о признании незаконным отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело № 2-414/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 октября 2011 года р.п. Ромоданово

Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Образцовой С.А.

при секретаре Барановой М.И.

с участием в деле: истицы Скудовой А.Ф.,

представителя ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия – Кузьминцева С.Н., действующего на основании доверенности от 2 марта 2011 года,

рассмотрел в открытом судебном заседании в п. Ромоданово дело по иску Скудовой Александры Федулловны к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Скудова А.Ф. обратилась в суд с иском к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав в обоснование, что она как вдова инвалида участника войны не имеет в собственности жилья, предоставленного государством. Постановлением администрации Ромодановского муниципального района от 01.04.2011 года № 177 в постановке ее на учет отказано по тем основаниям, что 03.04.2009 года она подарила своей внучке жилой дом, т.е. намеренно ухудшила свои жилищные условия. Просит признать незаконным постановление администрации Ромодановского муниципального района от 01.04.2011 года №177 об отказе в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; признать ее, нуждающейся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия принять ее – вдову инвалида Великой Отечественной Войны, на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.

В судебном заседании истица Скудова А.Ф. исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просила их удовлетворить, при этом пояснила, что она является вдовой инвалида Великой Отечественной Войны – Скудова Н.И., умершего 24.03.1984 года. 17.03.2011 года она обратилась в администрацию Ромодановского муниципального района с заявлением о принятии ее на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. Однако ей было отказано в этом, в связи с тем, что не истек пятилетний срок после совершения ею сделки дарения жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности, расположенного по <адрес>, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий. Настаивает, что в ее действиях отсутствует намерение на ухудшение ее жилищных условий с целью предоставления другого жилья. Так как, договор дарения земельного участка с жилым домом, расположенных по <адрес>, она была вынуждена оформить поскольку, в силу своего возраста и состояния здоровья, сама не может себя обеспечивать, ухаживать за собой и поддерживать дом в надлежащем состоянии. Кроме того, договор дарения был оформлен ею практически в момент внесения изменений в законодательство, определяющее права вдов ветеранов ВОВ на улучшение жилищных условий и, следовательно не могла знать о том, что жилищные условия вдов инвалидов войны будут улучшаться. Кроме того, она не знала о последствиях, которые могут возникнуть в результате совершенной ею сделки дарения. До настоящего времени она проживает в указанном доме, в котором отсутствуют надлежащие условия для проживания. Согласно акта проверки жилищных условий, от 16.03.2011 года, она нуждается в улучшении жилищных условий, так как в доме водопровод и канализация отсутствуют, отопление производится газовой форсункой.

Представитель ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия – Кузьминцев С.Н., исковые требования не признал и пояснил суду, что отказ в принятии Скудовой А.Ф. на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, считает обоснованным, поскольку в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 года №335, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий допускается, если не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий, за исключением случаев, если независимо от совершения указанной сделки гражданин может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В апреле 2009 года, Скудова А.Ф. совершила отчуждение, принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, общей площадью 53,7 кв.м., жилой 31,8 кв.м., расположенного по <адрес>. Следовательно, истица совершила действия, намеренно ухудшающие свои жилищные условия, в связи с чем просит в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Скудовой А.Ф. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что Скудова А.Ф., является вдовой инвалида Великой Отечественной войны, и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих (л.д.7,8,9,10).

В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" вдовы инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с статьей 11 Закона Республики Мордовия
от 1 июля 2005 г. № 57-З "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по ведению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья. Порядок ведения учета указанных граждан устанавливается Правительством Республики Мордовия.

Меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов и порядок их предоставления установлены Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 года № 335 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья» №138.

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и их вдов, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Скудова А.Ф. имела в собственности жилой дом, расположенный в <адрес> (л.д.11).

Из свидетельств о государственной регистрации права от 27.04.2009 года, следует, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности ФИО5 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20,21).

Жилищной комиссией 16.03.2011 года, при осмотре жилого дома по месту жительства истицы установлено, что Скудова А.Ф. проживает в доме, принадлежащем на праве собственности ФИО5 в <адрес>. Дом каменный, жилой площадью 31,8 кв.м., состоит из 2 комнат, размерами 20,4 кв.м. и 11,4 кв.м.; кухня – 21,9 кв.м. Комнаты смежные, на 1 этаже, в 1 этажном доме. Комнаты сырые, темные. Имеется газ, отопление газовой форсункой. Отсутствуют водопровод и канализация (л.д.17-18).

Постановлением администрации Ромодановского муниципального района от 01.04.2011 года № 177, в постановке истицы на учет отказано по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 10 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 25.08.2005 года №335 (л.д.19).

В соответствии со статьей 51 ЖК Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Ромодановского районного совета депутатов Республики Мордовия от 16 октября 2005 года № 2А, установлена учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 12,5 кв. метров на одного члена семьи.

В судебном заседании бесспорно установлено, что истица проживает в доме, общей площадью 53,7 кв.м., жилой 31,8 кв.м., по адресу: <адрес>.

Таким образом, обеспеченность истицы жилым помещением составляет больше установленной, органом местного самоуправления, учетной нормы.

Из положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47,следует, чтонастоящее положение распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от форм собственности, расположенные на территории России. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами. В поселениях без центральных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных (п.2, 12).

При таких обстоятельствах, довод истицы о непригодности жилого помещения для проживания, суд не может принять во внимание, поскольку отсутствие центральной канализации, водопровода, не является основанием для признания жилья не годным для проживания.

Кроме того, собственником настоящего жилого помещения является ФИО5, на которой лежит бремя содержания в надлежащем состоянии жилого помещения.

Таким образом, оснований, установленных статьей 51 ЖК Российской Федерации для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий, не имеется.

Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В связи с изложенным, до истечения указанного срока, указанные граждане, в том числе и Скудова А.Ф. не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Оформление договора дарения дома обоснованно ответчиком расценено как намеренное ухудшение истицей жилищных условий. Мотивы, по которым совершила дарение истица, не имеют в данном случае значения, поскольку истица осознавала, что договор дарения влечет прекращение ее право собственности на дом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Скудовой А.Ф. правомерно отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь статьей 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Скудовой Александры Федулловны к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным постановление № 177 от 01 апреля 2011 года администрации Ромодановского района Республики Мордовия об отказе Скудовой Александры Федулловны в принятии на жилищный учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; о признании Скудовой Александры Федулловны нуждающейся в улучшении жилищных условий; об обязании администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия поставить на учёт Скудову Александру Федулловну-вдовы инвалида Великой Отечественной войны, проживающую в Ромодановском муниципальном районе, <адрес>, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 10-дневный срок, в Верховный суд Республики Мордовия, через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий С.А. Образцова