ДД.ММ.ГГГГ, в связи с этим она имеет право на улучшение жилищных условий. При обращении в администрацию Ромодановского муниципального района с заявлением о постановке её на учёт как гражданки нуждающейся в жилье, постановлением администрации Ромодановского муниципального района РМ от 19.08.2011 года ей было отказано в принятии её в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец Макарова А.Я. исковые требования поддержала по тем же основаниям, в дополнение показала, что она постоянно проживает в <адрес>, который находится в плохом состоянии, и по заключению специалистов не пригоден для нормального проживания. До мая 2011 года на её имя была зарегистрирована в собственность квартира по адресу: <адрес>, площадью 35,3 кв. м., которую приобрела её дочь ФИО2, а зарегистрировала квартиру на её имя. В 2010 году она и её дочь ФИО7 обращались в администрацию Ромодановского района с просьбой о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны. При подготовке документов в администрации Ромодановского района и в БТИ ей и дочери сказали, что оснований для постановки на учёт не имеется, так как у неё имеется однокомнатная квартира по <адрес>, площадью 35,3 кв. м., которая зарегистрирована на её имя. Эту квартиру она приобрела в 2003 году по договору купли-продажи, которая пустовала, так как она проживает в с.Уришка. Позже последние годы, года два-три в этой квартире стал проживать её внук ФИО8 с женой ФИО3 и дочкой. По совету людей, с целью ухудшения своего жилищного положения и с целью постановки её на учёт для улучшения жилищных условий, эту квартиру по <адрес> переоформили на жену внука ФИО3 в мае 2011 года. Просит признать недействительным постановление от 19 августа 2011 года администрации Ромодановского муниципального района об отказе ФИО1 в принятии на жилищный учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании Макаровой А.Я. нуждающейся в улучшении жилищных условий; об обязании администрации Ромодановского муниципального района РМ поставить на учёт Макарову А.Я. проживающую в Ромодановском муниципальном районе, <адрес> качестве нуждающейся вдовы участника Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика ФИО9 исковые требования не признал и показал, что согласно действующего законодательства истец ФИО1 не имеет права и оснований на улучшение жилищных условий, поэтому ей было отказано правильно. Макарова А.Я. имела в собственности благоустроенную квартиру 35.3 кв.м. в р.п.Ромоданово, намеренно совершила действия по отчуждению этой квартиры в мае-июне 2011 года умышленно ухудшила своё жилищное положение, с целью постановки её на учёт. Однако, согласно ст.53 ЖК РФ она не имеет права на постановку на учёт для улучшения жилищных условий.

Свидетель ФИО7 показала, что она является дочерью истицы Макаровой А.Я. Примерно в январе-феврале 2010 года она с Макаровой А.Я. обращались с просьбой о постановке на учёт на улучшение жилищных условий. В феврале 2010 года комиссия в составе архитектора ФИО10 начальника БТИ ФИО11 и других лиц приезжали в с.Уришка обследовали жилищные условия Макаровой А.Я. Когда проверили всё, то люди в комиссии и работники БТИ сообщили, что поскольку у ФИО1 в собственности имеется однокомнатная квартира в <адрес>, то будет отказано в постановке на учёт на улучшение жилищных условий, так как у неё в собственности имеется однокомнатная квартира площадью более 35 кв. м. И они перестали заниматься этим вопросом. В мае 2011 года эту однокомнатную квартиру переоформили на сноху, жену сына ФИО3, то есть оформили договор купли-продажи, сделали отчуждение этой квартиры, для того чтобы мать могли поставить на учёт на улучшение жилищных условий.

Свидетель ФИО2 показала, что она является дочерью Макаровой А.Я. В феврале 2010 года сестра ФИО7 с Макаровой А.Я. обращались в администрацию Ромодановского района с просьбой о постановке на учёт на улучшение жилищных условий. В феврале 2010 года комиссия в составе архитектора, начальника БТИ и других лиц приезжали в с.Уришка обследовали жилищные условия матери. Проверив документы, комиссия и работники БТИ сообщили о том, что у Макаровой А.Я. в собственности имеется однокомнатная квартира в <адрес>, площадью более 35 кв. м. поэтому будет отказано в постановке на учёт на улучшение жилищных условий. В мае 2011 года эту однокомнатную квартиру переоформили на ФИО3, то есть жену племянника ФИО8 договором купли-продажи. Отчуждение этой квартиры сделано для того чтобы Макарову А.Я. поставили на учёт на улучшение жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.

Выслушав стороны, исследовав все имеющиеся оглашенные на судебном заседании доказательства по данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании установлено, что Макарова А.Я. является супругой вдовой ветерана участника Великой Отечественной войны ФИО6 умершего ДД.ММ.ГГГГ, при обращении в администрацию Ромодановского муниципального района с заявлением о постановке её на учёт как гражданки нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановлением администрации Ромодановского муниципального района РМ от 19.08.2011 года ей было отказано в принятии её в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Из материалов дела и паспорта следует, что Макарова Анастасия Яковлевна ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> жилой площадью 44 кв. м. (л.д.6). Как следует из акта визуального обследования объекта недвижимости от 16.02.2010 года дома по адресу Республика <адрес>, дом требует капитального ремонта внутри и снаружи помещения. (л.д.7) Из копии акта обследования технического состояния жилого дома по адресу: <адрес>, от 27.12.2009 года, следует что, дом не пригоден для нормального проживания и эксплуатации. (л.д.13-34)

Из свидетельства о государственной регистрации права от 7 марта 2003 года следует, что Макарова А.Я. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является собственником квартиры в <адрес>, общей площадью 35,3 кв. м. на основании договора купли - продажи от 13.02.2003 года (л.д. 10).

Из договора купли-продажи квартиры от 12.05.2011 года следует, что Макарова А.Я. продала, а покупатель ФИО3 купила квартиру находящуюся по адресу: <адрес>.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 03.06.2011 года следует, что на основании договора купли-продажи от 12.05.2011 года за ФИО3 зарегистрировано право собственности на квартиру общей площадью 35,3 кв. м. по адресу: <адрес>

Из справки представленной начальником МО УФМС по РМ в Ичалковском районе ФИО12 следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженка <адрес> с заявлением по поводу утраты паспорта выданный Ромодановским РОВД МВД РМ ДД.ММ.ГГГГ в период январь-март 2003 года не обращалась.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны (супругам умерших участников ВОВ) предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, в случае если они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечение членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Президентом РФ был издан Указ № 714 от 07.05.2008 года, которым предписывалось необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В соответствии с вышеизложенным, правом на обеспечение жильем в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства имеют не все члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Основания для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий предусмотрены статьей 51 Жилищного Кодекса РФ. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности: являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с статьей 11 Закона Республики Мордовия
от 1 июля 2005 г. № 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. Порядок ведения учета указанных граждан устанавливается Правительством Республики Мордовия.

В целях реализации вышеуказанных законодательных актов постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335 утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, которые определяют порядок ведения администрациями муниципальных образований учета граждан, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, а также порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые были признаны таковыми до 1 марта 2005 года.

Согласно пункта 4 названных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Правил учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется администрациями муниципальных образований по месту жительства граждан. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются лица, постоянно проживающие на территории муниципального образования.

Как следует из пункта 7 Правил, для принятия на учет гражданином подается заявление с приложением документов: документы о составе семьи гражданина-заявителя (справка о составе семьи с места жительства, свидетельства о рождении детей, о заключении брака, решении об усыновлении (удочерении), иные документы, подтверждающие состав семьи); выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; справка организации, уполномоченной в сфере технической инвентаризации, о наличии (отсутствии) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи, содержащая также сведения о совершении гражданами сделок, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, непосредственно предшествующих подаче заявления о принятии на учет; копии паспортов гражданина-заявителя и членов его семьи; акт проверки жилищных условий по установленной форме; документы, подтверждающие право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья; выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об имеющихся правах гражданина и членов его семьи и сделках с недвижимым имуществом;

документы, содержащие сведения о месте проживания за последние 5 лет, на всех членов семьи. Указанные документы представляются в срок не позднее одного месяца с даты их выдачи.

Как следует из материалов дела, 12.08.2011 года в администрацию Ромодановского муниципального района поступило заявление о постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий Макаровой А.Я., являющейся вдовой ветерана Великой Отечественной войны, с необходимыми документами, из которых было установлено, что Макарова А.Я. проживает одна в доме, расположенном по адресу: <адрес>, который 19.02.2010 году признан не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Общая площадь указанного дома составляет 44 кв. метра.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Ромодановского районного совета депутатов Республики Мордовия от 16 октября 2005 года № 2А установлена учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12,5 кв. метров на одного члена семьи. Органом местного самоуправления установлена учётная норма. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В настоящее время Макарова А.Я. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку она хотя и имеет общую жилую площадь указанного дома 44 кв. метра, однако данное жилище требует ремонта.

Вместе с тем согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Поскольку истица до мая 2011 года имела в собственности однокомнатную жилую квартиру в <адрес>, площадью 35,3 кв. м., которая по договору купли-продажи от 12 мая 2011 года Макаровой А.Я. продана родственнице ФИО3 и 03 июня 2011 года данная жилая квартира благоустроенная, в которой имеется водопровод, канализация, отопление, газоснабжение и электроснабжение на основании договора купли-продажи зарегистрирована за ФИО3 Иными словами истица Макарова А.Я. имела жилую благоустроенную квартиру и не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий. И в значении вышеназванного законодательства истица однозначно не была нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Довод истицы о том, что ФИО2 теряла паспорт не состоятелен, опровергается справкой МО УФМС по РМ в Ичалковском районе из которой следует, что ФИО2 с заявлением об утере паспорта не обращалась.

Довод истицы Макаровой А.Я. о том, что вышеназванная квартира, которую она в мае 2011 года продала ФИО3 принадлежала не ей, а дочери ФИО2 не состоятелен, суд не принимает во внимание. Данный довод опровергается материалами дела Свидетельством о государственной регистрации права от 07 марта 2003 года о регистрации права на однокомнатную квартиру общей площадью 35,3 кв. м. за Макаровой Анастасией Яковлевной ДД.ММ.ГГГГ года рождения, справкой БТИ , от 19.07.2011 из которой следует, что за Макаровой А.Я. значится сделка по отчуждению квартиру <адрес>, договором купли продали от 12.05.2011 года, свидетельством о государственной регистрации права от 03 июня 2011 года о регистрации права на квартиру за ФИО3

В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Как следует из вышеизложенного, Макарова А.Я. перестала быть собственником вышеуказанной жилой квартиры только с момента регистрации перехода права собственности к покупателю ФИО3, то есть в июне 2011 года.Таким образом, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок с момента отчуждения истицей принадлежащего ей жилья не истек. В связи с этим на настоящее время она не может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истице правомерно отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Учитывая требования статьи 53 Жилищного кодекса РФ и в соответствии с пунктом 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается, в том числе, и в случае, если не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий.

Макарова А.Я. подавая заявление о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, представила справку от 19.07.2011 г. , выданную Ромодановским отделением Филиала ФГУП "Ростехивентаризация-Федерального БТИ" по Республике Мордовия, в том, что за Макаровой (Коровиной) Анастасией Яковлевной, ДД.ММ.ГГГГ г.р., значиться сделка по отчуждению квартиры <адрес> на основании договора купли-продажи квартиры от 12.05.2011 года.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 03.06.2011 года следует, что ФИО3 является собственником квартиры по адресу <адрес> общей площадью 35,3 кв. м.

Иными словами истица Макарова А.Я. произвела действия по отчуждению принадлежащей ей квартиры путём её продажи родственнице ФИО3, зная на момент совершения сделки о том, что жилой дом, в котором она проживает, признан непригодным для проживания. Действия Макаровой А.Я. повлекли за собой намеренное ухудшение ее жилищных условий.

Данный факт отчуждения истицей жилой квартиры 12.05.2011 года не дает ей права быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 10 Правил учета граждан Макаровой А.Я. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как не истек пятилетний срок после совершения сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий.

В связи с вышеизложенным постановление администрации Ромодановского муниципального района от 19.08.2011 года об отказе Макаровой А.Я. в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий основано на законе и принято в соответствии с законом.

В связи с тем, что истец являющаяся супругой умершего ветерана участника Великой Отечественной войны Макарова Я.Н. произвела действия по отчуждению принадлежащей ей благоустроенной квартиры путём ее продажи, зная на момент совершения сделки о том, что жилой дом, в котором она проживает, признан непригодным для проживания, суд считает, что действия Макаровой А.Я. повлекли за собой намеренное ухудшение ее жилищных условий, что не дает ей права быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истец не представила достоверные доказательства в подтверждение своих требований.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Макаровой А.Я. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Макаровой Анастасии Яковлевны к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании недействительным постановление от 19 августа 2011 года администрации Ромодановского района Республики Мордовия об отказе Макаровой Анастасии Яковлевне в принятии на жилищный учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании Макаровой А.Я. нуждающейся в улучшении жилищных условий; об обязании администрации Ромодановского муниципального района РМ поставить на учёт Макарову Анастасию Яковлевну проживающую в Ромодановском <адрес> качестве нуждающейся вдовы участника Великой Отечественной войны в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Мордовия в течении десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме, через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.

Судья В.В. Пурцакин